Аргументы Недели → Общество № 36(680) от 18.09.19 13+

Арктика и аэропорт Черевичного

, 19:54

Битва за Арктику и российское присутствие в ней продолжается. Недавно Минприроды РФ на ВЭФ-2019 отчиталось о завершении дополнительных научных исследований для расширения границ РФ в Арктике. Впрочем, из-за политической подоплёки окончательную точку в этом вопросе ставить ещё рано. Тем не менее вклад учёных, которые доказывают наши притязания на северные территории, огромен. И здесь, пожалуй, самое время вспомнить о тех героях, с которых, по сути, этот путь начинался. Одним из них был полярный лётчик, настоящий ас своего дела, Иван Черевичный.

В НАЧАЛЕ XX века полярники были кем-то вроде нынешних космонавтов. Немногочисленной элитой, которая в тяжелейших условиях, в местах, где зачастую вообще не ступала нога человека, занималась наукой и исследованиями. Многие из них в итоге действительно стали первооткрывателями. Возможность стать первопроходцем, конечно же, не могла не завлечь молодого пилота-инструктора Осоавиахима Ивана Черевичного, который в 30-е годы ХХ века попросил перевода с аэродрома в Тушино в полярную авиацию. Уж слишком скучно было человеку такого формата в московском небе. В Заполярье Черевичный занимался проводкой судов через льды, разведывал новые трассы, обеспечивал поставку провианта, оборудования и почты на научные станции, а уже в 1938 г. участвовал в снятии экспедиции Папанина с дрейфующей станции «Северный полюс – 1». Работка явно интереснее, чем инструктором, пускай и очень хорошим.

Черевичный был одним из лучших пилотов, кто мог лететь вслепую, и обладал выносливостью, чтобы проводить долгие часы за штурвалом и при этом не терять концентрации. Справлялся он и со сложнейшими вызовами, которые бросали погодные условия и специфика полярной авиации. Подготовленных аэродромов в Арктике же нет, поэтому нужно уметь выбрать самую ровную льдину и аккуратно на неё садиться.

Одно из таких проявлений высочайшего пилотажного мастерства случилось, как раз когда Черевичный со своей командой решил высадиться на Полюсе относительной недоступности. Этот полюс – условная точка, которая равноудалена от суши со всех сторон. До полёта Черевичного на карте Арктики в этом месте было белое пятно. Никто не знал, что же конкретно там находится, так как физически до Полюса относительной недоступности никто добраться не мог. Ходили даже легенды о небывалых землях с тёплым климатом. Однако в апреле 1941 г. тайна – что же там скрыто – пала после высадки советских полярников на льдину. Хотя этого могло и не произойти, если бы 26 марта, в самом начале экспедиции, Черевичному не удалось посадить самолёт из-за поломки одного из моторов. Осложнялось дело тем, что садиться пришлось с полными баками. А это значит, что любая неровность могла бы привести к катастрофе.

Благодаря этой экспедиции удалось установить, что дно в том районе не настолько глубокое, как считалось раньше. Также были проведены метеорологические наблюдения, которые установили, что в это время года здесь действует устойчивый антициклон. Так что недоступность действительно оказалась лишь относительной.

 

Аэропорт Черевичного

Большинство своих вылетов Черевичный совершил с аэродрома, который находился неподалёку от нынешнего аэропорта Васьково. Он всего в 12 км от Архангельска и обслуживает в основном местные перевозки. Можно сказать, эта точка – начало многих подвигов советских полярников и лично Черевичного, который 30 лет летал отсюда в Заполярье.

Сегодня есть предложение от инициативной группы назвать этот аэродром именем советского полярного аса. В конце концов, более 40 аэропортам федерального уровня были присвоены имена выдающихся российских деятелей. Причём делалось это в просветительских и туристических целях. Так чем же региональный аэропорт Васьково хуже? Тем более что коллектив 2-го архангельского авиаотряда и работники аэродрома не против.

Однако, для того чтобы увековечить память героя, инициативной группе необходимо пройти весьма тернистый путь до президента РФ. Только он, согласно существующим правилам, может подписать указ о присвоении имени аэропорту.

Путь довольно тернистый, одного письма недостаточно. Необходимо собрать 500 подписей за присвоение имени. Затем подать предложение в местную Архангельскую думу. После их одобрения это идёт в Общественную палату региона, а оттуда уже в Общественную палату РФ. Затем она готовит документы и отправляет их в правительство РФ, которое готовит указ для подписи президента. Вот такое ручное управление. Но деваться некуда, инициативная группа настроена решительно.

Конечно, чем больше и активнее общественность принимает в этом участие, тем быстрее имя героя будет увековечено. Так, например, уже есть письма в соответствующие инстанции поддержать предложение инициативной группы от руководства Росавиации, Русского географического общества, Росгидромета РФ. Но, безусловно, важна поддержка и всех граждан России. В конце концов, победы, открытия и достижения отдельных людей становятся победами всей нашей страны. Поэтому важно помнить своих героев и быть достойными их свершений.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram