«Под пристальным взглядом президента в Тулуне хоть что-то делается, а про Байкальск в региональном правительстве, похоже, вообще забыли». Такое впечатление сложилось у представителей Законодательного собрания Иркутской области — спикера Сергея Сокола и председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента Натальи Дикусаровой — после рабочей поездки в Байкальск. Парламентарии побывали там на прошлой неделе и пришли к выводу, что не зря решили вмешаться в ситуацию. Сами местные власти не справятся, а больше никому, кажется, до городских проблем дела нет.
Восстановление в долг и на личных связях
Напомним, что в конце июля в Слюдянском районе, где расположен город Байкальск, прошли очень сильные и продолжительные дожди. Иркутскую область накрыла так называемая «вторая волна паводков». Разбушевавшаяся вода, спускаясь с гор, сносила все на своем пути. В итоге в городе на местном уровне 28 июля был введен режим «Чрезвычайная ситуация», часть жителей пришлось эвакуировать в пункты временного размещения. В борьбе с паводком задействовали спасателей, технику, ремонтные бригады, людей нужно было кормить и обеспечить предметами первой необходимости.
Как сообщил глава Байкальска Василий Темгеневский, на ликвидацию чрезвычайной ситуации были израсходованы средства местного резервного фонда, и в настоящий момент материальные и финансовые ресурсы для восстановления города после паводков отсутствуют. А работы впереди еще много.
Во время визита Сергея Сокола в Байкальск Василий Темгеневский продемонстрировал председателю ЗС степень разрушений: пострадали мосты, дороги, подмыты фундаменты зданий, жилых домов и общежитий. Парламентарии осмотрели состояние русла рек Большая и Малая Осиновка в поселке Солзан, а также проинспектировали ход восстановительных работ на главном технологическом мосту через реку Солзан, полностью разрушенном в результате паводка. Повреждены и сети водоснабжения и канализации, которые проходят вдоль моста.
«Нам необходимо также компенсировать ущерб, который понесли жители города, — объяснил Темгеневский. — В «пожарном» варианте приходится заниматься и переселением людей из аварийного жилого фонда».
Теперь на полное восстановление инфраструктуры требуется более 2,5 млрд рублей. Чтобы провести аварийно-спасательные мероприятия и готовыми войти в отопительный сезон, на данный момент достаточно и 750 миллионов. Но в местном бюджете даже таких денег нет.
Администрация Байкальского городского поселения обращалась к региональным властям с просьбой о выделении из резервного фонда области средств для ликвидации последствий дождевого паводка. Пока безрезультатно. Получается, что Байкальск остался один на один со своей бедой. Восстановительные работы идут, но в долг, на личных договоренностях администрации — взаймы выделяют ГСМ, технику. Надолго ли хватит подрядчиков?
«Фактически всем занимается один мэр, — констатировал Сергей Сокол. — Существенной помощи от областного правительства пока нет. Основное внимание исполнительной власти сконцентрировано на Тулуне, а про Байкальск забыли. Но ситуация, которую мы видим здесь, требует такого же внимания. Законодательное собрание готово оказать поддержку и для выделения средств на покрытие расходов, которые сейчас несет мэрия, и на привлечение федеральных средств. На территории необходимо ввести режим региональной ЧС, чтобы была возможность привлечь средства областного резервного фонда. Это вопрос, который надо решать срочно. Бездействие исполнительной власти региона, мягко говоря, непонятно. Потому что все, что происходит здесь, не многим отличается от ситуации в тех территориях, где этот режим введен».
В свою очередь Наталья Дикусарова заметила: «Мы констатируем факт, что те муниципальные образования, которые пострадали во вторую волну паводков, сегодня вообще не обеспечены финансами из областного бюджета на ликвидацию последствий наводнения». Глава комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству подчеркнула, что корректировка бюджета, предусматривающая деньги на ремонт жизненно важных объектов в городе Байкальске, должна быть произведена не позднее сентября. По словам Натальи Дикусаровой, парламентарии уже готовятся к рассмотрению этих вопросов, а председатель Законодательного собрания обратился с письмом к губернатору о необходимости незамедлительного внесения изменений в бюджет.
Ядовитые отходы: смоет или не смоет?
Еще один большой объект, который создает сегодня впечатление брошенного — это печально знаменитый Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Его работа, как известно, из природоохранных соображений была приостановлена шесть лет назад, а вопрос с рекультивацией опасных отходов до сих пор не решен. Редакция «АН» не так давно публиковала материал («Что делать с отходами БЦБК», №678/34 от 4 сентября 2019 г.), где авторитетные ученые доходчиво объясняют: при сильных осадках и селях (исторически нередких в Слюдянском районе) высок риск того, что ядовитые отходы из карт-накопителей комбината выплеснутся наружу. В этом случае экологической катастрофы не избежать. «Органика, сульфаты, хлориды, сероводород, метилмеркаптан окажутся в озере. Начинается процесс омертвления воды, кислород связывается, вся рыба и живность дохнет. Весь южный Байкал станет непригоден для обитания живых организмов», — объяснял журналистам кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник Лимнологического института СО РАН Александр Сутурин.
И областные парламентарии серьезно обеспокоены экологической обстановкой в регионе. Они понимают, что вероятность возникновения внештатной ситуации высока. Нельзя и дальше медлить с решениями. «Депутаты Законодательного собрания Иркутской области направят письмо о необходимости скорейшей рекультивации карт-накопителей отходов БЦБК на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и руководителя федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светланы Радионовой», — заявил во время рабочей поездки в Байкальск Сергей Сокол. Он и сам убедился: из-за обильных дождей карты с отходами практически переполнены. Все прекрасно понимают, какого масштаба бедствие может случиться при их повреждении.
«Нужно действовать немедленно, — убежден спикер ЗС. — Однако, несмотря на поручение президента страны, данное 4 года назад, сейчас работы по ликвидации отходов бывшего предприятия не ведутся, хотя на них выделяются средства из областного и федерального бюджетов. До настоящего времени не определена даже технология ликвидации отходов. И правительство региона, предполагая, какие могут быть последствия, до сих пор ничего не делает. А заложниками ситуации остаются не только жители Байкальска, которые уже устали ждать перемен, но и население всей прибрежной зоны озера. Наша общая задача — достучаться до исполнительной власти региона».
Сергей Сокол пообещал, что в ближайшее время депутаты рассмотрят вопрос по Байкальску и БЦБК на площадке Законодательного собрания. «Необходимо наше срочное вмешательство, так дело больше оставлять нельзя. Мы пойдем тем же путем, что пошли с «Усольехимпромом», — подчеркнул парламентарий. — Мы привлечем к решению вопроса федеральные структуры».
Такой опыт у региональных парламентариев уже действительно есть. Светлана Родионова была приглашена на площадку в Усолье, и после этого визита много лет «провисавший» вопрос с демеркуризацией территории «Усольехимпрома» сдвинулся с мертвой точки. «Мы успели зайти в госпрограммы, которые раньше упускались. Теперь с предусмотренными 1,7 млрд рублей в рамках программы «Чистая страна» можно действовать. По той же схеме нужно работать в Байкальске — выходить на федеральный уровень напрямую. Столько лет упущено! Каждый день, который мы теряем, ожидая от кого-то еще реакции, кратно повышает риски и для озера и для жителей соседствующих территорий. Пока мы не видим, чтобы кто-то серьезно занимался отходами БЦБК. Значит, будем заниматься мы», — уверенно заявил Сергей Сокол.