Аргументы Недели → Общество № 34(678) от 04.09.19 13+

Отгремел МАКС-2019. Следующий снова примет Жуковский!

, 19:52 , Обозреватель отдела Промышленность

Когда летает «Эрбас» А350, становится страшно – кажется, что эта громадина еле-еле держится в воздухе, почти застывает на месте. Конечно, это обман зрения из-за солидных размеров самолёта, но всё же французские лётчики-испытатели на самом деле творят чудеса.

А Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев шумно восторгается пилотажем нашего Су-35:
– 30 тонн зависают на месте за счёт мощных двигателей с управляемым вектором тяги! 30 тонн! Американцы до сих пор этого не могут делать!

Но главное, никаких переносов авиационно-космического салона в парк «Патриот» и Кубинку не будет. Мы победили! 

 

L-410 – 50 лет в строю

На статичной экспозиции заметил очень интересный самолёт L-410UVP-E20. Сокращение «УВП» означает «укороченная взлёт-посадка». Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние 1500 км. Рядом стоят шасси-вездеходы с пневматиками-колёсами раза в два по ширине и диаметру больше штатных. Они предназначены для полётов на мягкий грунт. Тут же лежат лыжи для полётов на снег, поплавки для водной стихии. Производитель утверждает, что смена типов шасси производится авиатехниками в течение одного рабочего дня.

 

L-410

В 1960-х годах у гражданской авиации СССР возникла необходимость создания компактного ближнемагистрального пассажирского самолёта, способного вмещать до двух десятков пассажиров и взлетать и приземляться на сельские аэродромы с грунтовой ВПП. Ставка делалась на высокую экономичность такого самолёта, поэтому в качестве силовых установок выбрали турбовинтовые двигатели. Такой самолёт был разработан в ОКБ Бериева и получил обозначение Бе-30. Однако победил социалистический интернационал – работу над аналогичным самолётом поручили по линии СЭВ и авиационным предприятиям ЧССР. Первый полёт состоялся в 1969 году. В 1977 году началась эксплуатация L-410 в условиях Крайнего Севера.

 

ТВ7-117СТ под крылом Ил-76ЛЛ

ПД-14 тоже под крылом лаборатории

В сентябре 2013 года Уральская горно-металлургическая компания приобрела 100% акций чешской компании Let Kunovice (Aircraft Industries). Таким образом, УГМК стала единственным собственником Aircraft Industries. В 2018 году начата сборка хорошо известного в России и мире самолёта L-410 на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге.

Но и это ещё не всё. Правый двигатель с открытым капотом на L-410 оказался не «американец» GE H80-200, а отечественный ВК-800С! На самом деле климовский двигатель ещё не летал, он проходит стендовые испытания. Полёты планируются в следующем году. Сейчас это просто демонстрационный образец, который установлен на крыло. После завершения сертификации двигателя ВК-800С предполагается устанавливать его на этот многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ). По характеристикам он полностью соответствует штатному для L‑410UVP-E20 от «Дженерал Электрик» – те же 800 л.с. мощности. На глазах происходит импортозамещение – замена американского двигателя на отечественный. И это хорошо.

В рамках процесса локализации на самолёте устанавливается отечественное бортовое оборудование. Уровень локализации должен к 2021 году составить более 70%, проектная мощность – до 20 самолётов L-410 в год. В перспективе также планируется модернизировать и начать на УЗГА выпуск 40-местного турбовинтового самолёта Let L-610, который в свое время был разработан чешской фирмой по заказу «Аэрофлота».

Из демонстрации L-410 с набором дополнительных опций и отечественным двигателем ВК-800С можно сделать вывод, что местные воздушные линии (МВЛ) в виде этого самолёта получат новое дыхание при условии заинтересованности государства и регионов. Самолёт назвать устаревшим нельзя – он эволюционировал, модернизировался, оснащался современными системами. К слову, его очень любят парашютисты.

 

Лимузин из Дагестана

Мастер спорта международного класса, двукратный чемпион СССР, чемпион России, Европы, призёр чемпионата мира по высшему пилотажу Муслим Гасанов прилетел на МАИ-411 из Кизляра ипилотировал его на демонстрационном полёте:

– От самолёта самые положительные эмоции. Великолепный самолёт! Летал на нём до десяти часов в день, и никакой усталости. Из Дагестана до Москвы с посадкой в Воронежской области для дозаправки – у него дальность 1500 километров, а тут 1800 выходит.

– Рассматривали самолёт в санитарном варианте?

– Объём кабины позволяет.

– Бочки на нём крутить можно?

– Можно, но он не предназначен для этих целей. Пока я очень осторожно с ним работаю, а возможности у самолёта очень большие.

4-местный двухмоторный МАИ-411. Самолёт – проверено испытателями – спокойно летит на одном двигателе. Два двигателя – это безопасность. Плюс парашютно-спасательная система от компании МВЕН.

Комфортно себя чувствуют пассажиры даже под два метра ростом и весом за 140 килограммов – проверено на практике. На заднем ряду в самолётике удобно, как в представительском лимузине.  

Самолёт практически полностью изготовлен из композиционных материалов, следующие три летательных аппарата, их уже строят на «Концерне КЭМЗ», станут заметно легче: фюзеляж и крыло будут производиться уже промышленным методом в автоклавах.

 

Под крылом летающих лабораторий

Как и на прошлом МАКС‑2017, под крылом двух Ил-76ЛЛ (летающая лаборатория) ЛИИ им. М.М. Громова висят двигатели, которые проходят доводку и испытания, – ПД-14 и ТВ7-117СТ. Что настораживает, давно пора закончить и приступить к серийному производству. ПД-14 ждёт магистральная авиация, в первую очередь МС‑21, ТВ7-117СТ будет летать на лёгком военно-транспортном Ил-112 и пассажирском «регионале» 64-местном Ил-114. Можно предположить, что Ил-112 и Ил‑114 станут звёздами авиасалона МАКС-2021. И тот и другой самолёт готовят к серийному производству, Ил-112 уже совершил первый полёт, а для Ил‑114 Воронежский авиазавод ВАСО уже начал делать элементы крыла, оперения. В середине августа из Воронежа в адрес завода РСК «МиГ» в Луховицах, где будет осуществляться финишная сборка лайнера, уже отправили центроплан. Соглашение между АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» с ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» на поставки Ил-114-300 начиная с 2023 года включает в себя положение, что при проектировании будет предусмотрена эксплуатация этих воздушных судов  с грунтовых взлётно-посадочных полос.

Ведомство Юрия Слюсаря посчитало самолёты

ОАК прогнозирует – в ближайшие 20 лет основным спросом будут пользоваться узкофюзеляжные самолёты вместимостью 166–200 кресел. Потребность в воздушных судах данной вместимости оценивается на уровне 20,5 тыс. штук. А весь мировой спрос на гражданские пассажирские самолёты до 2038 года оценивается почти в 44,3 тыс. лайнеров на астрономическую сумму 6,35 трлн долл. США в каталожных ценах 2019 года. Доля российского сегмента оценивается в 2,9% в стоимостном и 3,3% в количественном выражении от мирового рынка в целом. В лидерах, естественно, Китай.

Уникальные и исторические

МАКС-2019 повернулся лицом к исторической технике. Впервые после 2007 года публике показали Су-47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла, внешне совершенно фантастический истребитель-перехватчик. Обратная стреловидность обеспечивала машине сверхманевренность, но предъявляла особые требования к прочности. Можно сказать, что это самолёт-предтеча Су-57 (ПАК ФА), которые блистали на авиасалоне, завоёвывали сумасшедшими фигурами высшего пилотажа симпатии президентов России и Турции. У Су-57 крыло традиционное, а сверхманевренность достигается за счёт управляемого вектора тяги двигателей. На статике засветился ещё один ветеран – МиГ-1.44. По большому счёту этот самолёт и должен был стать первым истребителем пятого поколения. Но он родился не в то время – эскизный проект был утверждён в 1991 году. Самолёт был построен в 1999‑м, но тогда МАПО-МиГ сотрясали финансовые скандалы, и на первый план вышел проект ПАК ФА фирмы «Сухой». А характеристики у МиГа были заявлены выдающиеся – сверхманевренность, малозаметность для радаров, скорость на высоте 3200 км/ч, дальность – 4000 километров, боевая нагрузка – 12 тонн… Есть версия, что ряд технологий и общие виды самолёта были переданы, а точнее, проданы Китаю – уж очень китайский фронтовой истребитель 5-го поколения J-20 похож на этот МиГ.

Фото АГН «МОСКВА» / А. Никеричев

Здорово смотрится яркий пилотаж на МиГ-15УТИ. Это двухместная учебная версия истребителя МиГ-15, на которых советские лётчики били американские летающие крепости и Сейбры в небе Кореи. Это единственный на сегодняшний день летающий МиГ‑15 в нашей стране. Куда больше их в США и Европе. Он был восстановлен благодаря российскому меценату Андрею Чижику. Всего в СССР было построено 13 131 МиГ-15, вместе с выпускавшимися по лицензии в других странах выпущено 15 560 самолётов, что делает этот истребитель самым массовым реактивным боевым самолётом в истории авиации. В разное время он состоял на вооружении около 40 стран.

Муслим Гасанов прилетел из Дагестана на МАИ-411

Летали и настоящие раритеты – штурмовик Ил-2 и высотный по меркам своего времени истребитель МиГ-3. Их восстановили до лётного состояния в Новосибирске. На земле эти ветераны производят грозное впечатление, а вот в небе они заметно уступают по лётным характеристикам современной технике.

МАИ-411

Знаменитый штурмовик Великой Отечественной, самый массовый боевой самолёт в истории авиации (построено 36 тысяч штук!), выглядел в полёте несколько медлительным и тяжеловесным. На стоянке рядом с самолётами был установлен стенд с фотографиями, в каком виде эти машины извлекали из озёр и болот.

 

Вандализм? Нет, любопытство!

Забавно было наблюдать, как зрители облепили Ка-52К – разведывательно-ударный вертолёт корабельного базирования. Его принципиальное отличие от сухопутного варианта Ка-52 «Аллигатор» – складывающиеся лопасти несущих винтов для экономии места. Броня из композитов устояла под напором поклонников камовской фирмы. А вот полноразмерный макет китайского многоцелевого ударного беспилотного летательного аппарата Wing Loong II зрительского интереса не выдержал. В последний день десятки детей облепили и оседлали немаленький дрон, и основные стойки шасси… подломились. Китайские СМИ возмущённо написали, что «дети начали буквально крушить аппарат». Это, конечно, не так, просто не стоило допускать вольностей с нежной техникой.

 

Ту-144 за 2, 5 часа

Чтобы подняться в салон сверхзвуковой легенды пассажирской авиации Ту-144 в бизнес-дни, достаточно было постоять 10–15 минут в небольшой очереди. В дни массовых посещений считаные минуты превратились в часы. Знакомые зафиксировали время – в субботу утром неистребимое желание попасть в салон советского «суперсоника» вылилось в два с половиной часа ожидания.

 

МиГ-35 обретает экспортные перспективы

Можно поздравить РСК «МиГ» с победой – МиГ-35 пошёл в серийное производство. Это придаст устойчивости знаменитой фирме. Есть надежды победить в индийском тендере на 110 самолётов.

МиГ-35

Авиасалон посетила индийская делегация, которую возглавил начальник главного оперативного управления штаба ВВС Индии маршал авиации Амит Дэв. Лётчики-испытатели ВВС Индии полковник Редди и подполковник Рой получили возможность совершить два вылета на самолёте МиГ‑35.

МиГ-3

Россия готова поставить самолёты для индийских ВВС на особых условиях.В конкурсе ещё будут французский Rafale, американский F/A‑18, европейский Typhoon, американский F‑16 и шведский Gripen E. Козыри МиГ‑35 – сверхманевренность и самая высокая тяговооружённость среди всех современных истребителей. Несколько стран уже обратились к России по поводу возможной покупки МиГ-35, полученные заявки прорабатываются, сообщил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram