> Нельзя делить журналистов на «хороших» и «плохих» - Аргументы Недели

//Общество 13+

Нельзя делить журналистов на «хороших» и «плохих»

№  () от 3 сентября 2019 [«Аргументы Недели », Игорь МОЛЧАНОВ ]

С 21 по 26 сентября 2019 г. в Сочи в известной с советских времён гостинице «Жемчужина» состоится форум современной журналистики «Вся Россия – 2019», организатором которого, как обычно, выступил Союз журналистов России (СЖР). В преддверии этого знакового события мы встретились с главой Союза журналистов России Владимиром СОЛОВЬЁВЫМ.

– В ПРОШЛОМ году, когда СЖР отмечал 100‑летний юбилей, «Аргументы недели» опубликовали с вами интервью. В числе прочего прозвучало, что пришлось перестраивать не только работу союза, но и личный график. Как с этим обстоят дела сейчас? По-прежнему не вылезаете из самолётов?

– За прошедший год в этом плане ничего не изменилось. Такого драйва, как сейчас, у меня, наверное, не было никогда, даже в самые горячие времена. По-прежнему в моей жизни – самолёт – поезд – машина.

Но такой график себя оправдывает. Авторитет СЖР растёт. В него вступает очень много молодых людей. Причём целыми редакциями. В регионах практически везде принимают губернаторы. С ними идут беседы о развитии СМИ в регионе. Поступают предложения о партнёрстве. Помните, в прошлогоднем интервью мы говорили о том, что мне довелось пообщаться с президентом страны Владимиром Путиным, и мы говорили, что надо разработать ряд мер, которые могли бы дать возможность и дополнительной страховки, и реабилитации, и много чего ещё для журналистов, которые решаются ехать из мирной жизни в военное пекло?

– Конечно, помним. Тем более учитывая личный в прямом смысле боевой опыт работы в горячих точках, вы наверняка помогаете коллегам, которые трудятся сейчас в подобных местах. Кстати, что можно им посоветовать?

– Так вот, в итоге вышел указ о разработке дополнительных мер по поддержке журналистов, которые работают в местах конфликтов. Там есть положение о выплате до двух миллионов рублей родным и близким журналиста в случае его гибели. Есть различные градации по ранению и набор защиты. Чётко указано, в каких случаях иметь или, наоборот, не иметь надпись «ПРЕССА».

В начале сентября мы запускаем бесплатные курсы для наших коллег, где как раз и будем рассказывать об этом и учить их правильно вести себя в опасных точках. Совместно с НИИ МЧС мы получили на это грант.

Подготовка будет как теоретическая, так и практическая. Она будет проходить на самом большом полигоне МЧС в подмосковном Ногинске. Коллеги должны понимать, как себя вести – на уровне рефлексов – в экстремальных ситуациях. Причём это касается не только боевых действий, но и любых других нестандартных ситуаций: наводнения, вулканы, ураганы. И как раз работники МЧС, ветераны боевых действий будут вести эту практическую часть.

– В том же прошлогоднем интервью прозвучало, что нынешняя должность нравится тем, что над вами нет начальника. Испытываете ли сейчас какое-то «давление сверху»? И можно ли считать СЖР действительно независимой организацией, учитывая, что там состоят по большей части журналисты из, скажем так, «официальных» СМИ, которые зависят от властей? Такая ситуация особенно характерна для регионов.

– Это действительно так.Знаю не понаслышке,поскольку в СЖР 84 региональных отделения. Основная часть коллег работает, скажем так, в «провластных» СМИ. Но у нас много и тех, кто представляет и частные издания, и оппозиционные.

Никакого давления сверху нет. Мы сами решаем, что нам делать, как работать. Понятно, что поскольку я работал в кремлёвском пуле, то у меня обширные связи как с коллегами, так и с людьми, которые представляют власть. Но нет давления, а есть общение. Обмен информацией, совместная работа. Например, с их стороны может быть просьба поучаствовать в журналистских форумах. Почему нет? Наоборот, это полезно и информативно.

Вот, например, на традиционный медиафорум собирается приехать глава Роскомнадзора Александр Александрович Жаров. У коллег есть к нему вопросы.

Активно общаемся с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Кроме того, я состою в Совете по правам человека, в комиссии по защите печати и СМИ и международном отделе. А глава комиссии – главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев.

И вообще главная наша фишка, которая была придумана за последнее время, – это инфорумы. Они активно идут по стране и охватывают всё больше и больше регионов и коллег. В прошлом году прошло 22 инфорума, в которых приняли участие 4254 человека.

В нынешнем году за истекший период прошло более десяти инфорумов: в Благовещенске, Кургане, Липецке, Волгограде, Северной Осетии, Курске, Ставрополе, Уфе, Воронеже, Подмосковье, Оренбурге, Якутске.

– Вы упомянули о традиционном медиафоруме в Сочи, который пройдёт в конце сентября. В прошлом году в нём приняли участие представители 29 регионов. Сколько планируете охватить сейчас? Какие основные вопросы будут затрагиваться? Кто из топовых персон российской журналистики и не только планирует посетить форум и выступить на нём?

– Медиафорум в Сочи – уникальное событие. Такого формата нет нигде в мире. И такого количества представителей СМИ никто и никогда не собирал. Аккредитовалось уже более 1000 человек. В прошлом году было 1200, но эту цифру явно перекроем. В «Жемчужине» уже нет мест, будем бронировать соседние отели.

«Жемчужина» находится близко к морю, там прекрасный тёплый бассейн рядом, набережная с шашлыками и другими праздниками жизни круглые сутки. Плюс ещё в самом разгаре бархатный сезон. Но прошлогодний форум показал, что людей в первую очередь интересует, что будет происходить в аудиториях. На форуме планируется работа телевизионной и юридической гостиных, будут выставочная и спортивные площадки и многое другое.

Приедут на форум уже вышеупомянутый Жаров – глава Роскомнадзора, надеюсь, приедет Фёдор Лукьянов – главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», политолог. Должен быть Алексей Пушков – известный журналистипредседатель комиссиипоинформационной политике и взаимодействию со СМИ Совета Федерации.

Павел Гусев даст мастер-класс, Анатолий Кузичев расскажет о современной журналистике. Круглый стол по вопросам регионального телевидения проведёт Александр Широких. Будет и Елена Малышева,которая расскажет о здоровье. Выступит известный журналист-путешественник Михаил Кожухов.

Кстати, о путешествиях. Форум посетят руководители СЖ Кипра и Болгарии. Они уже сообщили о преференциях, которые получат члены российского союза. В санаториях этих стран полупансион в сезон проживания будет обходиться всего в 16 евро в сутки!

Ну и сообщу о главной сенсации предстоящего форума. Впервые в России состоится заседание Международной федерации журналистов (МФЖ). Недавно организацию возглавил марокканец Юнис Мджахед. И впервые в истории (с момента образования МФЖ в 1926 году) вице-президентом стал представитель России, руководитель Международного отдела Союза журналистов России, секретарь СЖР Тимур Шафир.Новый глава – настоящий борец за права человека. В своё время в Марокко он находился 10 лет в тюрьме за левую, профсоюзную, деятельность. По итогам заседания есть планы на ближайшей Ассамблее ООН продвигать принятие декларации прав журналистов.

– Как раз в продолжение темы следующий вопрос. СЖР призван защищать журналистов от разного произвола, начиная от арестов, как было с Иваном Голуновым, заканчивая давлением от разного рода «структур». Можете привести примеры, когда удалось защитить коллег? Какие моменты беспокоят больше всего? Какие трудности? Находите ли компромиссы с властями? С правоохранительными структурами?

– Никаких компромиссов с властями нет! Практически каждый день я подписываю бумаги в адрес губернаторов, полиции, прокуратуры. В регионах сталкиваемся с фактами, близкими к цензуре. Дела, подобные делу Ивана Голунова, получают большой резонанс. Но проблема в том, что по той же статье, которую пытались вменить Голунову, в тюрьмах находятся другие наши сограждане.

Наш коллега из Иваново Андрей Евгеньев по схожему обвинению сидит в тюрьме уже почти два года! Уже отправлено соответствующее письмо главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Уже выяснили, что те два человека, которые задерживали Евгеньева, – «оборотни в погонах». При этом журналист продолжает оставаться в заключении. Считаем, что надо пересмотреть статью УК, потому что сейчас недобросовестные сотрудники правоохранительных структур могут очень легко сфабриковать уголовные дела. Они могут подбрасывать наркотики, вымогать деньги.

Конечно, мониторим все митинги. Рекомендуем коллегам иметь на таких мероприятиях бейджик прессы и жёлтый жилет. В отличие от Франции – у нас он защищает. Мы разместили специальную инструкцию, своеобразную памятку на сайте СЖР и в соцсетях, как вести себя на подобных мероприятиях, какие у журналиста права и обязанности. Есть статья 141 – «препятствие работе». Но тут важно различать нюансы. Если человек идёт на митинг как гражданин, то у него одни права и обязанности. А если как журналист, то эта статья – степень охраны. Но тогда не нужно кричать лозунги, держать в руках плакаты.

– Как сказал Владимир Путин, патриотизм – ключевая национальная идея в России. Как, на ваш взгляд, эта тема подаётся на различных площадках?

– Лично для меня патриотизм – одно из важных самоощущений человека. Иногда коллеги стесняются говорить об этом, а зря. Ведь, несмотря на проблемы, в нашей стране происходит и много хорошего. Строятся мосты, дороги, предприятия. Сейчас СМИ разделились на два лагеря: на тех, кто радуется, и тех, кто критикует. Но для меня они все – коллеги. Не разделяю их на «хороших» и «плохих».

Вот недавно был на подведении итогов, где вручались призы журналистам, которые делают хорошие новости. И я им сказал: ребята, вы герои, занимаетесь хорошим делом. Ведь хорошие новости продаются хуже, чем плохие.

– Бытует мнение, что мы проигрываем коллегам с Запада по поводу продвижения своих идей, в подаче информации, в грамотном распространении её на мировых площадках. Есть ли сдвиги в эту сторону?

– Так сложилось, что я учил французский и балканские языки. Выступал на конгрессе в Париже, который проходил в зале мэрии. Огромный зал. И я им объяснял, что мы с юмором относимся к англосаксонскому мейнстриму о том, что в России или плохо, или никак.

Ну а если глобально, то ситуация непростая. Информационная война идёт без соблюдения правил и моральных норм. Создаются «белые» и «чёрные» списки прессы. Стараются заглушить голоса, которые не идут в ногу с общим мейнстримом. Вот я смотрю западные каналы, читаю их прессу, и у меня впечатление, что я вернулся в советские застойные времена. Ощущения такие, что там выполняют какую-то команду, как в своё время газета «Правда» слушала указания ЦК партии. Даже язык похож. Всеми уважаемый декан факультета журналистики МГУ Ясен Николаевич Засурский, который много десятилетий специализируется по прессе США, заявил, что в западных СМИ свободы печати больше нет. А свобода мнений и распространения информации – это главное, что должно быть в журналистике.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте