Каждый год армия России проводит стратегические учения, на одном из направлений – «Запад», «Восток», «Центр», «Кавказ». Они сменяют друг друга по очереди – в прошлом году это были беспрецедентные по масштабу манёвры (двусторонние стратегические учения) «Восток-2018», сравнимые разве что с несколькими учениями и манёврами советского времени. В них участвовало более 305 тыс. военнослужащих. В этом году пройдут учения «Центр-2019», активная фаза которых начнётся 16 сентября. Но, по сути, они уже идут, только называются иначе.
Масштаб внушает
Нынешний «Центр», конечно, не дотянет по масштабу до прошлого «Востока». Для этого в зонах его проведения просто нет такого количества войск. Но манёвры значительно превзойдут масштаб 2015 года. Тогда отрабатывались различные варианты проведения операции в Сирии, которая в то время официально ещё не началась, но вовсю готовилась. Четыре года назад официально число участников составило 95 тыс. человек, более 7 тыс. единиц бронетехники и артиллерии, более 170 летательных аппаратов и 20 кораблей. В этом году будет 128 тыс. человек, более 20 тыс. единиц бронетехники и артиллерии и более 600 самолётов и вертолётов и порядка 20 кораблей.
Правда, к данным о численности стоит отнестись с изрядной долей скептицизма, и вот почему. В связи с существованием Венского документа о доверии 2011 года учений в европейских округах с численностью участников более 13 тыс. человек стараются не проводить. Вместо этого крупные учения разбивают на десяток мелких с другими названиями. Так поступают не только в России, но и в НАТО. Так что это секрет Полишинеля.
Основная часть манёвров пройдёт на азиатских полигонах в России – в Чебаркуле, Юрге, под Алейском и так далее. Там нет смысла заниматься манипуляциями такого рода. Но часть учений «Центр» состоятся в европейской части страны на полигонах Донгуз, Тоцкий и Аданак. Для неё заявлено менее 13 тыс. участников. Причём 2300 человек из них прибудут в Россию из 8 иностранных армий.
Флаги в гости будут к нам
В этом году число стран – участников учений тоже рекордное. В прошлый раз был один Казахстан, а сейчас добавились ещё 2 участника ОДКБ – Киргизия и Таджикистан. А также Узбекистан, Пакистан, Индия и, конечно, Китай. Участие КНР будет весьма масштабным, хотя и чуть меньшим, чем на «Востоке». В Россию прибудет более 1, 6 тыс. китайских солдат, сотни единиц бронетехники, 30 самолётов и вертолётов. И если на «Востоке» от НОАК была смешанная механизированная бригада, то на «Центр» поехали китайские десантники на БМД. Они уже сейчас выдвигаются в Оренбургскую область, чем породили в соцсетях кучу бредовых сообщений типа «китайцы едут нас оккупировать».
А вот армия Монголии, участвовавшая в «Востоке», не приехала. Она только что закончила совместные с Россией регулярные учения «Селенга» на этом же направлении. Стороны занимались борьбой то ли с десантами, то ли с бандформированиями.
Контртеррор против террористов со звёздами и полосами
Официально совместные учения в рамках ОДКБ и ШОС не направлены против кого-то, и вообще они контртеррористические. Но, разумеется, это не так. Масштаб, отрабатываемые задачи, привлекаемые силы и рода войск говорят о том, что «террористы», скорее всего, могут быть одеты в «Мультикам» и нести звёздно-полосатые шевроны.
К примеру, широко привлекаются войска радиационной, химической и биологической защиты и отрабатывают действия в условиях применения ОМП, в частности ядерного оружия. Или, скажем, какие террористы могут разрушить авиабазы, чтобы вынудить нас размещать авиацию на временных площадках? Именно это отрабатывается сейчас.
Широкой является и география учений – от далёкого арктического Севера и тайги, где будут «воевать» арктические части, до степей на юге России и горной местности в Киргизии и Таджикистане. Хотя борьбу с незаконными формированиями на них, как обычно, отработают наряду с уничтожением разведывательно-диверсионных групп и воздушных десантов.
Надо соответствовать гибридным войнам -сейчас почти все операции ведутся с использованием разных иррегулярных формирований и банд, как прикрытия и обеспечения действий армий крупных держав. К тому же Россия может проводить учения хоть по спасению зайцев от наводнения – на Западе их всё равно объявят агрессивными, а на Украине решат, что они направлены против них.
Не обойдётся на этих учениях и без «сирийского опыта». За этим словосочетанием в войсках часто скрывается как реально полезный опыт войны в Сирии вроде отработанных схем взаимодействия войск, так и сугубая кампанейщина, когда под это волшебное словосочетание, открывающее дорогу к поощрениям, запихивается всё что угодно.
Придорожное заведение
Подготовительные учения были крайне интересными. В значительном числе наводились мостовые понтонные и паромные переправы через пять крупнейших рек, в том числе через Волгу. Причём как обычные наплавные мосты, так и железнодорожные. Раньше такие манёвры тоже проводились, но масштаб в этот раз намного больше.
В других эпизодах отрабатывалось распределённое базирование авиации. Часть сил была переброшена на запасные аэродромы, в том числе на ряд заброшенных. Для этого их срочно привели в рабочее состояние. Но куда интереснее эпизод с созданием аэродрома на автотрассе. Это был участок строящейся гигантской скоростной дороги «Западный Китай – Европа», которая будет начинаться в Китае и заканчиваться через 8445 км в Питере. Это один из элементов «Нового великого Шёлкового пути». К слову, китайцы свой участок дороги уже построили, казахи тоже недалеки от того, а в России работы пока идут.
В ходе учений на такой аэродром посадили эскадрилью из 12 бомбардировщиков Су-34, нескольких истребителей и 2 транспортных самолёта Ан-26. Скорее всего, сажали их на участок строящейся трассы «Казань – Оренбург».
Конечно, такие учения на действующих дорогах проводились и ранее, но эти поражают масштабом. На базе ровного участка трассы с площадкой отдыха быстренько возвели стоянку с рулёжками, поставили всё необходимое аэродромное оборудование, нанесли разметку. Впервые на полевой авиабазе использовалась система централизованной заправки (СЦЗ). Самолёт заправляется шлангом от стационарных точек с подземными топливными магистралями и резервуарами, как на обычной АЗС. Такие СЦЗ сейчас имеются не на всех авиабазах, а тут – в поле.
Эта система позволяет в минуту вкачивать в баки 6 самолётам сразу по полтонны горючего. То есть минут за 10–20 можно заправить все, а за 20–40 минут -эскадрилью. Конечно, смотря каких самолётов, – баки-то у всех разные. Испытали и новые автозаправщики, способные заправить один самолёт за несколько минут.
Надо заметить, что в использовании дорог как ВПП нет ничего нового. Но обычно такие учения проводились или с имитацией посадки (потому что перекрывать трассы надолго не хочется), или с посадкой одного или нескольких самолётов. Причём чаще всего неприхотливых и способных садиться хоть на раскисшее поле штурмовиков Су-25. А тут – тяжеленные 45- тонные бомбардировщики Су‑34 и в таком количестве.
Кстати, когда будете ехать по новым автотрассам, то обратите внимание, что площадки отдыха там часто находятся у ровных и прямых участков дороги. Понятно, что сделано это с перспективой их использования в качестве ВПП.
На учениях возводили и полевой грунтовой аэродром у города Соль-Илецк в Оренбургской области. Там разместили эскадрилью боевых вертолётов, транспортные машины Ан-26, Ан-12 и Ил-76, ПВО и противодиверсионное обеспечение. Каждая посадка сопровождалась боевыми вертолётами – как на Хмеймиме. По сути, шла отработка расширения аэродромной сети перед большой войной или её восстановления после массированных ударов крылатыми ракетами.
Политический аргумент
Важен и политический аспект учений «Центр-2019». Сам факт участия индийцев и пакистанцев в совместных учениях дорогого стоит. И всё – под российским командованием, что даёт надежду на повышение уровня сотрудничества между этими странами.
Иностранцев также интересует передовой российский опыт, полученный в операциях ВС РФ последних лет. Можно отметить и всё более явное возвращение в военную орбиту России Узбекистана, который при новом президенте совершил серьёзный разворот к Москве и к объединяющим нас всех ценностям. Бывший президент этой страны Каримов смотрел всё больше в сторону Турции и США. Это ничего хорошего Узбекистану не принесло. К тому же грядущее отступление (бегство) американцев из Афганистана в перспективе может привести к обострению обстановки на южной границе зоны ОДКБ. Это тоже найдёт отражение в плане учений «Центр» – запланированы эпизоды в Таджикистане и Киргизии.
Таким образом, крупнейшие учения армии России из чисто внутреннего мероприятия превращаются в коалиционные с участием союзных и дружественных держав. Это, безусловно, является серьёзным сигналом США и НАТО – если прикинуть боевые потенциалы стран, участвующих в «Центре», то никакие даже самые раздутые цифры из устаревших справочников о мощи НАТО и рядом не стоят.