ДТП и его последствия: почему платит невиновный?
№ () от 27 августа 2019 [«Аргументы Недели Кубань», Игорь ПРИЛУКИН ]
Пенсионер из Тимашевска выплатил больше двух миллионов рублей за то, что врезались в его стоящую машину.
Это дело тянется уже два года, и всё больше создается впечатление, что те, кто должен разобраться в ситуации, попросту ждут, что бывший летчик гражданской авиации Виталий Шардин умрет. И эти надежды небеспочвенны: два инсульта и сердечный приступ — вот что нашел законопослушный и честный человек, отыскивая справедливость.
«Мустанг» подкрался незаметно
Авария произошла 15 августа 2017 года на автодороге Краснодар — Ейск (+ 998 км). Это район станицы Медведовской Тимашевского района.
Заправив свой автомобиль на АЗС, Виталий Шардин вырулил на полосу разгона, убедился, что никому не мешает, и выехал на основную дорогу. Двигался в сторону Краснодара, но ему необходимо было развернуться в противоположную сторону, чтобы ехать домой.
Этот маневр Виталий Андреевич выполнял часто: постоянно заправлялся именно на этой заправке. Доехав до окончания сплошной разметки, он включил левый поворот и, прокатившись еще несколько десятков метров, повернул. Большой угол разворота его внедорожника не позволил закончить маневр сразу, поэтому водитель Шардин стал перпендикулярно — передние колеса оказались на обочине встречной полосы. Виталий Андреевич уже собрался включить задний ход — и тут мощный удар в переднюю левую часть машины!
Когда Виталий Шардин выбрался из искореженного автомобиля, он увидел, что в него въехал «Форд-Мустанг», который двигался в попутном направлении, то есть до момента разворота был позади его внедорожника, притом не сразу, а через машину.
Оказалось, что «Форд» пошел на обгон авто, которое находилось за машиной Шардина и на значительном расстоянии, потому что этому транспортному средству маневр Виталия Андреевича ничем не мешал. Выскочив же из-за попутной машины, водитель «Форда» увидел стоящую на встречной (!) обочине машину и, не справившись с управлением, ударил в ту часть внедорожника, которая к тому же была максимально удалена от проезжей части, то есть находилась за пределами дороги.
Если прибавить сюда то, что Шардин разворачивался всего в полусотне метров после окончания сплошной, да и ограничение скорости на этом участке составляет 70 км/ч, становится очевидным, кто является виновником ДТП. Тем более что в своем объяснении, как видел Виталий Шардин, водитель «мустанга» написал, что двигался со скоростью 100 км/ч и пошел на обгон.
— Когда приехал инспектор и стали разбирать аварию, не было никаких вопросов о виновности. Я ведь стоял. Притом на встречной обочине! Но удар был такой силы, что чувствовал себя очень неважно и всё было как в тумане. А вот у моего оппонента, если так можно выразиться, голова, видимо, была ясная. Но это я осознал уже потом,— говорит Виталий Андреевич.
Разворот виновного
Следует обратить внимание на то, что с самого начала всё шло согласно логике. Виталий Шардин, конечно, переживал, но годы в опасной профессии гражданского летчика приучили на вещи смотреть философски: «Слава Богу, все живы». Не торопил следствие и терпеливо ждал результатов, чтобы получить страховку и заняться ремонтом машины. Но тут произошел неожиданный разворот. Вину начали валить на Шардина.
Мол, он не убедился в безопасности маневра и допустил столкновение, не дав обогнать себя «Форду».
Как такое могло произойти, понять невозможно, если учесть, что удар был на встречной обочине и практически под прямым углом в стоящую машину.
Однако в постановлении инспектор ДПС прямо указал, что виновником аварии является водитель внедорожника Виталий Шардин.
Далее Тимашевский районный суд признает его вину. Шардин обращается в апелляцию, и там решение районного суда отменяют, так как не находят нарушений ПДД в действиях Виталия Андреевича. Кассационная инстанция оставляет решение апелляции в силе. Таким образом, вроде бы всё становится на свои места: виноват водитель «Мустанга», врезавшегося в стоящий на встречной обочине автомобиль. Но это было только начало.
Водитель «Форда» со своим представителем не стали дожидаться решения апелляции и вместе с решением районного суда и постановлением инспектора ДПС отправились в страховую компанию. Там им выплатили 400 тысяч рублей. А после того, как в высоких инстанциях Шардина признали невиновным, они снова обратились в районный суд с гражданским иском о возмещении еще 754 тысяч рублей.
— В районном суде было четыре заседания, но ни на одно истцы не явились,— объясняет Виталий Шардин. — Суд вынес решение: в иске отказать. Но спустя больше месяца, уже через несколько дней, после того как решение вступило в законную силу, мои оппоненты подали апелляционную жалобу и она была принята. Вот тут я понял, что всё более чем серьезно, и обратился в адвокатскую контору, которую нашел в Интернете: судя по отзывам, это была очень серьезная фирма. Но я ошибся. Адвокат пришел всего на одно заседание и больше не появлялся. А когда я стал донимать его звонками, его секретарь обещала сообщить обо мне и связаться. Последнее SMS-сообщение от адвоката, что он мне перезвонит позже, я получил в начале весны. Больше никаких вестей.
А тем временем апелляция удовлетворяет жалобу водителя «Мустанга» и взыскивает с Виталия Шардина совокупно более восьмисот тысяч рублей. Правда, не сразу, а назначив экспертизу в одной из краснодарских профильных организаций.
Угадайте цену услуг адвоката за проигранное дело и посещение одного заседания. Полмиллиона рублей! Вот это заработки.
Редакция подготовила запрос в Адвокатскую палату с просьбой пояснить, насколько соответствуют данные действия и цены понятиям адвокатской этики и законам Российской Федерации. Ответ будет опубликован в нашей газете с названием юридической фирмы, «защищавшей интересы» Виталия Шардина.
Правду не догнать
На сегодняшний момент убытки, которые понес Виталий Андреевич, составляют 2361148,93 рубля. Это цена нового автомобиля хорошего класса.
Начнем с ремонта «Мустанга». Оценка краснодарского эксперта, которая легла в основу удовлетворения иска о выплате дополнительных семисот с лишним тысяч рублей, была тщательно изучена другими экспертами. Выяснились интереснейшие подробности. Во-первых, стоимость нормо-часа сильно завышена. Поясним: нормо-часы — это единицы времени, из которых складывается продолжительность ремонта и его трудозатраты. Проще говоря, если говорится, что на ремонт автомобиля требуется 24 нормо-часа, значит, его должны чинить без перерыва на обед и сон ровно сутки.
Так вот, краснодарский эксперт, оценил нормо-час в 1400 рублей. Но эти цифры с потолка не берутся. Они твердо определены Единой методикой расчета и постоянно индексируются. И на момент той экспертизы стоимость нормо-часа составляла 890 рублей. То есть превышение более чем на треть — на 510 рублей.
Во-вторых, согласно выводам экспертов, оценивающих качество и обоснованность первой экспертизы, в перечень были включены детали, необходимость замены которых не подтверждена ни справкой о ДТП, ни актом дефектовки, как того требует Единая методика расчета.
Есть еще и в-третьих, и в-пятых... Вывод же приводим дословно из документа: «Стоимость восстановительного ремонта с учетом необоснованного завышения стоимости норма-часа, стоимости панели крыши и стоимости необоснованно внесенных деталей к замене составляет... 401421,59 (Четыреста одна тысяча четыреста двадцать один рубль 59 коп.)». Напомним: вместе с выплаченной страховкой и деньгами Шардина водитель «Мустанга» получил более одного миллиона ста пятидесяти тысяч рублей. Почти втрое больше, чем реально стоит ремонт согласно Единой методике расчета!
Если же прибавить сюда, что замененные детали, по сути, выкуплены Шардиным и должны быть ему отданы, а он их и в глаза не видел, получается совсем печальная картина.
Вооружившись документами, доказывающими, что его фактически обобрали, Виталий Андреевич стал обивать пороги правоохранительных органов. Ходил на личные приемы к начальникам полиции, обращался в прокуратуру. Облеченные властью руководители правоохранительных органов качали головой, соглашались с тем, что «деда обули», обещали разобраться… и спускали дела вниз. То есть тем сотрудникам, которые в свое время по весьма сомнительным фактам уже признали виновным в аварии Шардина.
С экспертизой расчета ремонта тоже всё непросто, и это удивляет. На личном приеме у руководителя полиции города Краснодара Виталий Шардин представил все документы, доказывающие нарушение закона со стороны эксперта, определившего трехкратное превышение цены ремонта. А это уголовная статья. И что? Опять пообещали разобраться и скинули дело участковому.
— Когда меня вызвал участковый, я опять к нему пришел со всеми документами. Показал их. Более того, со мной вместе пошел эксперт, делавший заключение по нарушениям норм расчета. В ответ мне этот полицейский сказал, что это область гражданских отношений, и посоветовал обращаться в суд. Но разве незаконное заключение эксперта не преступление? Я уже ничего не понимаю в этой жизни. В меня стоящего въехали, меня же признали виновным, обобрали до нитки, и я, чтобы расплатиться, влез в долги и теперь краснею перед людьми, которые меня выручили. Как жить со всем этим? — не может удержаться Виталий Андреевич.
Вот эти вопросы мы адресуем тем, кто знает на них ответы. Публикация вместе с сопроводительными письмами будет направлена в МВД РФ, Следственный комитет России, прокуратуру и, как сказано выше, Адвокатскую палату. Все ответы будут также опубликованы.
В соответствии с законом о СМИ данный материал является официальным запросом.