Аргументы Недели → Общество № 33(677) от 28.08.19 13+

МАКС-2019 полетел!

, 19:06 , Обозреватель отдела Промышленность

На самом деле над аэродромом Раменское Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова уже за пару недель до открытия МАКСа стоял оглушающий рёв турбореактивных двигателей самолётов – лётчики готовились к демонстрационным полётам, отрабатывали фигуры высшего пилотажа. На фоне громогласных истребителей современные гражданские авиалайнеры кажутся совершенно бесшумными и безмоторными планерами. Чем ближе к открытию, тем теснее становилось в небе. В тот момент, когда вы держите в руках этот номер газеты, президент Путин уже три часа водил по экспозиции президента Турции Эрдогана. Лидеру страны – члена НАТО были предъявлены самолёты Су-57, Су-35, Бе-200, МС‑21, вертолёты Ка-62 и Ми-38.

Когда идти?

Но вернёмся к простым смертным. Всё зависит от предпочтений. Если вы мечтаете с утра до вечера наслаждаться лётной программой, то три заключительных дня именно то, что нужно. Вторник, среда, четверг – бизнес-дни. Программа полётов компактная, начинается после обеда. Но зато есть возможность не спеша обойти экспозицию, побродить и полюбоваться самолётами и вертолётами на статической экспозиции. Чего стоит только принятый на вооружение перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) – Су-57. Коллеги оптимистично написали, что это настоящее чудо – увидеть «секретный самолёт на расстоянии вытянутой руки», но на самом деле руки у них, наверное, трёхметровые.

В общем, у бизнес-дней есть свои прелести, на статической экспозиции и в павильонах нет толкотни, специалисты, техники и лётчики с удовольствием отвечают на вопросы. Но есть и минусы. Во-первых, первый день на МАКС традиционно называют «президентским». А в этом году вдвойне «президентским» – с краткосрочным визитом в Россию прилетел турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. Вроде бы как на МАКС. На самом деле Эрдоган рванул в Москву в пожарном порядке, чтобы потушить пожар в сирийской провинции Идлиб, которая включена в турецкую зону ответственности. Там сирийская армия при поддержке российских ВКС начала планомерно добивать последний оплот боевиков, которых турки всячески обхаживали, активизировались курдские формирования. То есть у Эрдогана в полный рост возникла перспектива получить в приграничных с Сирией регионах миллионы «непростых» беженцев-боевиков – джихадистов и очередное курдское восстание. Без России эту проблему сегодня решить невозможно, не объявлять же Анкаре войну Дамаску. Ну а официально на полях авиакосмического салона Владимир Путин и Реджеп Эрдоган обсудили перспективы военно-технического сотрудничества, торговлю, гуманитарные вопросы и международную повестку дня.

С одной стороны, сейчас Эрдогану не до «самолётиков», с другой – он, как настоящий мужчина, не может не интересоваться оружием, авиацией, перспективами заполучить для своей страны самые эффективные системы вооружений. А отечественный Су-57 в экспортной версии – чем не замена американским F‑35, поставки которых турецким ВВС американцы заблокировали в ответ на приобретение комплекса ПВО С-400.

А для посетителей первый, «президентский», день – это зверский досмотр при проходе на территорию выставочного комплекса, перекрытие дорог, оцепление по маршрутам прохода и проезда первых лиц. К тому же министры и высокопоставленные чиновники, главы госкорпораций и бизнесмены «первого ряда» тоже стараются засветиться перед главой государства и СМИ именно в этот первый день. В общем, стой там, иди сюда. Во-вторых, цена билетов для посещения авиасалона в бизнес-дни существенно выше, вместо тысячи рублей придётся выложить 3 тысячи. Перехватывающая автопарковка на 12 тысяч машиномест в бывшем аэропорту Быково в бизнес-дни тоже не работает! А пропуск на автостоянку стоит от 2500 до 3500 рублей, его надо заказывать заранее. Поэтому или общественным транспортом, благо, что организованы дополнительные электрички с Казанского вокзала до станции «Отдых», а оттуда бесплатным автобусом (их выделили аж 174 штуки!) с логотипом «МАКС» до проходной, или вертолётом. Из хелиопарка «Подушкино» (Одинцовский район) впервые организованы регулярные пассажирские рейсы на вертолётах «Ансат» на МАКС и обратно на всё время проведения авиасалона. Время в пути – 20 минут. На борту 7 мест. Цена перелёта туда-обратно – от 20 тыс. рублей. И ограничение – туда до начала лётной программы, обратно – по её завершении. «Президентский» день уже прошёл, МАКС со среды работает в штатном режиме, так что, когда и как попасть в Жуковский, решать вам.

 

Некоторые странности и конкуренты

Смотрите – Европейское космическое агентство (ЕКА) в этом году не принимает участия в выставочной экспозиции авиасалона МАКС. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на оргкомитет форума. Но делегация тем не менее работает. Дань санкциям со стороны Евросоюза? Но при этом евроконсорциум «Эрбас» использует возможность «себя показать» по полной программе. Заводской аэробус А350-900 с новой версией пассажирского салона прилетел в Жуковский ещё в понедельник. Европейские авиастроители явно пытаются перехватить инициативу у извечных заокеанских конкурентов, которые испытывают колоссальные трудности в связи с остановкой эксплуатации основной рабочей лошадки концерна – Боинга-737МАХ8. Две авиакатастрофы с самолётами этого типа несут американцам колоссальные убытки, самые верные авиаперевозчики начинают посматривать в сторону конкурентов. «Боинг», естественно, представлен выставочным стендом с моделями всей производственной линейки авиалайнеров плюс также модель сверхзвукового самолёта Aerion AS2 Supersonic. Под него в США уже переписываются правила полётов сверхзвуковой авиации. Не удивлюсь, что данные для работы над проектом этого сверхзвукового лайнера американцы получили с помощью полётов на Ту-144, который установлен на постамент в Жуковском, но это отдельная история. Компания «Боинг» объявила на МАКС‑2019 о новых стратегических инициативах и подписывает соглашения с российскими партнёрами.

А конкуренты у «Боинга» очень серьёзные. И не только европейцы, с которыми раньше был поделён рынок ближне-среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских лайнеров. У покупателей был «богатый» выбор Б-737 или А320 в различных версиях. А что сейчас? Бразильский ближнемагистральный лайнер Embraer E195‑E2 впервые будет представлен в нашей стране в рамках его международного демонстрационного турне. Бразильцы выросли из «коротких штанишек» региональных самолётов и шагнули в следующую для себя нишу.

У КНР вообще крупнейшая экспозиция, Китай стал официальным партнёром МАКС-2019. В центре внимания будет макет перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта СR 929, для него даже выстроен отдельный павильон. В нашей стране он демонстрируется впервые.

Макет включает кабину, фрагменты салонов первого, бизнес- и экономкласса, а также служебного помещения. Но Китай имеет ещё и С919 – первый китайский магистральный авиалайнер вместимостью 158 мест экономкласса и дальностью полёта до 5, 5 тыс. километров. Проект реализуется Китайской корпорацией гражданского авиастроения (COMAC) с широким привлечением западных поставщиков. Если этому самолёту, как нашему «Сухой Суперджет 100», не включат санкции западные «партнёры», то берегитесь, Сиэтл и Тулуза, – COMAC планирует в будущем реализовать не менее 2 тыс. авиалайнеров. Китайцы самолёты строить огромными сериями давно научились, в том числе и у «Эрбаса», французы дали им лицензию на финишную сборку «Эрбас А320» для внутреннего рынка. Вот и результат.

Не стоит сбрасывать со счетов и новый отечественный лайнер МС-21-300, один из которых красиво нарезает виражи на Раменском, а два других демонстрируют прелести на статичной экспозиции. Один с полностью «упакованным» пассажирским салоном. Пока с американскими двигателями, но уже скоро должен полететь с отечественными ПД-14. Беда в том, что цикл создания современного авиационного двигателя практически вдвое превышает время, которое требуется (при благоприятных условиях, а не когда вставляют в колёса санкционные палки) для создания самолёта. В принципе самолёт должен строиться под двигатель, а не наоборот. Но Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) поработала так, что вышло всё наоборот. В любом случае у МС-21 есть шанс прорваться на традиционные для России рынки Азии и Африки. Правда, стоит спешить – Европа, США, Бразилия, Китай не ждут. Список авиационных держав растёт на глазах.

Впервые появился павильон «Авиационные регионы России». Он представляет экспозиции Ульяновской и Самарской областей, Пермского края и Республики Татарстан. Площадь экспозиции – 700 кв. метров. Странно, почему в этом славном списке нет Воронежской и Иркутской областей, Москвы и Подмосковья?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram