При глобальном потеплении сосна постепенно заместит лиственницу в её обычных местах обитания. Это может привести к серьёзным негативным последствиям – например, большему числу наводнений на территории Сибири. Такие прогнозы дают красноярские учёные, сообщает пресс-служба Сибирского федерального университета (СФУ).
Как пишет издание "Телеинформ", уже сейчас сосна обыкновенная замещает лиственницу в лесотундре и северной тайге, где расширение ее ареала на север происходит из-за деградации многолетней мерзлоты, вызванной потеплением. Так же, сосна занимает пространства, ранее занятые лиственницей, в горах. Деградация многолетней мерзлоты происходит в криолитозоне всего северного полушария. При таянии многолетнемерзлых почв повышается её влажность, что часто приводит к заболачиванию. Переизбыток влаги в почве негативно сказывается на жизнеспособности деревьев и вызывает изменение видового состава в бореальных лесах.
"Можно предположить, что со временем леса Сибири станут похожи на скандинавские, где многолетняя мерзлота составляет небольшой процент территории, а в древостое преобладают сосна и ель. Кроме того, сосна заменяет лиственницу, в том числе, и на нижней границе леса, там, где начинается степь, поскольку лиственница не может конкурировать с ней в новых климатических реалиях. Лиственница также меняет свой ареал и в горах, она «поднимается» выше, туда, где раньше произрастать не могла. Распространение сосны в горах до высотных отметок, где она до настоящего времени не встречалась, происходит не только в Сибири, но и в Альпах," – заявил доцент кафедры экологии и природопользования СФУ Йозеф Урбан.
Он считает, что наблюдаемые изменения в видовом составе лесов Сибири будут иметь глобальные последствия.
"Эксперты межправительственной группы по изменению климата указывают на возможные последствия глобального потепления в будущем: это постепенное сокращение лиственничных лесов, изменение соотношения между потоками тепла и энергии, а также значительные трансформации в количестве доступной для растений влаги. Мы можем стать свидетелями увеличения числа экстремальных событий – например, наводнений, это произойдет частично за счет того, что речной сток увеличится в результате перераспределения количества осадков в течении года. А ещё снизится «испарительная способность» лесов из-за смены видового состава (сосняки испаряют меньше, чем лиственничники в одинаковых условиях)," – сказал Йозеф Урбан.
Как заключает эксперт СФУ, потепление климата и последующее избыточное накопление влаги в почве – важная причина гибели лиственницы. Лиственничные леса более чувствительны, чем сосновые, к недостатку кислорода в переувлажненной почве. Если бы мы смогли замедлить процесс глобального потепления климата, это позволило бы «смягчить» соответствующие экологические последствия.
«Притормозить» отступление лиственницы с привычных территорий не так-то просто. Лиственница – это «пионерный» вид, она хорошо развивается и быстро захватывает территорию в лесных ландшафтах, подвергшихся пожарам, но ее рост замедляется буквально через несколько десятилетий из-за накопления на поверхности почвы толстого слоя органического материала, медленно разлагающегося в суровых климатических условиях. Вероятно, если бы лесные пожары происходили с большей частотой, это позволило бы ускорить процесс минерализации накопившейся на поверхности почвы органической массы и, в свою очередь, даже помогло выживанию лиственничных насаждений. Однако, по словам Йозефа Урбана, практиковать метод управляемых пожаров вряд ли возможно, так как он имеет ощутимые негативные последствия для животных и людей.
Напомним, в Иркутской области в конце июня 2019 года началось масштабное наводнение, унёсшее жизни 25 человек и уничтожившее десятки тысяч домов. В зону бедствия попали 109 населённых пунктов, в том числе города Тулун и Нижнеудинск. Бытует мнение, что если бы не массовые вырубки леса, стихия не была бы такой разрушительной, с этим согласился и президент РФ Владимир Путин.