Как активировать ресурсы для решения ещё не решенных задач
№ () от 20 августа 2019 [«Аргументы Недели Сахалин», Тоня Нечаева ]
Несмотря на растущую популярность профессии психолога, вокруг неё по-прежнему существует множество мифов, стереотипов и заблуждений. Из чего складывается ежедневная работа психолога, чему посвящена, какие приносит результаты, мы узнали у одного из частно практикующих специалистов области, педагога-психолога первой категории Олеси Исаевой.
Разговорить молчуна
Бывают «безнадежные» случаи в вашей практике? Расскажите о работе со «сложными» детьми.
«Я не юбью гаваИть…, буду тойка игьять», – тихо и непонятно сказал мальчик восьми лет. «Педагоги, врачи и психологи, у которых мы проходили обследования, поставили соответствующие диагнозы», – продолжила мама. Так началось знакомство с ребёнком... Сложно было понять речь. А бывало и такое, что он не хотел говорить вообще! Молчал, и на каждое моё слово или предложение глубоко вздыхал, недовольно рычал, выказывая всё своё нежелание общаться и злость на раздражающие его обстоятельства. Любую игру заканчивал разрушением всей постройки, с яростью разбивая то, что ещё недавно старательно и неспешно выстраивал, украшая и любуясь.
Действительно, бывает, когда у ребёнка все диагнозы обоснованы. Но это – не наш случай! Передо мной – совершенно гениальная голова, с нестандартным мышлением, бурной фантазией, неуёмной творческой энергией. Ребёнок с огромными глазами, жаждущими новых и ярких картин, умеющими видеть красоту и желающими ее повсюду создавать. С бесконечным количеством вопросов, на которые требуются ответы, и не формально, а с доказательствами, желательно фото или видео. Золотыми руками и шустрыми пальчиками, которые не глядя лепят мельчайшие детали тел драконов, киношных и мультяшных героев. С любовью к книгам, со способностью создавать их самостоятельно, с собственноручно нарисованными картинками. С огромным сердцем, полным любви ко всему живому!
Сложности с речью накладывают свой отпечаток на детей. Они не находят понимания у сверстников, сталкиваются с насмешками. Появляются обиды на окружающих, и всё потому, что ребёнок не может выразить в словах свои мысли и желания. Ему необходимо общение для развития, освоения способов взаимодействия с социумом, но язык не слушается, и контакты не находятся. От этого ребёнок замыкается. У него исчезает стремление к познанию, увлечения ограничиваются телевизором и телефоном. Могут появиться страх и неуверенность, что тоже не даёт развития психике. Зная свойства психики ребёнка, можно развивать его сильные стороны. Используя воображение, которое ищет применения, мы стали придумывать истории. И, чтобы сохранить их, решили составлять книжки, с картинками и описанием происходящего. Изначально ребёнок лишь наблюдал, как я работала с компьютером. Но было принято решение самому попробовать, и у него получилось. Сейчас он набирает текст, используя обе руки, под диктовку. Сам исправляет ошибки, оформляет иллюстрации, которые тоже рисует сам. Этот процесс очень увлекает мальчика. А самое главное – развивает его способность слышать звук и преобразовывать в букву. Ведь нам это и нужно! Правильное произношение и написание. Интерес и вовлечённость – самый верный способ научить ребенка учиться. Мы еще не завершили нашу совместную работу. Продолжаем занятия, находя новые ключики к способностям, активируем все ресурсы для решения задач, требующих решения. А еще, ВСЕ навыки должны закрепиться и стать «родными». Но я уверена, что в скором будущем мир узнает нового писателя или исследователя, который когда-то в детстве не умел правильно складывать слова...
Умение чувствовать и понимать другого
Можно назвать работу практикующего психолога будничной?
Когда приходят новые клиенты, это – всегда интересно! Интересно и волнительно, несмотря на весь имеющийся опыт педагогической и психологической работы. Ведь можно только предполагать, какие результаты мы получим (результат зависит не только от квалификации и стараний психолога). И так радостно становится, когда результаты превосходят все первоначальные ожидания! Радостно, когда во время работы ребёнок раскрывает свой потенциал, ранее скрывавшийся за страхами, неуверенностью, пассивностью или, наоборот, чрезмерной активностью, которая тревожит родителей и приводит в беспокойство педагогов. Радостно, когда уникальность ребёнка обнаруживается за бесконечным бурлящим потоком речи, который утомляет и без того уставших родителей, или за тишиной и нежеланием идти на контакт с кем бы то ни было. А ещё приятно видеть спокойных и довольных родителей, когда они понимают, что их ребёнок уникален, когда находят с ним общий язык, когда вместо криков и нравоучений появляется устойчивая эмоциональная связь, творящая чудеса, способная привести к развитию отношений, взаимопонимания.
Но если вы спросите: «Каков рецепт такого счастья для детей и их родителей?», я отвечу, что нет такого рецепта. Каждый отдельный случай одновременно похож и не похож на многие другие. То, что работает с одним ребёнком, может не подходить другому, а третьему это вообще будет противопоказано. Определенные знания, умение чувствовать и понимать – основные ингредиенты этого рецепта.
Не нужно тащить страхи во взрослую жизнь
А что насчёт «обычных», часто встречающихся проблем? К примеру, страхов?
Когда мы говорим о страхах, то каждый представляет свои. Чем-то эти страхи отличаются, но есть и похожие. У детей обычно это страх темноты, пауков, серого волка и всего ужасного, что может родиться в воображении. В современном детстве ещё появились бабка Гренни и Слендермен. Вот с таким набором страхов и пришёл ко мне шестилетний мальчик. Эти страхи не давали спокойно жить, спать и даже находиться дома, где, казалось бы, действует стопроцентная защита родных стен. Для тех, кто не знаком с бабкой Гренни и Слендерменом, эти персонажи рождены в воображении создателей компьютерных игр, они способны проходить сквозь стены, появляться в любом месте. Угадать, где они появятся сейчас, просто невозможно. Они настолько неуязвимы и страшны, что ребёнок не находит выхода и спасения от них. Слендермен – это безликое и бесчувственное существо, забирающее детей туда, откуда нет возврата. Бабка – убийца с окровавленной битой, которой она стремится оглушить жертву или убить сразу. Вот такой фильм ужасов! Кругом смерть. От таких чудовищ взрослому человеку страшно станет, а тут – ребёнок.
К шести годам многие дети задумываются о смерти, спрашивают об этом родителей, пытаются найти ответ на свой вопрос. Это считается нормой. И детям с определёнными психическими свойствами удаётся относительно легко пройти этот период. Но есть дети с яркой и очень бурной фантазией. Они очень чувствительны, восприимчивы к любой информации, представляют всё очень детально, в красках, и, конечно же, придумывают «продолжение», которого боятся ещё больше. Можно подождать, когда ребёнок вырастет, и, возможно, страх уйдет. Можно убедить его в том, что это всё ерунда и глупости. Но ни тот, ни другой способ не будет эффективным. Не прожив детский страх, человек и во взрослом возрасте будет бояться, только рационально уговаривая себя, что я большой и мне не страшно. Вспомните или спросите у своих знакомых, боятся ли они пауков, змей и еще кого-нибудь? Обязательно найдутся те, кто ответит положительно на этот вопрос. И это будут вполне взрослые и реализованные люди. Страх – это не самое приятное чувство, и лучше от него избавляться, а не тащить во взрослую жизнь.
На моё предложение придумать самому способ избавления от страхов малыш лишь говорил, что это невозможно – они слишком сильные и ужасные. Мальчик, желающий сам стать героем и всех защищать, превратился в запуганного и неспокойного человечка. Встречались мы с ним два раза в неделю, и в течение часа разбирали, искали, придумывали способы избавления от страха. Примерно через пару занятий появились первые положительные результаты. Мальчик стал спокойнее. Ещё через несколько занятий, когда было придумано и опробовано средство защиты от пугающих персонажей, он стал активнее, говорил о страшилках больше с интересом, нежели с ужасом. Шесть встреч с ребёнком полностью успокоили его и научили использовать свое воображение для защиты от «пугателей».
Это вовсе не означает, что несколько занятий, как по взмаху волшебной палочки, решили все проблемы. Мы убрали острые состояния, которые мешали маленькому мальчику наслаждаться каждым днём детства, отдаваться новым событиям и детским интересам. Дальнейшая работа предстояла родителям, которые получили подробные рекомендации к выполнению.
Чтобы страх не разрушал психику изнутри и не портил жизнь, его необходимо выводить наружу. Существуют способы, решающие эти задачи. Понимая этот механизм, на основе знаний особенностей психики ребенка мы можем из страха смерти развить такие важные качества человека, как сострадание и любовь. А с любовью и чутким сердцем, согласитесь, гораздо приятнее идти по жизни.