Удивительно, но в нашей жизни есть место и такой работе – дарить радость. Ведь к подарку не обязательно подходить с утилитарной, прагматичной, практичной позиции. Подарок может доставить массу положительных эмоций, даже если в нём нет очевидной, прямой пользы. Воздушные шары – это атмосфера праздника, красивый и романтичный жест дарителя.
Нина Павловец уже восемь лет занимается этим бизнесом – помогает людям доставить близким радость, и сегодня расскажет читателям о своём любимом деле.
Фабрика смеха
Как называется ваш бизнес и что он из себя представляет?
Иногда на вопрос о том, что у меня за бизнес, хочется ответить: «Я продаю воздух». Потому что такой ответ вполне соответствует действительности, мой бизнес – торговля шарами, праздничное оформление мероприятий. Но обычно на вопрос: «Где ты работаешь, чем занимаешься?», отвечаю: «Я – аэродизайнер». Тогда начинается самое интересное. Этой «профессии» не обучают в институтах и техникумах, и у людей появляется куча вариантов, кто я – от дизайнера салонов самолётов до проектировщика аэропорта.
На данный момент в нашем штате пять сотрудников. Я занимаюсь приёмом заказов по телефону и через Интернет и ведением бизнеса в целом. Маркетолог занимается продвижением шаров на рынке, рекламой, ведением сайта, с ним я согласовываю разного рода акции и бонусы для покупателей. Ещё в моей команде работают два аэродизайнера, которые непосредственно выполняют заказы, и курьер, который их доставляет.
Нашему бизнесу в октябре исполнится восемь лет. Называемся мы «Фабрика смеха».
Как пришла идея заняться шарами? Откуда она?
Как-то зимой я подрядилась поздравлять детишек из малообеспеченных семей – должна была ездить по домам в костюме снегурочки и дарить подарки. Решила, что, помимо основных подарков, каждому в придачу вручу шарик (как раз накануне случайно обратила внимание на набор: насос и длинные шары-колбаски). Правда, до тех пор эти шарики я видела только по телевизору, но подумала: «Что я, с какими-то шарами не справлюсь, что ли?!», побежала в магазин и приобрела набор.
Это была моя самая неудачная покупка, и запомнилась она мне на всю жизнь. В наборе было двадцать шаров и маленький насос. Он был в прямом смысле ручной, по типу эспандера (когда нужно сжимать и разжимать ладошку). Поскольку шаров было немного, из всех предложенных в инструкции фигур я выбрала самую простую – меч. Не помню уже, сколько времени потратила на тренировку, но в конце концов решила, что справилась и что пора дарить праздник детям.
И вот, представьте: я в костюме снегурочки (а точнее сказать, в шубе), в зимних сапогах, стою в квартире перед ребёнком и пытаюсь накачать рукой этот шар. Уже третий по счёту, так как предыдущие два – взорвались. Мое лицо наливается краской, рука немеет, а шарик увеличивается в размерах медленно и неохотно. Я безумно устала, шуба изнутри намокла (то ли от жары, то ли от страха, что я опять перекачаю и шарик лопнет…). Ребенок стоит, наблюдает, тоже уже устал от ожидания. Он не понимает, где обещанный меч, и что вообще происходит? Я думала, прошла вечность, но наконец я победила! Малыш получил своё, а измученная снегурочка попрощалась и растворилась в темноте подъезда…
С тех пор прошло много лет, но я до сих помню и тот первый опыт, и мой первый насос. Сейчас я такой ни за что бы не купила! Даже в подарок врагам. После этого случая я решила научиться работать с этими шарами, а потом уже в ход пошли и шары с гелием, и много других разновидностей шаров.
Сплошные праздники и ничего личного
Нужен ли для такого занятия особый склад характера? Если ты депрессивный тип или зануда, пойдут ли твои дела в гору?
Это зависит от того, как ты относишься к работе, как позиционируешь себя и свою деятельность. Если ты просто хочешь продавать шары в торговом центре, парке, на дому, то – неважно, человек-праздник ты или депрессивный зануда. Ты – просто продавец, мы редко обращаем на них пристальное внимание в повседневной жизни. Другое дело, если ты хочешь решить «проблемы» заказчика (например, он забыл про день рождения и хочет извиниться, не может сам приехать за шарами и др.) или помочь сделать сюрприз. Тогда без нужного настроения и склада характера тебе будет тяжело приехать на работу в шесть утра, будет раздражать, что приходится поздно ложиться спать после доставки-сюрприза к двенадцати часам ночи.
Расскажите подробнее о работе, что в ней необычного?
Работа аэродизайнера специфична тем, что у тебя практически отсутствуют праздники. Пока люди только готовятся пойти на праздник, ты уже там – надуваешь шары, монтируешь украшения; а когда дело доходит до самого праздника, ты – либо без сил, либо летишь оформлять следующее мероприятие. 23 февраля, 8 марта, День влюблённых – все эти дни ты проводишь на работе. Но есть и свои плюсы, один из которых – возможность побывать там, куда не ступает нога обычного человека. Например, оказаться ранним утром в краеведческом музее, или на чердаке Дворца детского (юношеского) творчества, или ночью пройтись по Сити Моллу. Все эти закулисья завораживают. Чувствуешь себя чуточку особенным.
Есть ли конкуренция в вашей среде и какие установились взаимоотношения между организациями, оказывающими подобные услуги?
Конкуренция, конечно, есть. Помимо официально зарегистрированных фирм (их в городе около 50), есть ещё очень много тех, кто просто купил баллон с гелием и надувает шары дома. Но вообще к конкурентам все относятся лояльно. У нас есть даже общий чат, где мы можем обменяться шарами или купить друг у друга необходимый декор. Бывает, даже «отдаёшь» клиента, если сам по каким-то причинам не можешь выполнить его заказ, но тебе хочется, чтобы клиент попал в хорошие руки. Нет «чёрной» борьбы за заказчика. Сегодня каждый пытается не очернить конкурента, а предложить какие-то бонусы, чтобы быть привлекательнее других в этой среде. Такой подход мне нравится.
Дарить подарки гораздо приятнее…
Какие сложности есть в вашей работе? Какие люди (клиенты) встречаются, чего ждут от вас, всем ли довольны?
Сложности бывают. Обычно с восприятием действительности. Многие увидят что-то в Интернете и просят повторить, а ты смотришь и понимаешь, что это откровенная обработка и монтаж фотографии. Приходится рассказывать клиенту, как дело обстоит на самом деле, так скажем, «открывать глаза». Некоторые понимают, иные – дальше бросаются на поиски оформителей, способных сделать именно так. Вообще, своих клиентов я негласно подразделяю на три типа. «Определившиеся» – это те, кто уже знает, чего хочет. Обычно они присылают фотографии и говорят, что ждут такого или примерно такого результата. Это самый распространённый тип клиентов. Далее идут «идеальные». Они полностью доверяют тебе, как профессионалу, точно знают бюджет на оформление. Запрос от них звучит так: «сделайте нам что-нибудь красивое на эту сумму». Идеальный запрос. Тебе приятно за оказанное доверие, и ты можешь полностью посвятить себя творчеству. Иной раз эти заказы превышают сумму бюджета (потому что полет фантазии сложно остановить), но клиент платит первоначальную сумму. Третий тип «фантазёры». Это самый сложный тип клиента, на работу с которым уходит много времени. Он не знает, чего хочет точно или хочет всё подряд. В итоге его фантазии часто не сходятся с реальностью. Тут могут возникнуть разногласия: «Я себе не так всё представлял!»
Не жалеете, что занялись этим бизнесом? От чего получаете удовлетворение?
Я всегда хотела быть дизайнером. Одежды, помещения... Но родители отправили учиться на «денежную» профессию – на бухгалтера. Десять лет своей жизни я честно посвятила ей. Но душа требовала иного – общения, творчества, креатива. И я стала дизайнером. Аэродизайнером. И ни капли не пожалела. Самое большое удовлетворение я получаю от восторженных возгласов и горящих глаз. Люблю сама доставлять подарки, а потом рассказывать заказчику, как был удивлён, восхищён получатель. Я будто причастна к каждому празднику. Всё-таки правду говорят – дарить подарки гораздо приятнее, чем их получать.