Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко в интервью нашей газете рассказывает о результатах парламентского контроля за реализацией краевых государственных программ и о том, как имеющийся опыт в данной сфере будет способствовать реализации национальных проектов в нашем регионе.
— Юрий Александрович, очевидно, что краевой депутатский корпус уже накопил достаточный опыт в контроле за реализацией государственных программ Краснодарского края. Степень включенности депутатов в этот процесс видна по тем сообщениям, которые поступают с планерных совещаний. Насколько оправдан и эффективен такой плотный контроль со стороны ЗСК?
— Сегодня практически вся жизнь края построена на государственных программах: на их реализацию направляется 96 процентов регионального бюджета. Двадцать шесть госпрограмм охватывают все направления жизнедеятельности Кубани. В приоритете традиционно социальная сфера: на финансирование госпрограмм по здравоохранению, образованию, социальной защите и занятости населения, семейной политике, культуре и спорту предусмотрено около 70 процентов программного бюджета.
И тщательный парламентский контроль в этом вопросе очень важен. Согласитесь, обидно, когда выделяются огромные, порой беспрецедентные суммы, которые в итоге не находят своего применения, не работают. У каждого неосвоенного рубля есть конечный, вполне осязаемый результат: недостроенный детский сад, школа, вовремя не сданное социальное жилье и многое другое.
Безусловно, у каждого промаха есть как объективные, так и субъективные причины. И на наших планерках мы как раз в этом разбираемся.
В этом году мы уже подвели итоги исполнения госпрограмм за первый квартал. Положительная динамика есть, но существующие недоработки практически сводят ее на нет. В частности, мы снова столкнулись с несвоевременным распределением субсидий местным бюджетам. Большое число замечаний со стороны депутатского корпуса было адресовано Министерству ТЭК и ЖКХ, Департаменту строительства. Мы принимаем во внимание, что ведомства совсем недавно сменили руководителей, поэтому не перекладываем на них ответственность за ошибки предшественников, однако за их работой следим особенно пристально.
Если говорить об эффективности парламентского контроля в цифрах, то по итогам 2017 года общий объем неосвоенных программных средств составил 6,8 млрд рублей. По итогам 2018 года эта цифра уменьшилась до 5,1 млрд рублей. Уточню, что речь идет в том числе о снижении объема неосвоенных средств по причине позднего заключения государственных и муниципальных контрактов. Так, в 2017 году по этой причине из 6,8 млрд рублей не было освоено 750 млн рублей (11 процентов). Для сравнения: по итогам 2018 года эта цифра составила 279 млн рублей, или 5,5 процента.
— Как к этой форме контроля со стороны парламентариев относятся органы исполнительной власти, особенно те, деятельность которых подверглась критике на планерках в ЗСК? Готовы ли к такому взаимодействию муниципалитеты?
— Высказывая критику и предлагая свои рекомендации по достижению целевых показателей в рамках реализации госпрограмм, мы не встретили недопонимания со стороны министерств и ведомств — их руководство активно работает над своевременным устранением недоработок и освоением выделенных средств, специалисты понимают высокую меру своей ответственности за результат общего дела.
Эффективность такой работы положительно оценивают и в муниципальных образованиях. Так в июне мы проверили ход реализации нашего постановления о социально-экономическом развитии Кореновского района. К слову, здесь мы впервые отработали новый формат традиционных дней муниципальных образований в ЗСК. Рассмотрев темпы развития района в прошлом году, составили ряд рекомендаций для органов местного самоуправления. Оказали содействие по участию муниципалитета в ряде государственных программ. За год власти справились с поставленными задачами. В районе построены социально значимые объекты, вовлекаются новые участники сферы малого и среднего предпринимательства. Но многое еще предстоит реализовать.
— С прошлого года наш край начал жить в режиме реализации национальных проектов, которые обозначил глава государства Владимир Путин. Судя по их целевым показателям, наша страна должна сделать большой шаг в социально-экономическом развитии. Как бы вы могли охарактеризовать поставленные перед регионами цели и задачи?
— Президент России Владимир Путин двенадцатью национальными проектами, утвержденными в его указе №204 от 7 мая 2018 года, обозначил четкие рамки выполнения государственных задач. Это действительно беспрецедентный шаг вперед. Нацпроекты объединены в три больших блока: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» — и сфокусированы на достижении конкретных целей развития страны. На реализацию проектов до 2024 года будет направлено почти 26 трлн рублей.
В Краснодарском крае реализуется одиннадцать национальных проектов. Их финансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов составит 100 млрд рублей (56 млрд рублей — федеральный бюджет, 44 млрд рублей — региональный).
Стоит отметить, что Кубань активно включилась в работу по реализации нацпроектов. Глава региона Вениамин Кондратьев лично держит руку на пульсе. В крае четко внедрен проектный подход в реализации приоритетных задач, определены кураторы и персональная ответственность за реализацию данных мероприятий.
Это заметили и в правительстве Российской Федерации. Наш край признан одним из лучших регионов в стране в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Заявление об этом на рабочем селекторном совещании сделал вице-премьер РФ Максим Акимов. Мы вошли в число регионов, которые уже завершили конкурсные процедуры по реализации нацпроекта, заключили в срок контракты с подрядчиками и приступили к активной фазе дорожных работ. В рамках реализации данного нацпроекта к 2024 году в крае планируется проложить и отремонтировать более 1,3 тыс. километров дорог.
Наряду с качеством дорог еще одной важной темой для населения остается медицинское обслуживание и охрана здоровья. Решить первостепенные вопросы в этой сфере призван нацпроект «Здравоохранение». В рамках его реализации в этом году уже начались работы подготовительного этапа строительства лечебно-диагностического корпуса Детской краевой клинической больницы. Кроме того, на территории края в 2019 году появится три офиса врача общей практики и будет приобретено пять фельдшерско-акушерских пунктов.
Если говорить о реализации других приоритетных направлений, обозначенных президентом, то добавлю, что в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в краевой столице уже в этом году появилась школа на 1550 мест. Кроме того, в рамках нацпроектов строится еще два образовательных учреждения на 1100 мест каждое — они появятся на улице Изобильной в Краснодаре и поселке Южный Динского района. Строительство еще одной школы на 1100 мест запланировано в поселке Знаменский. В Динском районе, кстати, в рамках нацпроекта «Демография» ведется строительство бассейна.
А для реализации мероприятий приоритетного проекта «Культура» в текущем году запланирован ремонт девяти культурно-досуговых учреждений на территориях сельских поселений.
Вместе со строительством школ, учреждений культуры и здравоохранения в муниципальных образованиях края будут благоустраиваться дворовые и общественные территории. Только на эти цели в 2019 году выделено более двух миллиардов рублей консолидированного бюджета.
То, что я так бегло очертил выше, говорит о направленности приоритетных нацпроектов на улучшение качества жизни людей.
— Расскажите, какая роль отведена Законодательному Собранию края в реализации этих процессов? Насколько применим здесь наработанный парламентом опыт по госпрограммам?
— Если говорить о роли ЗСК, то здесь мы руководствуемся теми задачами, которые поставил перед законодателями президент Владимир Путин. Выступая на заседании Совета законодателей РФ в апреле этого года, глава государства подчеркнул, что законотворческая работа в регионах должна опираться на тщательный учет мнений и потребностей населения. Кроме того, глава страны и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвали региональных законодателей обеспечить парламентский и общественный контроль за исполнением национальных проектов. Могу с уверенностью сказать, что тот опыт, который мы наработали в рамках контроля за исполнением госпрограмм, будем применять и в данном направлении.
Именно на исполнении поручений президента в части повышения качества жизни людей строит свою работу депутатский корпус ЗСК.
Уже на недавнем пленарном заседании в июне мы утвердили увеличение финансирования девятнадцати государственных программ на сумму 3,8 млрд рублей. Из этого объема почти один миллиард рублей будет направлен на реализацию федеральных проектов.
Этому способствовало конструктивное взаимодействие профильных комитетов ЗСК со структурными подразделениями администрации края, отраслевыми министерствами и ведомствами. Сообща мы делаем всё, чтобы сформировать условия для устойчивого развития Кубани.