> Агония несокрушимого бастиона «сирийской революции» - Аргументы Недели

//Общество 13+

Агония несокрушимого бастиона «сирийской революции»

№  () от 20 августа 2019 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

В Сирии прямо сейчас завершается крупным успехом начатая ещё в конце весны операция в Северной Хаме и Южном Идлибе. Так называемый «Латаминский выступ», занятый «зелёными» группировками террористов и «умеренных террористов», давно был занозой и у сирийского генштаба в Дамаске, и у штаба группировки войск ВС РФ на Хмеймиме.

ДОСТАТОЧНО напомнить, что одно из первых наступлений сирийской армии осени 2015 г. после официального вмешательства России в войну в Сирии было именно в этих краях. Но ни тогда, ни после, несмотря на ряд успехов, ликвидировать «Латаминский выступ» не удавалось. Да, боевиков теснили, брали города и посёлки, но, когда ударные части переезжали на другой фронт, им удавалось вернуть почти всё утраченное.

Боевики чувствовали себя уверенно, потому что опирались на сильно урбанизированную местность и нарытую за годы войны достаточно мощную и толковую оборону – туннели и подземные укрытия. В общем, целый укрепрайон. Это не районы сирийской пустыни, где от городка до городка могут быть десятки километров, и даже сёла редки.

Конечно, в ходе операций, проводившихся несколько лет, из Хамы бандитов почти вышибли, и выступ оставался единственной территорией провинции под контролем исламистских формирований. Речь в первую очередь о бывшей «Джебхат ан-Нусре»*, ныне – «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ)*. Именно они ныне контролируют большую часть территории Идлиба и ряда окрестностей, окрашенную на военных картах зелёным. Хотя как раз в выступе большую часть территорий держали «умеренные» террористы, но разница невелика.

 

Турецкий гамбит

Начатая весной операция против выступа шла после весьма бодрого начала достаточно вязко и тяжело. Да ещё и политический момент вмешивался регулярно. Турция, как один из трёх гарантов мирного процесса в Сирии, имеет в этой стране свои интересы. В Анкаре понимают, что о мечте «отхватить себе немного Сирии» давно пора забыть. Но и полностью списать свои сирийские вложения в бандгруппировки протурецкой ориентации жалко. Турки хотели бы, чтобы эти группы сохранили побольше территорий до того момента, когда общесирийское урегулирование на переговорном уровне вступит в финальную фазу. Это нужно для того, чтобы бывшие «оппозиционеры, не признанные террористами» смогли бы иметь некое влияние в послевоенной Сирии. Это сулило бы и определённые гешефты Анкаре.

Также турки не хотят, чтобы стены и заслоны, понастроенные ими на границе с Сирией, были снесены десятками тысяч вооружённых бородачей, спасающихся от преследующих их танков и парней из дивизии «Силы Тигра» генерала Сухейля «Тигра» аль-Хасана. Туркам эти бородачи нужны в Сирии, можно и в ЕС, но не в Турции.

Поэтому целью Анкары на данном этапе является торможение парового катка, способного раздавить Идлиб. Но при этом турки не пойдут на конфликт с Дамаском и особенно с Москвой. Их противодействие весьма осторожно и больше находится в переговорном поле, в стремлении заключить очередное перемирие-передышку. Но сами же боевики любые переговорные усилия срывают, отказываясь что-либо выполнять.

 

Крепкий орешек всё  же разгрызен

К тому же ни Москву, ни Дамаск не устроило то, что договорённости о создании демилитаризованных зон в Идлибе выполнены не были, прежде всего из-за ХТШ*. Да и относительно недавняя резня между бандитскими армиями, в которой ХТШ* победила «протурок» и многих других, развязала руки Москве и Дамаску – было решено заканчивать комедию. Но даже десятки и сотни вылетов авиации и массированные бомбардировки не сразу смогли сломить сопротивление боевиков. Авиации и артиллерии потребовалось много времени.

Наступление в Хаме и Идлибе можно поделить на несколько этапов. Нынешний – уже четвёртый. Он начался 5 августа, когда бандиты отказались отвести свои силы на 20 км, как договорились Россия, Турция и Иран. Части дивизии «Тигра» взяли города Хобейт, Абдин, Сукейк и прилегающий район с господствующими высотами. Исламистам не удалось остановить «Тигров». Действуя при массированной поддержке авиации и артиллерии, атакуя преимущественно ночью, они рвались вперёд.

Ночные атаки – «фишка» ребят генерала Сухейля. Она объясняется большим количеством современных приборов ночного видения (ПНВ) и тепловизоров в их частях. А также использованием танков Т-90А и Т-72Б3 с современными СУО с тепловизионными прицелами, которым ночь не помеха. Но ПНВ было много и у сирийской армии в начале этой войны, и у боевиков их хватает. Нужно ещё уметь воевать ночью и любить атаковать ночью. «Тигров» научили.

Ночными атаками они пользуются давно, и террористы ничего с этим сделать не могут. К тому же в этот раз было видно, что оборона боевиков надорвала свои возможности и наступление идёт легче. Вода камень точит, а снаряды и бомбы точат куда больше.

После взятия господствующих высот наступающие части получили возможность обстрела города Хан-Шейхун практически прямой наводкой. Этот город, оседлавший стратегическую автотрассу М5, сирийская армия не брала за эту войну ни разу. С самого начала активной войны он всегда был под «революционерами» с бородами, ножами и автоматами. Но в ходе операции «Латаминский выступ» стал «мешком», и прямо сейчас становится котлом. На который пока не положили крышку, но на огонь уже поставили. Из района, однако, были открыты «зелёные коридоры», по которым могли выйти мирные жители. Этим начали пользоваться и боевики, вывозя семьи и награбленное.

 

Турки начинают и проигрывают

Лидеры боевиков никогда не любили окружений. В отличие от армии Украины им хватало ума не сидеть в котлах под огнём до последнего. Поэтому, когда 19 августа передовые части «Тигров» вышли к блокпостам на въезде в Хан-Шейхун и трассе М5, они задействовали нужных знакомых в турецких спецслужбах или армии. Затем границу Сирии пересёк турецкий конвой, который прикрывала пара истребителей F-16C. За ним двинул и второй.

Боевики сразу же заголосили в соцсетях, что это идут их родные, любимые турки, которые сейчас спасут их от «кровавых» Асада, генерала аль-Хасана, русских, ливанцев из «Хезболлы» и иранцев. В общем, как говорил сын турецкоподданного Остап Бендер, «Запад с нами, Запад нам поможет». Кстати, про ливанцев и иранцев. Боевики уверяют, что они участвуют в «Хамской» операции, – это враньё.

В составе турецкого конвоя на трейлерах-танковозах двигались 7 танков – убогоньких М60А3. Но уж что было. Многие наблюдатели сразу решили, что ставить новый, самовольный, несогласованный с РФ наблюдательный пост в Хан-Шейхуне, как надеялись «зелёные», турки не будут. Но были возможны разные неприятности и сюрпризы. К тому же колонну сопровождало много боевиков протурецких бандформирований.

Рецепт от «воспаления хитрости» нашёлся быстро. У города Маарет-ан-Нуман колонну накрыла авиация. Турки говорят, что это были российские ВКС, боевики – что там были и сирийцы. Но удар был очень точен, так что вывод сделать несложно. Ударили не по туркам, а по сопровождавшим бандитам. Колонна тут же встала. Намёк простой: «Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадёт – савсэм мёртвый будешь!» Турки всё сразу поняли.

А сам Маарет-ан-Нуман подвергся массированным ударам ВКС и ВВС САР, перемалывавшим резервы боевиков, спешившие на помощь. Причём бомбы падали неподалёку от конвоя. Очевидцы утверждают, что турецкие F-16 просто летали и смотрели, как всё это происходит... Потому что поблизости крутились грозные российские Су-35С -самые сильные машины в сирийском небе, которых и американцы на F-22A боятся.

 

Бег от инфаркта

После того как бандиты поняли, что фокус не удался, у них стала нарастать паника. Причём как лавина. В радиосетях боевиков творилось то же самое. И к исходу 19 августа они рванули из Хан-Шейхуна и из других городов бывшего «несокрушимого» выступа.

Не исключено, что лидеры ХТШ* и прочих поняли, что дело швах, и отдали приказ на срочное отступление из котла. Либо как-то договорились с Дамаском и Хмеймимом, что уходят без боя. Хотя есть и сообщения, что бежали только «умеренные» бандиты, а ХТШ* пока остались. Сообщают и о том, что колонны убегающих активно бомбят.

Возможно, никаких бомбёжек нет – такие утверждения следствие паники и хаоса. Так или иначе, но бывший «Латаминский бастион» доживает последние часы-дни. Американцы, кстати, уже призывают прекратить насилие – переживают за бандитов, значит, их дело труба.

В ходе только последних этапов операции, по подсчётам разных источников, бандформирования потеряли более 2 тыс. убитыми, а правительственные силы понесли примерно вдвое меньшие потери. Это может быть правдой, а может быть и завышением потерь армии. Террористами утрачено множество техники – более 250 единиц. Из них 37 танков и 50 БМП и БТР. Освобождено около 1500 кв. км густонаселённой и урбанизированной территории.

Теперь очень интересно, что будет дальше. Сирийская армия «доест» бывший выступ и остановится на время или же, пользуясь крахом обороны на юге, рванёт вперёд? Ближайшее время покажет.

 

* Организации, запрещённые в РФ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте