Пятнадцатого сентября в Батайском городском суде началось повторное рассмотрение иска Елены Касьяненко — второй жены умершего генерального директора СЗАО «СКВО» и единственного участника ООО «Владен» (владеет 97 процентами акций «СКВО»), которая вновь настаивает на передаче ей половины доли ООО «Владен», а следовательно, и половины всего хозяйства «СКВО». Девятого июля Верховый Суд РФ отменил предыдущее решение этого же суда, признав решение в пользу Елены ошибочным, в связи с чем Батайский городской суд начал новое рассмотрение дела.
Напомним читателям суть истории
С 1972 по 2007 год Владимир Касьяненко и его законная жена Лидия жили в своем доме на хуторе Путь Правды Зерноградского района, воспитывали сына Дениса Касьяненко, 1980 года рождения. С 1998 по 2015 год Владимир Касьяненко был руководителем сельскохозяйственного предприятия СЗАО «СКВО», а также с 1994 по 2015 год являлся депутатом Законодательного Собрания Ростовской области. Его жена Лидия работала в СЗАО «СКВО» начальником планового отдела. В декабре 2007 года Владимир Касьяненко развелся с Лидией и переехал жить в свой дом в Ростове-на-Дону. Супружеской доли своей жене он не выделил, пообещав это сделать позже. В это время депутат женился на Елене Григорьевой, имевшей дочь от первого брака Анну.
После скоропостижной смерти Владимира Касьяненко 2 сентября 2015 года наследниками имущества ввиду отсутствия завещания по закону должны были стать сын Денис, новая законная дочь Анна и вторая жена Елена Касьяненко (Григорьева).
Вероятно, Елена Касьяненко и ее дочь Анна не захотели видеть в качестве наследника Дениса, ведь ему полагалась 1/3 наследства. Введенный в заблуждение Денис у нотариуса Ларионова отказался от наследства отца в пользу Елены Касьяненко. Ранее 2 октября 2015 года от наследства в пользу Елены Касьяненко отказалась ее дочь Анна.
В результате Елена Касьяненко стала единственным наследником умершего Касьяненко, а также правообладателем ООО «Владен» и акций СЗАО «СКВО». В свою очередь Анна Касьяненко заняла пост генерального директора компании.
Особенность нынешнего этапа этого дела заключается в том, что сторону Дениса Касьяненко — сына Владимира Касьяненко от первой семьи, которого фактически незаконно лишили наследства, представляет московский адвокат Сергей Жорин, который специализируется на такого рода делах. Сторону Анны и Елены Касьяненко, по слухам, представляет не менее известный московский адвокат Шота Горгадзе и его коллеги, среди которых адвокат Виолетта Волкова, которая ранее защищала права девушек из группы Pussy Riot.
Нашей газете сразу бросилось в глаза, что руководитель СЗАО «СКВО» Анна Касьяненко и ее мать Елена, основной владелец СЗАО «СКВО», попытались сделать процесс закрытым, объясняя свое решение нежеланием, чтобы СМИ копались в их личной жизни. Но при этом в «Инстаграме» Анны и на канале YouTube можно встретить публикации, в которых эта самая личная жизнь как на ладони. При этом «тюнингованная» версия взросления, встречи с В. Касьяненко, жизни с ним и становления личного бренда нынешних владельцев активов «СКВО» уж дюже претит своей фантазийностью близким Владимира, прожившим с ним более тридцати лет и плечом к плечу поднимавшим сельхозпредприятие с колен.
Сейчас мать и дочь вовсю пользуются многомиллиардным бизнесом, приписывая себе многолетние заслуги легендарного совхоза. Напропалую популярные блогеры и журналисты выпускают репортажи и расследования, знакомят публику с юным директором, взвалившим на себя груз управления масштабным предприятием. О правах Дениса Касьяненко на тот же бизнес журналисты умалчивают.
Мы прибыли в Батайский городской суд Ростова-на-Дону, чтобы стать свидетелями резонансного процесса.
Присутствие камеры насторожило окрестности. Кто мог, тот старался ускользнуть из-под объектива: и случайные прохожие, и выглядывающие из здания суда приставы. Батайск, скорее всего, не привык к такому пристальному вниманию прессы. На стоянку прибыл черный «гелендваген», из которого вышли смурные накачанные молодчики. Усевшись на скамейку напротив суда, они стали внимательно наблюдать за происходящим, вежливо поздоровавшись с Анной и Еленой Касьяненко.
Известный российский адвокат Сергей Жорин также приехал с охраной. Как только он изъявил желание отстаивать позицию Дениса и Лидии Касьяненко, ему тут же посыпались анонимные советы от доброжелателей, дескать, в Ростове делать нечего — лучше поискать себе дело попроще. Но мы-то знаем, что Жорин — специалист высшего класса и раз он взялся за дело, то доведет его до конца, тем более его заинтересовал сам батайский прецедент.
— Сегодня состоится первое заседание после того, как Верховный Суд признал незаконным решение Батайского городского суда Ростова-на-Дону и вернул дело в первую инстанцию, указав, что не было оснований для того, чтобы признавать общим имуществом долю в уставном капитале компании «Владен»,— рассказывает нашему корреспонденту Сергей Жорин. — Как для многих очевидно и следует из названия организации, оно образовано из двух имен — Владимир и Денис, но почему-то Елена и Анна Касьяненко решили, что Денису-то в нем и не место. В одном из роликов популярного блогера прозвучало, что якобы Денис находится где-то в плену, его удерживают силой, но я вчера лично встречался с Денисом. Он сам недоумевает, почему его сестра так считает и с какой целью публикуются такие ролики.
Отметим, что сейчас весь капитал находится в руках Елены и Анны Касьяненко. Как известно, именно деньги позволяют обеспечить себя не только охраной, но и ребятами, способными в случае чего оказать необходимое давление на оппонентов. Может ли так статься, что молодчики, которые на «гелике» припарковались возле суда и внимательно приглядывали за ситуацией, оказались там с конкретной целью: морально подавить рассчитывающих на справедливый суд? Очевидно, бьющийся за свои права Денис не только может, но и должен уже опасаться не только за свое имущество, но и за свое здоровье, а возможно, и жизнь.
По словам адвоката Жорина, который ведет резонансные дела со свойственным ему юмором, Батайский городской суд, признав за второй женой права на ООО «Владен», притом что она к созданию этого общества никакого отношения не имела, вынес «резонансное и прецедентное» для всей России решение.
— Многих девушек, думаю, это вдохновило, потому что не секрет, что многие из них живут с мужчинами, которые не торопятся взять их в жены. Если брак не зарегистрирован, действие семейного законодательства не распространяется на эти взаимоотношения, но батайский суд посчитал иначе, когда вынес решение, признав совместным то имущество, которое нажил Владимир Касьяненко еще задолго до знакомства с Еленой, в тот период, когда он находился в счастливом браке с Лидией. Это решение почему-то поддержал и ростовский суд. Верховный Суд, естественно, возмутился, отменил решение в части активов компании «Владен» и вернул дело на новое рассмотрение, конкретно указав при этом, на что должна обратить внимание первая инстанция.
Сергей Жорин пояснил свое присутствие в процессе тем, что дело ему как практикующему юристу стало интересным, а не только тем, что оно касается крупного капитала, и, возможно, есть немало людей, в том числе и госслужащих, которые могут не устоять перед соблазном, чтобы назвать черное белым, а белое черным.
— Я приехал сюда убедиться, что судебный процесс пройдет в правовом русле и Денис получит то, что ему причитается по закону,— говорит адвокат. — Я бы хотел, если такое возможно, услышать позицию истцов о том, кого они в своих публичных выступлениях называют рейдерами. На мой взгляд, в данной ситуации рейдерами можно назвать только тех, кто пытается лишить Дениса наследства.
— Каковы шансы, что Батайский городской суд прислушается к позиции Верховного Суда?
— Это хороший вопрос. Вообще-то, он должен не прислушиваться, а исполнять постановление, вынесенное высшей инстанцией. Однако именно потому, что я не уверен в объективности суда, я и приехал в Батайск. Мы подготовили позицию, ряд ходатайств и будем обращать внимание на те вещи, на которые прямо указал Верховный Суд.
Анна и Елена явились в суд к самому началу заседания. Автомобиль, на котором приехали, они, вероятно, решили не афишировать, поэтому прибыли пешком в сопровождении московского адвоката Виолетты Волковой и ее коллеги.
Заседание началось с обсуждения присутствия на процессе наших журналистов. Защита истца и сами истцы ходатайствовали о проведении закрытого судебного заседания, запрете участия СМИ, потому что в процессе якобы затрагиваются моменты личной жизни. Примечательно, что сведения личного характера не имеют отношения к данному процессу и не подлежат выяснению на нем.
Несмотря на то, что сама Анна обращалась и обращается к журналистам, блогерам и общественности за помощью, в суде она попыталась запретить представителям СМИ присутствовать, чтобы скрыть какие-то семейные факты. Вот такая открытость!
— Стоит обратить внимание, что тот период, который будет рассматриваться,— это период до вступления в брак непосредственно истца Елены Касьяненко, тогда еще Григорьевой, и Владимира Касьяненко,— озвучил свою позицию адвокат Сергей Жорин. — Там не распространяются нормы семейного законодательства, о чем прямо указал Верховный Суд в своем определении. Предметом рассмотрения являются два обстоятельства, на которые обратил внимание Верховный Суд: наличие договоренностей о создании общей собственности и участие этих лиц личными средствами. Иные обстоятельства не имеют значения для рассмотрения данного дела по существу. Данным ходатайством истец Елена Касьяненко пытается скрыть объективную достоверную информацию, которую общественность неминуемо получит.
Несмотря на старания адвокатов Анны и Елены Касьяненко, судья отказал им в проведении закрытого заседания, сославшись на то, что настоящее гражданское дело первоначально рассматривалось в открытом судебном заседании. Так как обстоятельства не изменились, суд не нашел оснований, чтобы закрыть процесс от общественности.
— Что касается присутствия журналистов в открытом судебном заседании, то они присутствуют для получения сведений,— сказала судья Мария Каменская. — Данный способ является законным способом получения информации, в связи с чем суд принял решение разрешить вести видеозапись судебного заседания. Субъективные желания сторон не могут быть основанием для отказа.
Само судебное заседание длилось от силы минут десять. Истец Елена Касьяненко подала ходатайство об истребовании из налогового ведомства копии регистрационного дела ООО «Владен», так как в нем фиксируется состав учредителей и изменения, которые вносятся в уставные документы.
— Мы даже поддерживаем данное ходатайство: это именно то, что нужно исследовать,— согласился с ходатайством оппонентов Сергей Жорин. Суд удовлетворил это ходатайство.
Из-за того, что к процессу нужно привлечь третьих лиц, а стороне истца Елены Касьяненко необходимо ознакомиться с шестью томами гражданского дела, судья приняла решение перенести заседание на 27 сентября 2019 года.
— Сегодня заседание прошло так, как должно было пройти изначально,— поделился своим мнением о заседании московский адвокат Жорин. — То есть суд должен был затребовать регистрационное дело, посмотреть, прописана ли была в учредителях Елена, и в случае отсутствия ее в числе учредителей в иске отказать. Но этого сделано ранее не было. Нам будет интересно посмотреть, что будет в истребованном регистрационном деле, потому что если там вдруг волшебным образом окажется какой-то документ с подписью Владимира Касьяненко, которого быть не могло, то, естественно, будем заявлять о проведении экспертизы на предмет фальсификации с требованием привлечь к ответственности виновных, потому что Верховный Суд сказал четко и понятно: если бы Владимир Касьяненко хотел организовать эту фирму вместе с Еленой, он бы вписал в учредительный договор ее имя. Поскольку она там не прописана и свое невключение в суде она не обжаловала, то у нее нет никаких прав на акции ООО «Владен».
Сергей Жорин напомнил об основаниях, которыми бравирует сторона Елены Касьяненко:
— Представляете, совхоз с почти столетней историей, у руля которого стояли выдающиеся труженики и фронтовики, передают женщине, которая якобы внесла в уставной капитал принтер стоимостью десять тысяч рублей, так как у Владимира Касьяненко в тот период не было денег, чтобы оплатить уставной капитал, и она же помогала ему регистрировать ООО «Владен». Правовой статус самой Елены в тот период был непонятен. Даже если бы это было правдой, то Елена могла бы максимум рассчитывать на возврат этих десяти тысяч рублей — стоимости принтера. А если она участвовала в регистрации компании и просит за это половину, в таком случае на эту половину могли бы рассчитывать юрист, нотариус, сотрудник регистрационной палаты и даже водитель автобуса, на котором Елена ехала в регистрационную палату. Верховный Суд РФ тщательно изучил это дело и отменил решение из-за всего этого абсурда.
В Ростове Сергей Жорин успел побывать в Следственном комитете, где обсудил дальнейшие действия следователей по заявлениям Дениса и Лидии Касьяненко, интересы которых он также будет представлять и по уголовным делам. Встречей со следователями адвокат остался доволен, заявив, что не допустит никакого давления на них, что, по его мнению, пытаются делать через СМИ оппоненты Дениса и Лидии.
Сергей Жорин также взялся представлять интересы Дениса и Лидии Касьяненко в защиту их по поданному иску Елены и Анны Касьяненко, Анатолия Ефанова, которые потребовали через суд взыскать тридцать миллионов рублей за моральные страдания, которые причинены этим лицам от просмотра видеоролика «Анна на шее. История циничного преступления».