Почему растет число аварий с участием автобусов
19 августа 2019, 13:39 [ «Аргументы Недели» ]
17 августа одновременно в двух российских субъектах произошли крупные аварии с участием пассажирских автобусов — в Тульской области и в Перми. Журналисты News.ru попытались выяснить, сколько людей пострадали за пятилетний период в ДТП с участием автобуса.
В Перми водитель автобуса, по предварительным данным, не справился с управлением. Автобус ударился о бетонную стену здания, в ДТП погиб один человек.
Другая авария со смертельным исходом произошла в Тульской области. Автобус выехал на встречную полосу и столкнулся с другим автобусом, который в этот момент ехал навстречу. Водитель погиб, 11 пассажиров пострадало.
В Москве в столб врезался туристический автобус с гражданами Китая. По предварительной оценке, пострадало 15 человек, они получили лёгкие травмы. В Интернет попали записи камер наружного наблюдения, на которых запечатлён момент аварии. Вероятно, водитель понял, что не успевает затормозить на влажном асфальте, и, резко поворачивая, пытался избежать столкновения с остановившимися перед перекрёстком легковыми автомобилями.
Статистика показывает, что август 2019 года не является особо опасным месяцем для путешествующих в автобусах. Согласно данным Госавтоинспекции, ДТП с участием этого вида транспорта в России происходят всё чаще, правда, стоит отметить, что повышается показатель смертности на дорогах и на других видах транспорта. В частности, с января по май 2019 года произошёл наибольший прирост числа ДТП с участием велосипедистов. ГИБДД зафиксировала 1381 подобное дорожное происшествие — прирост на 20% по сравнению с прошлым годом. За этот же срок количество пострадавших во время ДТП достигло более 21 тыс. человек. Стало больше происшествий с участием водителей, имеющих лицензию на перевозочную деятельность: 923 случая (повышение на 22,7%).
Если же посмотреть статистику предыдущих лет, то будет видно, что число ДТП с участием автобусов увеличивается уже пятый год подряд. По данным ГИБДД, количество аварий, произошедших по вине водителей автобусов, выросло в 2017 году на 5,9%, до 5608 случаев. В 2016 году прирост по этому показателю составил 6%, в 2015 году — 1,9%. В предыдущем, 2018 году рост за первые семь месяцев составил 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Большая часть аварий совершается при ежедневной перевозке на городских маршрутах — обычных муниципальных рейсовых автобусах.
На проблему большого числа ДТП с участием такого вида транспорта в 2017 году обращал внимание президент России Владимир Путин.
«Мы в 2011 году отменили лицензирование на некоторые виды автомобильных перевозок, в том числе автобусные, и с этого времени неуклонно растёт количество ДТП с участием автобусов. За первую половину этого года рост значительный — по сравнению даже с прошлым», — заявил Владимир Путин во время совещания с кабинетом министров.
В 2013 году правительство России приняло постановление, которое ограничивает срок эксплуатации автобусов для перевозки детей 10 годами, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. К сожалению, с тех пор вступление в силу законопроекта уже несколько раз откладывалось — в последний раз до 2020 года. В начале этого года вице-президент ГАЗ Елена Матвеева отмечала, что «во всём цивилизованном мире» автобусы старше десяти лет не используются в пассажирских перевозках.
«В России больше половины автобусного парка составляет старая техника, и с каждым годом парк продолжает стремительно стареть. При этом законодательных ограничений по возрасту эксплуатации автобусов до сих пор нет», — подчёркивала Матвеева.
Она рассказала, что риски отказа тормозной системы и других элементов безопасности у старой техники очень высоки, при этом запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5–2,5 раза, это увеличивает риск внезапного выхода из строя составляющих автомобиля.
По всей видимости, главной причиной частых ДТП с автобусами является износ техники, и ситуацию сложно исправить, не ограничив время эксплуатации автобусов.