Владельцу крупнейшего кубанского предприятия «ТрансГарант» после двенадцати месяцев СИЗО продлили арест из-за нового уголовного дела, которое следователь в обход УПК не соизволил объединить с первым. И всё это вразрез подписанному президентом закону, который запрещает безосновательно содержать предпринимателей в следственных изоляторах.
Был бы оборот, а статья найдется…
История Валерия Васильева в очередной раз доказывает, что предпринимателей на Кубани не очень любят. Вернее, любят, но какой-то странной специфической любовью — только в качестве донора для личного обогащения. Любое предприятие, будь оно хоть самое грандиозное и стабильное, хоть небольшое, но многообещающее, можно с легкостью разрушить, разорить, а его владельцев — задавить репрессиями и уголовным преследованиями. Если рейдеры терроризируют предприятия в целях присвоения чужих активов в пользу ожирения собственных, то некоторые доброжелатели, обладающие определенными силовыми ресурсами, используют шантаж, угрозы и вымогательства, чтобы выжать из бизнеса живые деньги. Бездыханное тело былого производства, в случае удачной атаки ставшее банкротом, остается на растерзание хищным кредиторам. Так случилось и с крупнейшим предприятием Гулькевичского района — ООО «ТрансГарант», чей годовой оборот составлял около четырех миллиардов рублей.
Предприниматель из Гулькевичей Валерий Васильев уже год содержится в следственном изоляторе. Его обвиняют по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Это самая ходовая, но и самая спорная статья Уголовного кодекса, обозначающая мошенничество в особо крупном размере. Следствие считает, что Валерий Васильев взял кредит в банке на коммерческую деятельность, но направил деньги в подставные фирмы и тем самым нанес банку крупный ущерб. Отметим, что предприятие ООО «Транс-Гарант» с 2009 года успешно работало в сфере закупок и реализации сельхозпродукции. Обороты были немалые. Предприятие, естественно, обладало крупным кредитным портфелем в нескольких банках, ежемесячно выплачивало по обязательствам до 150 миллионов рублей. Было создано свыше двухсот рабочих мест, что для такого небольшого города, как Гулькевичи, очень значимо, люди получали зарплату, налоги поступали в бюджет района.
Васильев являлся генеральным директором и учредителем предприятия, одновременно занимал кресло депутата Гулькевичского муниципального совета, он мастер спорта по вольной борьбе, кандидат технических наук — одним словом, уважаемый в районе человек.
Однако после его ареста сотрудники предприятия остались без работы, казна — без налоговых отчислений, а общество лишилось еще одного достойного гражданина и предпринимателя. В чем же соль истории?
Побои в гостинице «Моцарт»
По рассказам самого Васильева, в 2016 году стали возникать проблемы с кубанскими силовиками. Уж больно они зачастили на предприятие. Причем стали открытым текстом требовать крупную сумму за то, чтобы бизнес продолжал работать и случайно не канул в Лету. Естественно, предприниматель от этого странного предложения отказался: фирма процветает, партнеры довольны, кредиторы исправно получают платежи — система работает. Однако у непрошеных гостей в загашнике оказались эффективные методы переубеждения.
— К нам зачастили с обысками,— рассказывает супруга арестованного предпринимателя Ольга Васильева. — Практически раз в два месяца проводили выемку документов по каким-то «левым» делам, связанным с контрагентами. Изымали
документацию, технику. Нас, крупных зерновиков, очень сильно стали выбивать из колеи эти нескончаемые проверки. После того, как у нас забрали ключи от клиент-банка, и пока мы их восстанавливали, несколько дней фирма была нетрудоспособна. Так как кредитный портфель у нас немалый, нельзя было допускать промедления. Потом пошел жесткий мониторинг, стали запрашивать документы, экспортеры взяли паузу, банки принялись блокировать счета. Валерий обратился к кредитным организациям с просьбой дать ему возможность работать: разблокировать счета, реструктуризировать долги, старался, как мог, разъяснить ситуацию, но ему отказали.
Незадолго до чудовищных событий в гостинице «Моцарт» Валерий Васильев поделился с адвокатом своими опасениями. Он сообщил, что его могут со дня на день незаконно задержать. Якобы за ним ведется слежка. Его опасения подтвердились. Шестого августа 2018 года краевое следственное управление возбудило уголовное дело о мошенничестве по заявлению банка «Союз», а 9 августа, в день рождения Васильева, его задержал вооруженный спецназ в краснодарской гостинице «Моцарт». В составе группы захвата были те самые оперуполномоченные, которые требовали от него деньги. После того, как Васильев отказался разблокировать мобильный телефон, его стали жестоко избивать и мучить: душили полотенцем, выдавливали глаза. К следователю мужчину доставили после четырех часов истязаний. Благодаря своевременному вмешательству адвоката удалось зафиксировать побои и подать заявление в правоохранительные органы.
Свою вину в мошенничестве Васильев категорически отрицал. Причиной приостановки платежей по кредитам он называл то самое «закошмаривание» бизнеса со стороны силовиков, которые своими проверками и выемками превратили действующее предприятие-гигант в контору с ограниченными возможностями.
В течение года срок содержания под стражей гулькевичскому предпринимателю продлевался.
Важно, что 16 июля 2019 года в КРСП СК РФ было зарегистрировано заявление Валерия Васильева о коррупционном преступлении. В заявлении сказано, что должностные лица получили от него взятку за принятие процессуальных решений в пользу Васильева, в том числе за невозбуждение новых уголовных дел по ч. 4 ст. 159 УК РФ.
За целый год следственные органы не собрали материал для передачи дела в суд. При этом предельный срок содержания под стражей — 12 месяцев — истекал шестого августа 2019 года и Васильева по закону требовалось отпускать. И тогда ему предъявили обвинение в мошенничестве по заявлению другого банка.
Вроде бы ничего противозаконного нет, за исключением некоторых обстоятельств. Следователь совершенно проигнорировал требование УПК. Если у него в производстве находятся дела на одного и того же человека, он обязан их соединить в одно дело по нескольким эпизодам и сроки заключения под стражей должны идти одновременно.
«Уголовные дела до сих пор не соединены в одно производство, что грубо нарушает права обвиняемого Валерия Васильева на разумные сроки уголовного судопроизводства и предельные сроки содержания под стражей,— пишет в одной из жалоб адвокат Виталий Кацко. — Кроме того, назначение наказания по совокупности приговоров явно нарушает и ухудшает положение Васильева, так как наказание следует назначать из совокупности преступлений».
Перед судом стояла архитрудная задача: не выпустить человека из СИЗО и соблюсти при этом видимость уважения к закону. Поэтому заседание с перерывами на совещание суда тянулось девять часов — устали даже конвоиры, а что уж говорить о подозреваемом.
Как ослушаться президента
Второго августа 2019 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в статьи 108 и 109 УПК РФ, в частности устанавливающий список лиц, согласно которому запрещено арестовывать подозреваемых в преступлениях в сфере предпринимательства, если у них имеется постоянное место жительства в России и они не совершали попыток скрыться от следствия или суда. В том числе если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности.
Вопреки закону, подписанному президентом, о котором напомнили в суде защитники гулькевичского предпринимателя, прокурор всё равно настаивал на заключении Васильева под стражу, настаивая на том, что речь идет не о предпринимательстве, а о мошенничестве.
— Но ведь человек с 2010 года кредитуется. Предприятие в течение восьми лет погасило более 35 кредитных линий более чем в десяти крупнейших банках России. За время работы было выплачено более 200 миллионов рублей одних процентов по кредитам. Я говорила о том, что могу представить товарно-транспортные накладные, но меня не слушали. То есть доказательства есть, но они никому не нужны,— не скрывает негодования Ольга Васильева.
Подводя итоги, хотелось бы напомнить: поговаривают, местные силовики славятся на всю страну тем, что помимо своих непосредственных должностных обязанностей зачастую подрабатывают... Под их повсеместным давлением даже приказы президента и законы, которые он подписывает, теряют свою животворящую силу. Мы будем следить за ситуацией и делать всё возможное, что под силу журналистам, чтобы в этом деле одержали верх закон и справедливость.