Есть в Финском заливе достаточно крупный для этих мест остров Гогланд площадью 21 кв. километр. Находится он примерно в 180 км от Санкт-Петербурга, в 120 – от Выборга, в 55 км – от эстонского берега и в 40 км от финского порта Котка. То есть почти в центре Финского залива и на пересечении основных морских путей – поэтому он имеет важное военное значение. Недавно про него вновь вспомнили именно в военном плане.
Было ваше, стало наше
Долгое время остров принадлежал Швеции, но в 1743 г. перешёл к России, в ходе так называемой «реваншистской» русско-шведской войны. Тогда шведы захотели вернуть себе земли, потерянные 20 лет назад во время Северной войны. Но опять проиграли, не получили ничего и снова потеряли некоторые территории. В ходе войны у острова случилось Гогландское сражение между русским и шведским флотами. Оно закончилось боевой ничьей, но русский флот после него захватил инициативу.
Любопытный факт – именно с Гогланда изобретатель радио А. Попов впервые установил постоянную связь на большое расстояние, когда в 1899 г. у острова напоролся на камни броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и его надо было спасать. В Первую мировую там стояла русская береговая батарея.
В 1920 г. большевики передали остров Финляндии. Но в ходе Зимней войны СССР вернул себе нужный остров и снова поставил там батареи. В Великую Отечественную остров был оставлен после героической обороны в декабре 1941 г. и несколько раз переходил из рук в руки.
В итоге с конца 1944 г. остров контролировался СССР, а с 1947 г. права на него были закреплены мирным договором с Финляндией. Артбатареи с острова были выведены при Хрущёве, и долгое время он был почти необитаем. Кроме пограничников, учёных и персонала двух маяков, на нём почти никого не было. Дело в том, что в советское время военного значения Гогланду не придавалось, так как он был расположен между нейтральной Финляндией и нашей же Эстонией. Да и вообще почти всё южное побережье Балтики принадлежало нашим союзникам, а северное – нейтралам.
Но в постсоветские времена ситуация изменилась, тем более «нанодержавы» Прибалтики вступили в НАТО. Но и тогда долгое время до острова не было никакого дела. Однако про него всё же вспомнили. Сначала в 2007 г. там были установлены РЛС и иное спецоборудование для контроля воздушного пространства, надводной и подводной обстановки вокруг острова. Мотивировалось это тем, что там постоянно совершались нарушения нашего воздушного и морского пространства. Позже западные страны утверждали, что на острове появилась и станция РиРТР (радио- и радиотехнической разведки), но Россия не комментировала эти утверждения.
«Океанский щит» и островной вертодром
На днях на сайте Министерства обороны России появилось сообщение, что в ходе учений инженерно-аэродромной службой 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО ВКС на Гогланде в кратчайшие сроки был оборудован вертодром. Он собран из металлических панелей и состоит из 5 взлётно-посадочных площадок для любых типов российских вертолётов, а также контрольно-диспетчерского пункта, заправки и метеостанции. Собственно, всё это на остров было доставлено сверхтяжёлым транспортным вертолётом Ми-26. Также среди прибывших на Гогланд вертолётов были ударные Ка-52.Кстати, незадолго до этого там побывал В. Путин, который неподалёку от этого места погружался в подводном аппарате к месту гибели подлодки Щ-308.
Учения «Океанский щит – 2019», в ходе которых был построен вертодром на острове, достаточно крупные – в них принимают участие практически весь Балтийский флот, береговые соединения, авиационные части морской авиации и ВКС. Всего в учениях задействовано более 10 тыс. человек, 69 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения, 58 самолётов и десятки вертолётов. У большинства стран региона армии куда слабее. Причём в учениях были задействованы силы и других флотов, прибывшие для участия в недавнем главном военно-морском параде. Таким образом провели парад и отработали сосредоточение межфлотских группировок.
Аргументы и пациенты
Новость об учениях и о Гогланде вызвала неоднозначную реакцию в странах-соседях. Официальные власти Финляндии и Швеции промолчали, зато, как обычно, нет спасу от «экспертов» и прочих комментаторов в СМИ Скандинавских стран. Особенно много полубезумных высказываний в шведской прессе. Газета «Свенска Дагбладет» пригласила какого-то Магнуса Кристианссона из некоего «Института обороны». Сначала он заявил, что русские специально забрасывают шведов разной информацией о своей военной деятельности, чтобы запутать. Потом рассказал, что «главной задачей» русских в войне будет ограничение возможностей финнов по выставлению минных заграждений в море (других-то забот и нет). Для этого, мол, Москва и поставила свой вертодром на острове. Но он уязвим, потому что находится посреди морских путей.
«Эксперт» поведал о методах гибридной агрессии России, которая направляет своих бизнесменов для покупки стратегически важных участков на принадлежащих финнам островах. Наверное, ещё и стратегически важные квартиры и виллы в районе Хельсинки Путин заставляет покупать своих «боевых бизнесменов». Заканчивается эта статья лозунгом времён Зимней войны: «Дело Финляндии есть наше дело». Что само по себе звучит очень нехорошо, учитывая то, чьим союзником тогда была Финляндия.
Шведов вечно беспокоят то подводные лодки, то ползающие по дну русские аппараты на гусеницах (даже такие утверждения были), то планы по захвату принадлежащих им островов. Видимо, фантомные боли от утраченных в ходе войн с Россией земель, не дают покоя. Ведь Швеция, войдя в XVIII век мощной европейской державой, повоевав за сотню лет 4 раза с Россией, лишилась и территорий, и амбиций, и желания воевать с кем бы то ни было.
Но до шизофрении эстонцев шведским экспертам далековато. Отставной генерал Антс Лаанеотс, бывший командующий силами обороны Эстонии затмил всех. Он заявил, что вертолётных площадок на острове «мало» (на десяток вертолётов хватит – этого достаточно) и вообще вертолёты – не оружие наступления. Мол, они очень уязвимы и их легко уничтожить при нападении. Между прочим, это не какой-то «новый офицер Эстонии», учившийся через пень-колоду в местных военных училищах и валявший ваньку на курсах НАТО, а кадровый советский военный. Причём танкист, воевавший в Эфиопии.
Разве в училище его не учили, насколько опасны боевые ударные вертолёты для тех же танков и бронетехники, что в обороне, что в наступлении? И не учили, что если они прикрыты зенитными и авиационными средствами, то это очень опасный противник? Особенно для страны, у которой нет ни авиации, ни ПВО. Да и армия тоже легковооружённая и слабо обученная. Так что действующие на предельно малых высотах вертолёты, оснащённые дальнобойными ПТУР, будут чувствовать себя вольготно.
При этом генерал высказал мнение, что вертодром на Гогланде является свидетельством «экспансионизма Кремля», который смеет ставить базы на своей территории. А не на чужих, как американцы в Восточной Европе.
Зачем нужна площадка подскока на Гогланде?
Но давайте разберёмся. В Псковской области на авиабазе Остров-5 базируется 15-я бригада армейской авиации. Это ударное соединение, насчитывающее более 70 вертолётов. Из них 2/3 ударных, в основном новейшие Ми-28Н, Ка-52, Ми‑35М.И это не единственная вертолётная часть в тех краях. Так что теперь вертолёты с суши могут легко оказаться и на островном вертодроме.
Он может принимать, например, вертолёты ВМФ, такие как Ка-27 – противолодочные, спасательные или осуществляющие поиск и траление мин, или же десантно-штурмовые Ка-29. Он может принять транспортные машины вроде Ми-8МТВ‑5 или Ми-26, которые могут доставить на остров подкрепления в виде подразделений десантников или морпехов, причём с артиллерией и лёгкой бронетехникой. Тот же Ми-26 способен увезти пару БМД или машин на её базе.
Что-то более серьёзное вроде батарей ЗРК или береговых противокорабельных комплексов «Бал» или «Бастион-П», с ПКР «Уран-У» и «Оникс» вертолётам не увезти. Потребуется БДК – большой десантный корабль. Но и это тоже возможно. Да можно и «Искандеры-М» при желании и необходимости привезти и поставить.
С другой стороны, эти ракеты имеют такую дальность, что из Луги, южнее Питера, где находится 26-я отдельная ракетная бригада, прекрасно накрывают не только Прибалтику, Финляндию и Швецию, но и всю Польшу. Так что на острове им делать особо нечего. Равно как и «Бастионам» с «Ониксами» – у них дальности тоже хватит на всю Балтику.
Так что с этой точки зрения усиление военной активности на Гогланде соседей беспокоить не должно – им и так и эдак будет всё равно. И никакое НАТО, случись что, им не поможет. Об этом и американские специалисты не устают повторять – помощь в случае войны просто не успеет. Американцам не впервой «кидать» союзников. К тому же, по признанию наиболее адекватных американских специалистов, флотам и силам НАТО в случае конфликта высокой интенсивности с Россией жить в лучшем случае часы.
На самом деле России нет дела ни до Прибалтики, которую мы вовсе не мечтаем захватить и посадить себе на шею, ни до Финляндии со Швецией. И не надо нас постоянно дёргать и подзуживать – успокойтесь! Хватит уже истерить по любому поводу. Лучше бы эстонцам озаботиться поведением в своей стране американских солдат и их моральным обликом. Но эстонцы для американцев – мусор. Им можно всё.