О министре Орешкине и призраке моста через реку Лену
№ () от 6 августа 2019 [«Аргументы Недели », Маргарита НИФОНТОВА ]
Недалеко от Якутска, на железнодорожной станции Нижний Бестях, на днях было открыто пассажирское железнодорожное сообщение до БАМа и далее по всей стране. В Якутии это стало национальным праздником. Этого события ждали десятилетия.
Это наша победа!
Амуро-Якутская магистраль, 800 километров, – это ответвление БАМа. Строить её в 1985 г. начинали те же транспортные строители, которые работали на Всесоюзной ударной стройке. По признаниям участников тех событий, никто не сомневался, что к 1991 г. железная дорога придёт даже не в Нижний Бестях, а в Якутск. Но для этого нужно было построить совмещённый автомобильно-железнодорожный мост через реку Лену. Нижний Бестях и Якутск стоят на разных берегах Лены.
Но всё получилось иначе. Перестройка, развал государства, разрушение всех хозяйственных связей, кризисы и полное безденежье довели стройку до полной заморозки. Только в 2002 г. с приходом к власти в республике нового президента Вячеслава Штырова её реанимировали и начали строить такими же ударными темпами, что и во времена Советского Союза.
И вновь воспрянули духом транспортные строители: ещё к 2010 г. фактически довели дорогу до Нижнего Бестяха. Впереди маячил мост – его строительство руководство республики пробило с большим трудом. Но опять вмешались непредвиденные события – у подрядчика, строившего железную дорогу, сменилось руководство, перемена произошла и в республике. Стройка застряла. Почти на десять лет.
И вот с горем пополам в июле 2019 г. стартовало наконец пассажирское движение до станции Нижний Бестях.
Для республики и всей страны это большое событие. Тридцать четыре года строители, руководство республики «тащили» на себе эту железную дорогу. Десятки раз стройку останавливали. Тем временем целые поколения якутян мечтали о том, что сквозь тайгу к ним придут рельсы. И вот свершилось.
Мост как вариант утопленного града Китежа
Увы, население Якутска скоро убедилось в неудобстве использования долгожданной железной дороги. Моста-то нет. Греби на пароме через огромную Лену.
А ещё в 2002 г., когда по-настоящему взялись за строительство, всё было расписано как положено: железная дорога придёт до Нижнего Бестяха, там построят небольшой вокзал и железнодорожное депо, затем будет построен совмещённый автомобильно-железнодорожный мост, а в Якутске будет создан полноценный транспортный узел. В столице республики есть и крупный аэропорт, и речной порт, и сходятся воедино федеральные и республиканские автодороги. Даже место для большого железнодорожного моста было определено.
Дальше, как предполагалось, одно ответвление железной дороги должно пойти западнее и помочь в освоении крупных якутских месторождений. Другое на восток – из Нижнего Бестяха на Магадан. Благо магаданцы ждут её как манну небесную, понимая свою тотальную оторванность от Большой земли.
Однако 2010 г. стал началом мучений. Тему моста «жуют» уже почти десять лет. То тоннель будет построен по дну реки Лены (это на вечной-то мерзлоте!), то канатный мост китайцы возведут, теперь дошли до того, что стали называть проект строительства моста просто «Ленский мост». Не уточняя, что речь идёт исключительно о строительстве моста автомобильного. Железнодорожный вроде как не нужен, потому что Нижний Бестях оказался вдруг агломерацией города Якутска. Получилось так: баня, а через дорогу раздевалка.
Приговор Орешкина: солнечный Магадан остаётся в ж... мира
Магаданцы со своей стороны тоже упорно ставили строительство дороги. Они заранее готовили технико-экономический проект, протолкнули его в Транспортную стратегию РФ до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации. Согласно этим планам, железная дорога Нижний Бестях – Мома – Магадан протяжённостью более 1800 км должна была строиться с 2016 года. Но строительство не началось.
Более того, из указанных стратегий проект исчез. На сегодня он есть только в госпрограмме по социально-экономическому развитию Арктики и ещё – по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.
А в декабре 2018 г. Минэкономразвития РФ вообще вычеркнуло этот проект из плана модернизации. Якобы в связи с отсутствием технико-экономических показателей. Хотя в действительности это совершенно не так. Ещё в 2009 г. по поручению тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина технико-экономическое обоснование было не только утверждено, но и выполнено. Теперь же с учётом того, что госпрограммы развития Арктики и Дальнего Востока в ближайшее время будут переписаны, есть все основания предполагать, что и оттуда магаданская железная дорога вылетит со свистом. Вот такие у нас министры экономического развития – Греф протащил Лесной кодекс, и сегодня горят леса по всей стране, Орешкин убил инфраструктуру развития Дальнего Востока. Не правительство, а сборище загадочных личностей, посланных нам в наказание. Наказание за что? И кем?
Дело – труба
На примере многострадальной Амуро-Якутской железнодорожной магистрали и не построенного моста через Лену видно, как федеральная власть относится к строительству инфраструктурных объектов в стране. Мол, чего возить будете? И не знают иные остолопы, что по железной дороге до Нижнего Бестяха уже потоком идут грузы, что компания «Железные дороги Якутии» возит до 600 тыс. тонн в год, а планирует увеличить объём в три раза. Магистраль существенно меняет экономику региона и влияет на стоимость продуктов для населения. Она уже стала настоящим спасением для всех якутян, потому что по ней теперь можно осуществлять северный завоз, который неоднократно срывался из-за маловодия в верховьях Лены.
Железные дороги не зря называют нитями, скрепляющими территории. В своё время трансконтинентальная железная дорога в США строилась вообще в прериях, чтобы связать страну воедино. Вокруг неё образовывается жизнь, а не наоборот. Все помнят, как смешивали с грязью строителей БАМа, что они построили никому не нужную железную дорогу. А теперь её модернизируют, расширяют. Все государства мира возводят транспортные магистрали, потому что понимают – это очень важно с оборонной, геополитической, экономической точек зрения. Поэтому нежелание строить инфраструктуру, соединять между собой регионы – есть нежелание заниматься развитием собственной страны. Министру Орешкину лучше бы уйти работать модным парикмахером – уж больно он сытый и гладкий. С маникюром на ноготках. Кто и откуда такого откопал?
И действительно, зачем это нужно ему и Медведеву, да и всей современной московско-питерской элите, если нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» и так качает нефть в Китай, а строящийся газопровод «Сила Сибири» вот-вот начнёт поставлять туда же газ? Труба есть, и больше ничего не надо.
Но тогда красавчику Орешкину не надо заниматься демагогией и говорить о приоритете развития Дальнего Востока на весь XXI век и объявлять Арктику примерно тем же. Хотите качать ресурсы и ничего более – так и говорите. Для этого, конечно, не нужны никакие дороги. Да и люди, в общем-то, тоже не нужны.
P.S. Что касается железнодорожной станции Нижний Бестях и подъезда к ней. Железнодорожники судорожно ищут выход из ситуации, строят прямо на берегу здания для ожидания пассажиров переправы через реку Лену, продумывают единый билет с возможностью проезда на автобусе. Речники в спешном порядке возводят причальную стенку, так как грузы теперь будут разгружаться тоже в Нижнем Бестяхе. Жители переживают, как всё это будет.
А меж тем на открытие пассажирского движения по железной дороге, которая строилась более тридцати лет, никто из федеральных чиновников, и в первую очередь красавчик Орешкин, не приехал. Некогда? Он и Силуанов ведут дискуссии о дальнейших путях развития страны. И борьбе с санкциями. Как же они все надоели.