Кто ограбил кубанского бизнесмена Николая Озерова?
6 августа 2019, 16:18 [«Аргументы Недели. Кубань», Сергей ИВАНОВ ]
Журналисты краевых СМИ встретились в Краснодаре с ростовским адвокатом Ольгой Селиховой, которая защищает права владельца агрохолдинга мясокомбината «Медведовский» Николая Озерова.
В истории отъема активов у кубанского бизнесмена отчетливо проглядывает схема рейдерского захвата агропредприятия: возбуждение уголовных дел, обанкрочивание предприятий, подлог документов, вымогательство взятки. Очевидные странности уголовного преследования Николая Озерова, в данный момент находящегося под стражей по надуманному факту, невозможность добиться правды привели защитника бизнесмена сначала на передачу к Андрею Караулову «Момент истины» в Москву, а затем на круглый стол к кубанским журналистам. Следует отметить, что первое уголовное дело против Николая Озерова по статье «Мошенничество» закончилось приговором Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону: восемь лет лишения свободы. Судебный процесс в 2015 году сопровождала информационная атака в средствах массовой информации. Все попытки доказать свою невиновность подвергались на страницах газет и в электронных СМИ жесткой и необоснованной критике. Выйдя на свободу по инициативе колонии осенью 2018 года, Николай Озеров спустя месяц узнал, что находится в розыске по второму возбужденному против него уголовному делу. На этот раз его обвиняют в преступлении по признакам вывода средств за границу. С тех пор бизнесмен находится под стражей. По словам Ольги Селиховой, когда она стала изучать уголовные дела Озерова, ее поразили фактические обстоятельства: человек заведомо незаконно привлекался к уголовной ответственности.
Что именно привело к возбуждению уголовного дела против Николая Озерова
Кубанский бизнесмен на протяжении двадцати лет создавал на территории края крупный сельскохозяйственный холдинг, в который входила группа компаний, в том числе ООО «Агрофирма „Колос”». На сентябрь 2015 года бизнес Николая Озерова оценивался в сумму более 10 миллиардов рублей. В 2011 году ООО «Племзавод „Индустриальный”» подписало кредитный договор с ПАО «Сбербанк России» на условиях 70 процентов софинансирования для реконструкции и строительства свинокомплекса. Лимит кредита составлял 2,5 миллиарда рублей. Для обеспечения кредита в залог было передано недвижимое имущество на сумму 5,6 миллиарда. Кроме того, в обеспечение обязательств были подписаны договоры залога и поручительства другими компаниями Николая Озерова.
— Из кредитной линии в 2,5 млрд компания получила всего лишь 469 млн рублей, которые были истрачены на строительство свинокомплекса и приобретение «ирландского» поголовья свиней,— говорит Ольга Селихова. — Но в начале 2012 года имеющееся на свинокомплексе поголовье в 40 тысяч голов свиней было заражено африканской чумой, в связи с чем свинокомплекс вместе со всем поголовьем был уничтожен.
Далее банк в одностороннем порядке отказался от кредитования, обратился в суд и между сторонами было подписано мировое соглашение, согласно которому кредитная организация забирает активы на два с лишним миллиарда, то есть стопроцентную долю мясокомбината и акции.
На этом спор закончился. В правовом поле все договоры залога должны были быть прекращены, но этого по неизвестным причинам сделано не было. После этого Сбербанк продает право требования за 520 миллионов своему дочернему предприятия, а то в свою очередь — вновь созданной в 2014 году московской компании «Рубеж безопасности».
Осенью 2015 года Николая Озерова задержали по подозрению в мошенничестве в отношении Сбербанка. При этом сам банк заявил, что у него нет претензий, он не является потерпевшей стороной. Инициировало возбуждение уголовного дела ООО «Рубеж безопасности», которого в период заключения сделок не существовало в природе. Сотрудники ОБЭПа каким-то образом усмотрели в действиях Озерова признаки хищения.
— Мошенничество — это противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества в свою пользу, совершенное с корыстной целью путем обмана или злоупотребления доверием,— отмечает адвокат. — При наличии обеспеченного реального залога в уголовном преследовании по мошенничеству отсутствует основной признак безвозмездности. В нашей ситуации получается, что Озеров так хотел украсть 469 миллионов рублей, что отдал на пять миллиардов залога и еще пять компаний поручителей. Какой здесь умысел?
Почему уголовное дело расследовалось ростовскими полицейскими, а приговор был провозглашен Ленинским районным судом Ростова-на-Дону, до сих пор остается загадкой. Сторона Николая Озерова предполагает, что это может быть связано с какими-то тесными отношениями компании «Рубеж безопасности» с должностными лицами высокого ранга.
Зачем оппоненты посадили Озерова в тюрьму?
— Это обычная схема, которая используется рейдерами для того, чтобы бенефициара, способного оказывать юридическое сопротивление, лишить этой возможности, нейтрализовать, спрятать. Кроме того, есть большие преференции в части банкротства. Если конкурсный управляющий приносит решение суда, все процедуры банкротства упрощаются,— говорит Ольга Селихова.
По ее словам, «Рубеж безопасности» установился в реестре кредиторов по всем предприятиям группы Медведовского мясокомбината на 18 миллиардов рублей, причем купил право требования за 680 миллионов. Уникальность первого уголовного дела в том, что кроме статьи 159 УК РФ Озеров привлекался по трем эпизодам преднамеренного банкротства. Якобы бизнесмен так хотел украсть 469 миллионов рублей, что оформил договоры поручительства с пятью компаниями с миллиардными активами. Селихова отметила, что ростовские следователи стали признавать сделки по поручительству сделками, направленными на преднамеренное банкротство.
— Это юридический нонсенс. Хищения нет, и все поручительства — это законные сделки, которые нельзя признать направленными на банкротство! — заявляет представитель Озерова.
Осенью 2018 года Николая Озерова по инициативе исправительной колонии №9 условно-досрочно освободили. Бизнесмен, как полагается, встал на учет в полиции, заявил, что будет проживать в Горячеключевском районе, официально оформил временную регистрацию и стал регулярно отмечаться в полиции по месту временной прописки. Не прошло и месяца, как его задержали и поместили в СИЗО в качестве фигуранта уголовного дела по признакам вывода денежных средств за границу. Оказалось, что краснодарский следователь Ислам Джамбаев возбудил уголовное дело еще в мае 2018 года, когда Николай Озеров отбывал наказание в ИК №9.
В материалах уголовного дела указано, что следователь исправно оповещал Озерова о возбужденном деле по статье 193.1 УК РФ, о сроках его продления. Если это так, то все эти документы были бы в личном деле осужденного, однако на адвокатский запрос ИК №9 ответила, что «данная информация в материалах дела отсутствует». То есть ни одной бумаги Озерову не поступало. Человека вряд ли бы освободили по УДО, если бы было известно, что в отношении него возбуждено еще одно уголовное дело. Таким образом, создавались искусственные основания для объявления Николая Озерова в розыск. Иначе его невозможно было бы посадить в СИЗО.
В чем суть второго уголовного преследования?
В общей массе предприятий Озерова лишь две компании не участвовали в сделках 2011 года. Это агрофирма «Колос» и ООО «Нива». В ходе допроса владелец холдинга заявлял, что оба этих предприятия были путем угроз и давления переписаны на незнакомых ему лиц. Подозрения свои Н. Озеров адресует ООО «Рубеж безопасности».
«Ознакомившись с текстом постановления о возбуждении в отношении меня уголовного дела, заявляю, что ООО «Агрофирма „Колос”» оценочной стоимостью 1,5 млрд рублей было похищено у меня рейдерами в сговоре со следователем, расследовавшим мое уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ, путем шантажа и угроз номинального учредителя А. В. Шульгиной, о чем последняя заявила в ходе судебного следствия и ее допроса, что данную компанию ее заставил подарить следователь на указанное им лицо. То, что такие доводы озвучивались, подтверждается протоколом судебного заседания по моему уголовному делу в Ленинском районном суде г. Ростова-на-Дону. Заявляю, что постановление о возбуждении в отношении меня уголовного дела по п. «а» ч. 3 ст. 193.1 УК РФ инициировано теми людьми, которые фактически похитили у меня указанную компанию и добиваются единственной цели: чтобы я содержался под стражей и не мешал им осуществлять дальнейший захват принадлежащего мне имущества»,— сообщил в ходе допроса Николай Озеров.
До того, как перейти в чужие руки, со стороны агрофирмы «Колос» был сделан крупный заказ в Германию на поставку поливочного оборудования стоимостью 4 млн евро. Данная процедура была проведена должным образом, с обоснованиями, с заполнением документов. Предприятие переводило деньги частями и успело отправить поставщику только 3 миллиона 350 тысяч рублей. По условиям договора размещение заказа и его исполнение наступают только после стопроцентной оплаты, поэтому немецкая компания не осуществила поставку. В какой-то момент «Колос» перешел в руки новых владельцев, и они обвинили Николая Озерова в хищении и выводе данных денежных средств, а у немецкого бизнесмена стали требовать возврата денег. Захватчики настаивали на том, что якобы Озеров, находясь в СИЗО, позвонил номинальному руководителю «Колоса» и приказал отправить деньги в Германию. На самом деле руководитель предприятия с численностью четыреста человек не могла быть номиналом, потому что полностью управляла предприятием и заказ на поливочное оборудование был в планах «Колоса». Таким образом, считает адвокат, группа лиц, завладевшая компанией, решила оспорить сделку и вернуть уже себе живые деньги.
Красноречивым подтверждением совершаемого уже в отношении Н. Озерова преступления стало задержание следователя Ислама Джамбаева 30 мая 2019 года. Его помощник юрист Боташев, по версии следствия, получил взятку в сумме 18 млн рублей от родственников бизнесмена Николая Озерова для передачи следователю. Следствие полагает, что сотрудник СКР пообещал предпринимателю изменить квалификацию на менее тяжкий состав преступления.
Адвокат утверждает, что разговор, в котором Озерову обещают скостить тяжесть уголовной ответственности, если предприниматель передаст следователю 300 миллионов рублей, задокументирован следствием по делу о взятке. Часть этих денег, вероятно, полагалась покровителям, а другая — другим заинтересованным лицам.
В данный момент уголовное дело в отношении Ислама Джамбаева расследует Центральный аппарат Следственного комитета РФ. Ольга Селихова намерена добиться возбуждения дела против Джамбаева еще и по статье о подлоге документов. По мнению адвоката, уголовное преследование Николая Озерова курируют крупные заинтересованные структуры. Действия злоумышленников направлены на полную нейтрализацию бизнесмена и завладение всеми существующими активами агрохолдинга.