Аргументы Недели → Общество 13+

Ситуация

Кто поставит точку в деле о наследстве депутата Касьяненко?

, 11:15

Пока генеральный директор СЗАО «СКВО» Анна Касьяненко активно публикуется в «Инстаграме», Верховный Суд Российской Федерации принял решение о пересмотре всех незаконных судебных решений, благодаря которым ее мать Елена Касьяненко — вторая жена умершего депутата Владимира Касьяненко стала единственным собственником акций крупного сельскохозяйственного предприятия СЗАО «СКВО» в Ростовской области, а сама Анна возглавила это общество. Восстановить законные права первой семьи Владимира Касьяненко — жены Лидии Касьяненко и сына Дениса Касьяненко взялся известный московский адвокат Сергей Жорин, имеющий громадный опыт в ведении дел такой категории.

 

Как нажить себе врагов

В Ростовской области продолжаются баталии на почве раздела имущества покойного депутата области и генерального директора СЗАО «СКВО» Владимира Касьяненко. Сейчас предприятие находится в руках Анны Касьяненко, получившей его фамилию незадолго до совершеннолетия. Вдова депутата Елена Касьяненко, в девичестве Григорьева, добилась в судах первой и апелляционных инстанций права на половину имущества ООО «Владен», владеющего ста процентами акций СЗАО «СКВО». Несмотря на то, что брак с Еленой Григорьевой Владимир Касьяненко заключил лишь в 2007 году, а до этого находился в официальных супружеских отношениях с Лидией Касьяненко и именно в этот период единолично создал компанию «Владен», стороне Елене Касьяненко при рассмотрении дела удалось убедить суд, что именно она совместно наживала имущество с депутатом, поэтому имеет право аж на половину ООО «Владен». При этом первая семья Владимира — Лидия Касьяненко и сын Денис сразу после смерти родственника стали неугодными. Их попросту взяли и вычеркнули из списка претендентов на наследство. Дениса при помощи нотариуса Ларионова ввели в заблуждение и вынудили отказаться от причитающейся доли, взамен пообещав компенсировать это право деньгами, которые он до сих пор не получил. Лидию Касьяненко вообще не берут в расчет, прилагая документы сомнительного содержания, гласящие о том, что она ни на что не имеет права, потому что якобы Владимир Касьяненко с 1994 года сожительствовал с новой семьей в крохотной ростовской квартирке, уйдя из добротного собственного дома, в котором жил не одно десятилетие.

 

СМИ-шные утки и дрожжи для «Инстаграма»

Пока механизмы правосудия Ростовской области переводят дыхание перед тем, как исправить допущенные ошибки и направить процесс в законное русло, вокруг личности юного генерального директора СЗАО «СКВО» Анны Касьяненко проявляется широкая медийная активность. Какие только не встретишь статьи, погуглив имя и фамилию. Одна за другой в средствах массовой информации самого разного пошиба и размаха, зачастую «на правах рекламы», то бишь заказные, публикуются многочисленные имиджевые статьи и душещипательные интервью, наряду с рекордными цифрами надоев, поголовья и покупок сельхозтехники обязательно отражено, как было тяжело молодому специалисту впрячься после смерти отца в огромную агропромышленную махину. Несмотря на все тяготы деловой жизни, ей удалось достигнуть никогда небывалого в хозяйстве успеха — считай, даже отца переплюнула. Не забывают отразить в статьях и о том, чему Анну учил отец, как готовил ее к тому, чтобы возложить на нее бразды правления предприятием. А вот о Лидии Касьяненко и особенно о сыне Денисе, как правило, говорится очень пренебрежительно, что выглядит довольно странно и уж точно некрасиво. Дениса в статьях о предполагаемом «рейдерском захвате» предприятия называют недалеким человеком, намекают на его психическое нездоровье, пишут о том, что он гулял-кутил в Европе на деньги отца, и даже обвиняют в краже средств на лечение… При этом якобы Дениса уговорили отказаться от наследства, чтобы обезопасить его от посягательств некой группы злоумышленников, которым приглянулись семейные активы. А когда получившая наследство родственница вдруг решила выплатить Денису обещанную компенсацию, то якобы никак не смогла его найти. Якобы Денис пропал и перестал выходить на связь. Со стороны это попахивает явным нежеланием «связаться» с неугодным наследником. Но ведь он фигурирует в судебных решениях, борется за свои права, говорит о том, что его незаконно лишили полагающейся доли. Отчего же уверенные в собственной правоте грамотные и честные люди в статьях поливают грязью своих оппонентов?

Вместе с тем Анна Касьяненко за последний месяц осуществила мечту многих начинающих инстаграм-блогеров. Если иной талантливый креативный блогер бьется над качеством своего контента, регулярно размещает новые материалы, но при этом по полгода ждет, чтобы его аудитория выросла хотя бы на тысячу человек, паблик Анны Касьяненко за месяц стал невероятно популярен среди инстаграм-публики. Сейчас аудитория генерального директора составляет более 120 тысяч подписчиков, при этом утром 26 июля у страницы Анны было 95 тысяч подписчиков, а неделю назад — 45 тысяч. То есть популярность блогера растет как на дрожжах. При этом количество лайков под постами остается на прежнем уровне — от трехсот до восьмисот. Бытует мнение, что такие резкие взлеты в социальных сетях происходят не без помощи искусственной накрутки. А как здесь? В своих публикациях генеральный блогер рассказывает, что она хозяйка предприятия, которое завещал ей отец, что правда на ее стороне. И, естественно, здесь же проявляется и группа поддержки: «Правильно, Анна, держись, только вперед!» Создается впечатление, что такая активность в паблике направлена на создание образа супергероини, чтобы в случае фиаско заручиться поддержкой накрученной публики.

 

Провокация с кладбищем закончилась крахом

Но кроме растущего на дрожжах числа подписчиков в «Инстаграме» и хвалебных од в СМИ происходили и более неожиданные и пугающие вещи вокруг имени юного директора.

В апреле 2019 года вокруг Касьяненко Елены, Анны и молодого супруга гендиректора Анатолия Ефанова стали происходить настолько странные события, что соответствующее заявление в правоохранительные органы стало поводом для возбуждения уголовного дела по факту угрозы жизни, а потом и основанием для обыска в квартире Дениса, Алексея Касьяненко. Поводом к возбуждению уголовного дела послужило обнаружение 23.04.2019 на могиле Владимира Касьяненко на Северном кладбище в РостовенаДону трех дощечек с фотографиями Елены и Анны Касьяненко, а также Анатолия Ефанова. Из заявлений потерпевших следует, что появление их фотографий на могиле Владимира Касьяненко вызвало для них психотравмирующую ситуацию, нарушило их психическое благополучие и воспринято исключительно как угроза их жизни. В качестве источника угроз указаны Лидия и Денис Касьяненко, а также племянник усопшего Алексей.

Как так получилось, что обнаружил весенним днем эти таблички на могиле Владимира Касьяненко именно Виктор Изотов, ранее с покойным не знакомый, на похоронах в 2015 году не присутствовавший? И уж диву даешься от скорости, с которой сотрудники отдела дознания ОП №1 УМВД России по городу Ростову-на-Дону возбудили уголовное дело по угрозе убийством? Правоохранители в массовом порядке провели у Дениса и Лидии Касьяненко, а также в доме Оксаны Касьяненко (жены племянника умершего депутата) массовые обыски. Изъята была по ходу процесса и вся документация по разделу имущества, и цифровая аппаратура.

Увы, но эти козни не удались, и уголовное дело неожиданно было прекращено по требованию руководства ростовской областной полиции и прокуратуры области.

 

Верховный Суд: простая логика закона

Девятого июля Верховный Суд РФ пришел к выводу, что «допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела в пользу Елены Касьяненко и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя (Лидии Касьяненко), в связи с чем решение Батайского городского суда Ростовской области от 28 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 июня 2018 в части прав Елены Касьяненко на доли „Владен” (а следовательно, и акции „СКВО”) нельзя признать законными, они в указанной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции».

Из определения Верховного Суда следует: «…На момент создания ООО „Владен” — 8 ноября 2001 года — Владимир Касьяненко и Елена Григорьева не состояли в зарегистрированном браке. Чтобы таким лицам признать имущество общим, нужно, чтобы между ними была договоренность о приобретении (создании) общей собственности и чтобы каждый вложил в это дело свои деньги. Если такое происходит, то лица становятся учредителями, заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Однако, отмечает суд, единственным участником ООО „Владен” являлся Владимир Касьяненко и именно в составе одного участника данное общество было зарегистрировано. Из материалов дела видно, что никакие изменения в учредительных документах с последующей их регистрацией впоследствии не осуществлялись.

Нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о соглашении между Владимиром Касьяненко и Еленой Григорьевой о том, что имущество будет общим и тем более будет принадлежать им в равных долях. Суды не учли факт, что уставной капитал общества был сформирован за счет имущества Владимира Касьяненко, при этом Елена Касьяненко никогда не оспаривала свое невключение в состав учредителей общества, а ее помощь в организации и регистрации юридического лица не может быть обстоятельством, влекущим признание ее прав на половину доли в ООО „Владен”.

Кроме того, не дает право на общую собственность даже факт совместного проживания и ведения общего хозяйства».

Итого, поскольку единственный собственник общества Владимир Касьяненко не совершал волеизъявления о признании прав Елены Касьяненко, право на половину доли не возникло. Так посчитал Верховный Суд, направляя дело на новое рассмотрение в части.

Иными словами, Верховный Суд РФ настаивает на исправлении незаконных решений, которые приведут к тому, что будут восстановлены права Лидии Касьяненко на доли ООО «Владен» и акции «СКВО». При этом Елена Касьяненко-Григорьева, следуя логике Верховного Суда РФ, теряет свои права на монополию акций «СКВО» и как следствие — на монополию в управлении сельхозпредприятием. Может потерять свое директорское кресло и Анна Касьяненко.

 

Федеральная защита

Как нам стало известно, защищать права Лидии и Дениса Касьяненко намерен известный российский адвокат Сергей Жорин. Он прославился успешной защитой медиаперсон и публичных личностей в семейных и имущественных спорах, поэтому его называют «звездным».

— На днях я принял поручение на представление интересов Лидии Андреевны и Дениса Владимировича Касьяненко. Когда я начал изучать предоставленные мне материалы дела, происходящее повергло меня в недоумение. Налицо как нарушение закона, так и различные злоупотребления, в том числе должностными лицами. Помимо этого я внимательно изучаю публикации в средствах массовой информации, а также на различных ресурсах в Интернет и замечаю, что распространение недостоверной и порочащей информации в отношении моих доверителей носит системный и явно заказной характер. В настоящее время мы готовим ряд заявлений о клевете в соответствующие органы и будем наряду с этим добиваться восстановления прав Дениса Владимировича и Лидии Андреевны, и я уверен, что нам удастся заставить закон работать,— сообщил нам Сергей Жорин.

Газета будет и далее внимательно следить за тем, как восстанавливают права Лидии и Дениса Касьяненко.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram