Состоялось первое совместное патрулирование дальней авиации России и Китая. Это событие достойно детального рассмотрения – речь о готовящемся новом соглашении по военному сотрудничеству между Москвой и Пекином.
Рандеву над морем
Рано утром 23 июля (в Москве была полночь) на Дальнем Востоке с авиабазы Украинка, где базируются 182-й гвардейский и 79-й тяжелобомбардировочные полки (тбап), поднялись 2 тяжёлых бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС. Для них это был не совсем обычный полёт. Поднявшись на высоту более 7 км, «Медведи», как их называют в НАТО, прошли всё наше Приморье. Через 2, 5 часа после начала полёта, примерно в центре Японского моря, чуть севернее тех мест, где в 1905 г. разыгрывались последние акты Цусимской трагедии, они встретились с 2 дальними бомбардировщиками ВВС Китая. Это были самолёты Н-6К – последняя глубокая модернизация китайского самолёта Н-6. По сути, это сильно изменившиеся советские средние «бомберы» Ту-16, но сейчас на них установлены двигатели Д-30КП2 от Ил-76, современная авионика и средства обороны. На каждом китайце имелось 6 крылатых неядерных ракет (КР) CJ-10A – это клоны наших старых ракет Х-55.
С этого момента группа из 4 ракетоносцев продолжила своей полёт совместно. Она пролетела Корейский пролив, между Японией и Южной Кореей, мимо острова Цусима в Восточно-Китайское море. С парой китайских Н-6К шёл их эскорт из Су-30МКК и J-11 (Су-27 китайского выпуска). Важно то, что в Японском море работу бомбардировщиков обеспечивал российский самолёт дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРЛДН) А‑50У. А в Восточно-Китайском море находился его более лёгкий китайский коллега – самолёт KJ-200. Его также прикрывали истребители J-8 – это весьма устаревшие машины.
О российских истребителях в составе эскорта не сообщалось, но, скорее всего, они тоже были. Наверняка осуществлялось и прикрытие А-50У – это делается сейчас очень часто. Не сообщалось и о проведении дозаправок в воздухе и о том, какие самолёты от чьих танкеров заправлялись. В теории нет проблемы заправить наш самолёт от китайского или наоборот, но на практике есть вопросы взаимодействия в ходе проведения этой сложной процедуры.
Наличие самолётов ДРЛДН нужно для контроля обстановки и своевременного извещения бомбардировщиков о возможных «гостях» и для разведки ПВО сопредельных стран. Ведь на тяжёлые бомбардировщики, да ещё и в таком необычном составе, наверняка обратят внимание сопредельные страны – подключат свои РЛС боевого режима и резервные. В результате их всех аккуратно зафиксируют средства разведки «бомберов» и их эскорта, и А-50У с KJ-200, и наземные станции радиоразведки.
Полёт продлился более 2 часов, и пары «бомберов» расстались, немного не долетев до Тайваня. Китайцы ушли домой, а наши повернули в сторону Тихого океана, обогнув Японию с юга, и через 11 часов после взлёта и 9 тыс. км пути вернулись на Украинку. Первое совместное патрулирование, а по сути, эпохальное событие, завершилось.
Незаконную зону нельзя нарушить
Но без скандала, который устроили южнокорейцы, не обошлось. Хотя не случись шума, на это событие мировые СМИ могли и не обратить внимания.
СМИ Южной Кореи сообщили о якобы нарушении совместной группой самолётов России и Китая так называемой зоны идентификации ПВО на подлёте к территориальным водам этой страны. Затем и японцы сообщили о нарушении своей такой же зоны. Эти зоны идентификации ПВО (сокращённо по-английски ADIZ) на подходе к территориальным водам или воздушному пространству введены многими странами. В данном регионе они давно есть у японцев и южнокорейцев, а недавно появились и у китайцев.
О пролёте в такой зоне надо извещать заранее, называть себя при подходе и так далее. Но с точки зрения международного права они незаконны. Россия их попросту не признаёт, в том числе и китайские. Другие страны – кто как: США, Япония и Южная Корея не признают китайскую зону, китайцы же в ответ чихать хотели на их зоны. Более того, японцы с корейцами нарушают эти самозваные зоны друг у друга порой по нескольку раз в день.
Так что демонстративное нарушение чьих-то там ADIZ действительно было. Российское Министерство обороны на это ответило, что наши самолёты придерживаются международных правил. Мол, через кем-то выдуманные незаконные зоны летали, летаем и летать будем, и не надо нам мешать. Тем более что у Южной Кореи зона распространяется аж на половину КНДР.
Проще всего предотвратить придуманное нарушение
Но южнокорейские СМИ сообщили и о нарушении собственно воздушного пространства над территориальными водами страны. Давайте разберёмся.
Итак, всё случилось в районе спорных островов Лианкур в Восточно-Китайском море. На эти клочки земли площадью аж 0, 19 кв. км, а по сути скалы, на которых с трудом разместились домики для пары десятков пограничников, претендуют японцы, но контролируют их южнокорейцы. Они «отжали» острова во время Корейской войны у оккупированной тогда Японии. Аргументы сторон базируются на доказательствах типа «деды наших прадедов там рыбу ловили», при этом проблема усугубляется прошлыми отношениями этих стран.
В регионе полно таких клочков земли, на которые претендуют и японцы, и корейцы, и китайцы, и филиппинцы с вьетнамцами. Никого не интересуют сами острова, но территориальные воды вокруг них, экономическая зона с рыбой и шельф с вероятными нефтегазовыми ресурсами – да. Китайцы так ещё и намыли себе острова с аэродромами.
Так вот, южнокорейцы уверяют, что самолёты совместной группы дважды нарушили воздушное пространство над этими островками и они выслали на перехват свои истребители. Нарушителем, в частности, оказался самолёт А-50У, который действительно летал в том районе. Южнокорейский телеканал договорился до того, что F-16C даже произвели предупредительные выстрелы, что вызвало сначала в российских, а затем и в западных СМИ большой шум.
Но МО РФ быстро опровергло эту «утку». Выяснилось, что нарушение мы не признаём: по нашим данным, до островков было 25 км (то есть чуть дальше границы 12-мильной зоны) и данные средств объективного контроля можем предъявить. При этом никто не стрелял перед нашими самолётами, и не дай бог, бы попробовал. По словам командующего дальней авиацией генерал-лейтенанта С. Кобылаша,в случае такой угрозы ответные меры были бы предприняты сразу. Южнокорейские лётчики действительно пересекали курс наших машин, но отстреливали только инфракрасные ловушки – по этому поводу наш МИД отправил МИД Южной Кореи ноту. Японцы, кстати, заявили, что к этим островам должны были послать истребители они, но не послали.
Резкая реакция южнокорейцев объясняется внутренними скандалами, связанными с армией страны и попыткой реабилитировать её реноме в глазах общества. Есть и ещё одна причина – страны, имеющие с КНР территориальные вопросы, почувствовали, как под ними загорается земля. Им только ещё русских бомбардировщиков, летящих крыло к крылу с китайскими под совместным эскортом истребителей, не хватало.
Появятся ли китайцы на «Западе»?
Первое совместное патрулирование ДА РФ и КНР – не последнее. Это своего рода тест-драйв. Дело в том, что такие совместные патрулирования предусмотрены готовящимся Соглашением о военном сотрудничестве, и теперь они будут проходить часто. Возможно, не только в Восточной Азии и над Тихим океаном. В данном регионе такие полёты идут в подкрепление позиции именно китайцев, на стороне которых теперь «боевая нация» (так называют в Поднебесной Россию). Если наши страны ещё отработают совместную дозаправку и эскортирование по зонам в разных регионах мира – это здорово прибавит силы и нашей авиации, и китайской.
Говорят, что соглашение даже предусматривает информационное объединение систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) двух держав. И даже помощь России Китаю в создании полноценной подобной системы вместо посредственной нынешней. Во всяком случае информация об экспортном варианте стратегической РЛС типа «Воронеж» несколько лет назад уже мелькала.
Китайцы и ранее планировали размещение своей перспективной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) DF-41 (которую они так пока и не ввели в строй) близ наших границ и под «зонтом» нашей СПРН и нашей ПВО-ПРО. Если бы опасались нас – так бы не сделали. Хорошо известно, что стартующие ракеты можно легко сбить. Планируются и регулярные совместные компьютерные, а затем и реальные учения по ПВО и ПРО.
Наверняка соглашение предусматривает и совместные действия флотов. Практику участия войск сторон не только в совместных учениях, но и в стратегических учениях и маневрах также могут сделать постоянной. В прошлом году китайская бригада была на беспрецедентных по масштабу 305-тысячных маневрах «Восток‑2018», в этом году их ждут на «Центр‑2019». А там, может, и на «Западе» с «Кавказом» появятся китайцы.
Можно представить себе реакцию различных «прибалтийских вымиратов» и прочих Речей Посполитых. В британской прессе уже пытаются нагадить, рисуя маленького русского мишку на коленях у гигантской панды. Но на деле Китай не переоценивает своих реальных военных возможностей, особенно в ракетно-ядерной сфере, и заинтересован в альянсе даже больше нас. Но британцы, видно, проецируют на Россию свою ситуацию с США, где великая прежде империя сейчас является лишь приживалкой на кухне у бывшей колонии. Американцы же уныло шутят про «связку древних бомбардировщиков» – это про самолёты, которые в несколько раз моложе их В-52Н.
При этом Россия и Китай заявляют, что не планируют создания военного альянса. Но всё происходящее сильно напоминает гражданский брак, отличающийся от настоящего лишь отсутствием штампа в паспортах. Во всяком случае, всё идёт именно к такой схеме отношений, о чём «АН» уже не раз писали.