Международный авиационно-космический салон (МАКС) в этом году может стать ареной интересных событий. Во-первых, новый, куда более высокий уровень участия Китая – Китайская Народная Республика выступает в качестве страны-партнёра. Даже официальный сайт авиасалона получил версию на китайском языке. Как сообщают устроители, участие в выставочной программе примут ведущие компании аэрокосмической индустрии КНР. Также состоится ряд мероприятий деловой программы, в которых акцент будет сделан на международное сотрудничество и реализацию российско-китайских программ.
Во-вторых, наконец на статической стоянке и в полёте широкой публике покажут МС-21, можно будет посмотреть и потрогать пассажирский салон самолёта, о котором много слышали и давно ждём. А в-третьих, встречать гостей авиасалона будет самолёт-легенда – первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Его установили как раз напротив главного входа в ЛИИ им. М. Громова.
Грядёт правильная кооперация?
Две авиакатастрофы лайнеров «Боинг-737MAX8» в Эфиопии и Индонезии создали крупнейшей в мире аэрокосмической корпорации из США чудовищные проблемы. Продажи самолётов сразу после катастроф упали на 35%, и конца спаду не видно, скорее наоборот. Корпорация, которая из года в год демонстрировала рост, показывает миллиардные убытки. Самолёты стоят на земле, куча исков от авиакомпаний в судах, производственную и конструкторскую документации шерстят всевозможные расследователи из американских и международных надзорных органов. Попутно находят всё новые косяки от создателей «самых лучших в мире самолётов». Поэтому стаи Boeing-737MAX8 в этом году точно останутся на приколе. Затормозились работы с перспективным и самым большим в мире двухдвигательным самолётом «Боинг-777Х».
Грядущий МАКС вполне способен преподнести ещё достаточно много неприятных сюрпризов «партнёрам» из «Боинга». Россия и Турция уже приближаются к созданию совместного предприятия по производству вертолётов (естественно, в Турции). На очереди, возможно, «Суперджет» и МС-21. А это вполне реальный выход на международные рынки, у турок хватит сил для создания промышленных мощностей под подобный проект. И опять же опыт в авиастроении имеется – турки производят по лицензии американской компании Lockheed Martin многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения F-16. Напоминаю, что МС-21 – прямой конкурент «Боинга-737MAX».
На МАКС-2019 Китай обещает привезти полноразмерный макет кабины широкофюзеляжного перспективного авиалайнера российско-китайской разработки CR929. Этот самолёт, если будет производиться исключительно в России, никогда не выйдет на большую серию – наш рынок для него маловат. А с китайским вместе – в самый раз. А там, возможно, появятся и серьёзные экспортные перспективы.
В идеале российско-китайская и российско-турецкая кооперации способны резко усилить авиапром страны до уровня советского. В СССР тоже была кооперация заводов всей страны – Украина, Узбекистан, Белоруссия, Прибалтика, Грузия, Армения, Молдавия. Понятно, что сегодня можно уверенно рассчитывать только на Беларусь. Причины у одних стран политические, а другие попросту потеряли, как сейчас говорят, компетенции. В общем-то, и Россия стояла на краю обрыва: ещё немного, и авиапром стал бы прекрасным воспоминанием о великом прошлом. Клепали бы истребители «Сухого», да и, пожалуй, всё. Сейчас можно сказать большое спасибо США за санкции к России и лично президенту Трампу за политическое давление на Турцию и торговые войны с Китаем. Только надо спешить – можно не сомневаться, европейский авиастроительный концерн «Эрбас» бросит все силы на то, чтобы занять место «Боинга» на перспективных рынках. Хорошее дело – удавить конкурента!
Что не увидим?
Не увидим лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Для перелёта из Воронежа в Раменское потребовались доработки после первого полёта с заводского аэродрома ВАСО. А по плану взлётно-посадочную полосу закрыли на капитальный ремонт, тянуть с ним было уже нельзя. Так что авиазавод есть, работает, а улететь с него пока не получается. Хорошо помню, как генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов сокрушался по этому поводу:
– Самолёт должен себя на МАКСе показать, это очень важно для будущего.
Ил-112В нужен срочно, в облике, который требуют для себя Вооружённые силы, – скоро Ан-26 будут списаны, и на чём тогда возить армейские грузы весом до 6 тонн? Тяжёлый Ил-76, мягко говоря, для этих целей будет великоват и затратен.
Скорее всего, не увидим тяжёлый ударный беспилотник «Охотник». На форуме «Армия-2019» демонстрировали макет этого БПЛА. В 2018 году в Сети появились «шпионские» снимки «Охотника» на взлётно-посадочной полосе. Внешне, по размерам, он почти не уступает тяжёлому многофункциональному истребителю Су‑35. Но этой машине уже полмира прочит великое будущее, и заодно объявляют, что США проиграли России в этой компоненте вооружений.
Официально
Международный авиационно-космический салон МАКС-2019 будет проведён в период с 27 августа по 1 сентября в г. Жуковском Московской области согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года №2523-р. Организаторами мероприятия назначены Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». Устроитель МАКС-2019 – ОАО «Авиасалон».
Что увидим?
Совершенно точно –множество концептов. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) продемонстрирует на МАКС-2019 концепт сверхзвукового пассажирского самолёта и сопутствующие технологии. Впервые широкой аудитории будет представлена крупномасштабная модель самолёта с оптимизированной конфигурацией. Помимо модели посетители салона смогут ознакомиться с рядом технологических новаций, созданных в рамках программы сверхзвукового лайнера и демонстрирующих передовые решения в области теплозащиты, шумоизоляции, по ряду других направлений.
Пассажирский сверхзвук невозможен без соответствующих двигателей. Двигатели боевых самолётов для них не годятся по причинам шумности, экономичности, экологичности и ресурса. Это уже епархия Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова (ЦИАМ). ЦИАМ также продемонстрирует гибридную силовую установку
Третий опытный образец МС-21-300 приступил к программе лётных испытаний 16 марта 2019 года. Первый и второй лайнеры этого типа в настоящее время осуществили перелёт на аэродром «Раменское» Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова и участвуют в лётных испытаниях. До конца года в воздух обещают поднять четвёртый опытный образец МС-21.
Реактивный бизнесджет швейцарской разработки Pilatus РС-24 будет представлен на статической стоянке и в программе демонстрационных полётов, говорится в сообщении компании Nesterov Aviation, авторизованного центра продаж и обслуживания самолётов Pilatus на территории России. Среди специфичных особенностей самолёта – возможность осуществлять полёты с коротких взлётно-посадочных полос, в том числе грунтовых, и высокая крейсерская скорость, как у обычных лайнеров с турбореактивными двигателями. Между прочим, наш Ту-334 (как и его предшественник Ту-134) имеет аналогичную компоновку, двигатели располагаются в хвосте самолёта. Но наших конструкторов за этот «анахронизм» ругают, а швейцарцев – хвалят. Чудеса!
Ждём также ТВС-2ДТС. Это версия на тему вечного самолёта-кукурузника Ан-2 с турбовинтовым двигателем и конструкцией, сделанной полностью из композиционных материалов. Минпромторг планирует его серийное производство, может быть, наследник легендарного «Ана» свяжет, как это было в 50-х годах прошлого столетия, медвежьи углы со столицами и станет надёжным ковром-самолётом для граждан огромной страны?
Василий Ершов, пилотe гражданской авиации и российский писатель, отработал в небе 35 лет. Начинал летать в СССР и закончил в России. В одном из своих произведений прямо намекает, какой должна быть авиация сегодня: «На Ил-18 из провинциального Красноярска я тогда регулярно летал в следующие города: Москва, Ленинград, Львов, Киев, Одесса, Симферополь, Сочи, Минеральные Воды, Харьков, Волгоград, Ростов, Нальчик, Куйбышев, Горький, Казань, Набережные Челны, Пермь, Свердловск, Челябинск, Магнитогорск, Уфа, Оренбург, Кустанай, Актюбинск, Астрахань, Ташкент, Алма-Ата, Фрунзе, Балхаш, Павлодар, Кемерово, Новосибирск, Абакан, Енисейск, Норильск, Игарка, Хатанга, Благовещенск, Владивосток, Якутск, Мирный, Магадан, Петропавловск-Камчатский. Потом на Ту‑154 добавился ещё десяток областных центров: Белгород, Омск, Петропавловск (Казахский), Караганда, Уральск, Новокузнецк, Запорожье, Днепропетровск, Краснодар, Анапа, Полярный, Чита, Иркутск… не упомнишь все наши тогдашние рейсы. А сейчас из Перми в Красноярск приходится летать через Москву».
Специально не стал сокращать перечисление городов. Страна ждёт возвращения к развитому магистральному, региональному и местному авиасообщению. МАКС в этом случае – демонстрация возможностей и намерений.