Подарок с горчинкой
Введение пособий с полутора до трёх лет разочаровало массу россиян
25 июля 2019, 14:20 [«Аргументы Недели», Надежда СУНГУРОВА ]
На днях Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении закон о пособиях семьям с детьми в возрасте от полутора до трёх лет. Смешная выплата в 50 рублей в месяц стала историей, многие мамы и папы радуются скорой прибавке к семейному бюджету. Правда, радуются далеко не все. Правила выплаты пособий оказались такими, что разочарованных оказалось немало.
Шума по поводу новых пособий было много. Всё началось с мощной пиар-подготовки со стороны Правительства. Премьер Медведев на пару с мадам Голиковой из каждого утюга вещали о позорных 50 рублях и о том, что скоро всё изменится. Эстафету подхватил В.Путин на «Прямой линии». Отвечая на вопрос молодой мамочки, встревоженной своим материальным положением после декрета, он заявил, что вопрос о пособиях непременно будет рассмотрен. Что, собственно, и произошло буквально в течение месяца: «прокидывать» поручения главы государства в среде чиновников не принято. Теперь закон ждёт утверждения в Совете Федерации и подписания Президентом и с 1 января 2020 года вступает в силу.
В том, что вместо 50 рублей наконец появилось новое и весьма приличное пособие в размере прожиточного минимума ребёнка (около 10 тысяч рублей в зависимости от региона), разумеется, ничего плохого нет. Но к тому, КАК это законодательно оформлено, вопросов возникает ещё больше.
«Решение» обернулось небольшим редактированием закона №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям с детьми» (в народе больше известен как «закон о путинских пособиях»). Он, напомним, даёт право на пособие на первого и второго ребенка семьям с определённым уровнем дохода. При этом пособие на первого ребёнка платит бюджет, а на второго предлагается расходовать средства материнского капитала. Эти параметры остались неизменными. Всё, что поменялось – это требуемый уровень дохода (два прожиточных минимума на члена семьи вместо полутора) и сроки получения пособия (не до полутора лет, а до трёх). На этом всё.
Что это значит?
Это значит, что многочисленные (уже многочисленные – демографическая политика всё же даёт свои плоды) семьи, где третьему ребенку от полутора до трех лет, пролетают мимо новых выплат, как говорится, со свистом. Им ничего не положено – по крайней мере, на данный момент никаких норм на этот счёт нет. Хотя для мамы, у которой трое детей, возможность сидеть дома до трёх лет с самым младшим и при этом получать господдержку была бы бесценной. Стоит оговориться, что во многих регионах семьи с третьими детьми в возрасте от полутора до трёх получают поддержку на уровне субъекта. Но чаще всего она даётся только реально малоимущим – точнее нищим (с доходом ниже одного прожиточного минимума на человека). При этом размер её зачастую мизерный, почти никакой финансовой погоды в семье она не делает и до прожиточного минимума ребёнка в регионе уж точно не дотягивает. Если бы её отменили, а вместо неё дали право на путинскую выплату, никто бы не расстроился. Но увы.
Ещё это значит, что семьи, где второму ребёнку от полутора до трёх лет, а средства материнского капитала уже использованы или запланированы к примеру, на выплату ипотеки, тоже ничего не получат. Честнее было бы сказать, что власть просто даёт семьям с двумя детьми дополнительный вариант распоряжения средствами сертификата – потихонечку «раздёргать» эти деньги на текущие нужды. Вариант на самом деле неплохой, особенно для семей, где не нужна или невозможна трата этих средств на улучшение жилищных условий, откладывать на пенсию не хочется, а образовательные услуги или услуги няни неактуальны. Но нет – чиновники назвали выплату «пособием», деликатно обходили неудобный аспект, расхваливая новые меры в процессе их подготовки, подарили надежду на улучшение материального положения огромному количеству семей – и эту надежду отняли. Получилось некрасиво.
Безусловно, хорошее в новых правилах тоже есть. Более того, само по себе появление выплаты на детей с полутора до трёх в нормальной сумме без преувеличения можно назвать достижением нашей социальной политики. Уровень нуждаемости в два прожиточных минимума трудоспособного населения на одного члена семьи – это планка весьма приемлемого для жизни дохода, и под неё действительно подпадает 70% семей (а в провинции с невысокими заработком и все 90%). Словом, пособие получат многие, и получат не такие уж смешные деньги. Но тех, кто не получит ничего, это, к сожалению, не утешит.
Совершенно ясно, что государственный бюджет не резиновый. Точно так же ясно, что дать всем поровну нельзя и всегда будут не, кому не хватило и те, кто останется недоволен. Однако у власти всё-таки есть способ чуть сгладить негативные эффекты. Рецепт прост - быть максимально честными и открытыми, рассказывая, что и как будет сделано. А не так, что сначала наобещали золотые горы, а потом торжественно обломали. Но, к сожалению, именно этот метод общения власти с народом в России уже давно стал привычным.
Кстати
Вариант, по которому новые выплаты с полутора до трёх всегда предоставлялись бы из бюджета, а количество детей в семье не имело бы значения, теоретически тоже был возможен. Сразу после «Прямой Линии» с Путиным депутат от КПРФ Тамара Плетнёва внесла законопроект, который подразумевал введение пособия именно на этих условиях. Но этот документ лёг в Госдуме «мёртвым грузом» и на данный момент не рассматривался даже предварительно.
Надежда СУНГУРОВА