Россия, как известно, вот уже 30 лет живёт от выборов до выборов. И все судьбоносные – от муниципальных до президентских. Одни выборы сменяют другие, и всё время кажется, что нашим руководителям – от сельского старосты до президента – и делать больше нечего, как думать об участии в следующих выборах. А иной раз – лукаво сощурившись, говорить, что думает о преемнике всё время – с первого дня при власти.
НА САМОМ деле – стоит какой-то группе получить после выборов власть на любом уровне, выковырять её оттуда практически невозможно. Начинают говорить заклинания о некоем транзите власти – что в переводе на русский язык означает её несменяемость. В лучшем случае – о ничего не значащей рокировке, когда один начальник сменяет другого, но в политике это не приводит ни к чему.
Российская Конституция предполагает полноценную смену власти даже при том, что лидер страны – в данном случае Путин – может оставаться в Кремле хоть пожизненно. Надо всего лишь почаще – хотя бы раз в пять лет – менять председателя правительства и главных министров. Особенно если они позволяют себе пользоваться такими терминами, как «отрицательный рост» доходов населения, лицемерные разо- блачения негодной политики в отношении лесного хозяйства, водного, которую они сами и начали. Помните, кто принимал омерзительный Лесной кодекс, когда поувольняли лесников и принялись «в три горла» вырубать лес? А национальные проекты – тот же по вводу нового жилья каждый год по пять миллионов квадратных метров, а на деле – не больше 120 тысяч?
Одним словом, даже если придворные «социолухи» рисуют тому же Медведеву 35% доверия, то верится в это только самому Медведеву. Будь он посовестливее, взял бы и ушёл тихо – ничего особо гадкого он не сделал, кроме передачи норвегам огромного сектора Баренцева моря. К счастью, нефти там норвеги пока не нашли, вот бы и досидел Медведев до пенсии, уступив место другим. Но, видно, привык карманный премьер к фальшивым улыбкам челяди и срежиссированным восторгам «простых фермеров и рабочих». К реальным рабочим его не пускают – чтобы не сморозил нечто типа «денег нет, но вы держитесь»! Вот и сидит в компании себе подобных заместителей и министров, которые прячут от него глаза, когда он ведёт никчёмные, пустые «заседания кабинета министров». Все эти люди – представители финансовых и региональных кланов. Их задача – не развитие страны, а лоббирование интересов их хозяев для отгрызания как можно большего куска госбюджета.
Было бы наивно думать, что эту суровую правду жизни «АН» публикуют в приступе неописуемой смелости. Про застойное правительство знают все. Но молчат, когда находятся в «кабинете». И прозревают только тогда, когда оказываются не при делах. Самый яркий последний пример – это Алексей Кудрин. В надежде занять место премьера он когда-то начал критиковать Медведева, но Путин это не оценил и выгнал Кудрина в Счётную палату, где ему открылись глаза на чудовищное разворовывание страны. Только за 2017 год насчитал 1 трлн 700 млрд рублей нецелевого использования бюджета. Из них – 760 млрд в «Роскосмосе». И что? Никого не посадили, а начальника «Роскосмоса» Комарова, при котором эти миллиарды растворились в глубинах космоса, Путин даже назначил своим представителем в Приволжском федеральном округе.
Так Кудрин стал современным российским Дон Кихотом. Пытается, как и он, гадить прогнившей власти хотя бы по-маленькому. Есть у него и более грандиозные планы – совершать подвиги в честь его кумира – В.В. Путина, как это делал испанский Дон Кихот – в честь красавицы Дульсинеи. Об одном из таких подвигов стало известно ещё полтора месяца назад во время питерского Экономического форума.
Оказалось, что председатель Счётной палаты одержим идеей написать программу реформ и предложить её В. Путину. И не просто предложить, а убедить его в необходимости их проведения. Разумеется – получить под это высокий пост в правительстве или президентской администрации. Такая же мания преследовала Егора Гайдара, когда сырьевики выдавили его из правительства и он ходил по тусовкам, пил виски и повторял как мантру: «как хочется порулить!» Но Кудрин виски не пьёт, хотя бы при людях. А на трезвую голову для реализации навязчивой идеи новых реформ он активно работает против первого вице-премьера и министра финансов А. Силуанова. Он небезосновательно видит в нём идеолога нынешней финансово-экономической политики правительства и, соответственно, противника своего реформаторского зуда. При этом Кудрин закрывает глаза на то, что экономическую политику определяет сам Путин, основываясь на рекомендациях Э. Набиуллиной, того же А. Силуанова и Т. Голиковой. Но главное – на рекомендациях своего ближнего бизнес-круга. При этом Силуанов скорее технический исполнитель этой линии президента. Говорят, что Путину он очень понравился своим талантом финансового фискала – выкачивать деньги у населения, изобретая для этого всё новые и новые способы.
ПОНЯТНО, что главным союзником Силуанова является бывший заместитель Силуанова в Минфине Орешкин - ныне министр экономического развития – человек загадочный и пустой одновременно – то есть в самый раз! Поэтому Кудрину приходится нападать на них обоих. Свидетели говорят, что на прошлогоднем Экономическом форуме в Питере Орешкин даже обозвал А. Кудрина козлом. Ситуация, как говорят, была такова. Кудрин посоветовал Орешкину изменить бюджетное правило и поднять планку отсечения для доходов от продаж нефти и газа, идущих в бюджет. По мнению Кудрина, это должно увеличить наполнение бюджета, и у правительства появились бы средства для исполнения социальных программ и обязательств. Но в отличие от Кудрина Орешкин знал, что доходами выше планки отсечения, идущими в «Фонд национального благосостояния России», распоряжается лично президент В. Путин. Поэтому предложение Кудрина бессмысленно, и В. Путин на него не согласится. Выражено это было сравнением с названным животным.
Но как бы то ни было, экономическое состояние страны на самом деле не блестящее. Не понос, так золотуха, не наводнение, так засуха. Все дыры закрывать всё труднее. И тут реформы Кудрина вполне могут пригодиться. Речь идёт об уменьшении налогов на бизнес, снижении массы кредитования населения, о чём даже Орешкин забил тревогу и предсказал, что через два года народ вообще не сможет отдавать долги банкам и они рухнут. Следующая проблема – отлучение силовиков от бизнеса, что стало раковой опухолью для бизнеса. Наконец – изменение практики работы Росстата, который, выражаясь культурно, превратился в фабрику фейков.
Быть может, суммируя все эти причины, В. Путин и дал поручение правительству и околоправительственным кругам срочно разработать новое видение финансово-экономической политики правительства. Говорят, что первые предложения по этому поручению Путина были как раз от Кудрина. Но А. Силуанов их завернул, как «не совсем решительные». И дал поручение готовить обновлённые предложения по реформам с таким загадочным техзаданием: чтоб были полугосударственные и «полулиберальные». Но главное, чтобы были решительные! Согласитесь – уже страшно! Что может быть ещё решительного после отмены пенсионного возраста (с учётом порога смертности)?
В итоге остаётся непонятным: готовятся ли эти предложения реформ под Дм. Медведева или под нового главу правительства? Но не это самое важное. Важно другое: как соотносятся между собой «либеральные реформы» в нынешней России (начиная от «гайдаровских» при Ельцине и заканчивая «пенсионной» при Путине) с требованием «решительности при проведении реформ»?
Здесь можно взять примеры времён СССР или коммунистического Китая: «Семилетка за пять лет» при Н. Хрущёве или «Большой скачок» при Мао Цзэдуне). Очевидно предположить, что новая экономическая политика, о подготовке которой говорят всё чаще, опять пойдёт за счёт населения и ради интересов государства, как их понимают Кремль и лично президент В. Путин. Скорее всего, будет поставлена задача любой ценой выполнить «нацпроекты», и не дай бог, пересмотреть их показатели в сторону уменьшения. Правда, может быть и такой нюанс: от нынешних показателей «нацпроектов» могут и отказаться, но не за счёт уменьшения расходов на оборону и безопасность.