Заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Анатолий Вороновский, первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Андрей Коновалов приняли участие в заседании круглого стола, на котором шла речь о реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Участвовали также заместитель руководителя ГКУ Краснодарского края «Краснодаравтодор» Андрей Косьянов, начальник отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по краю Владимир Марченко и начальник отдела пропаганды этого ведомства Ирина Заватская.
Все должно быть качественно
По словам Анатолия Вороновского, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стартовал на Кубани в этом году. Приведение автодорог в крупных городских агломерациях в состояние, соответствующее нормативным требованиям, снижение количества мест концентрации ДТП — его основные цели.
— Большое значение придается приведению в надлежащее состояние автомобильных дорог,— подчеркнул Анатолий Вороновский. — Очень важно, чтобы они были не только безопасными и качественными, но и долговечными. Нужно не только отремонтировать или проложить дороги, но и сохранить их в порядке как можно дольше. И делать это действительно качественно на высоком уровне, чтобы они отвечали всем необходимым нормативным требованиям.
В прошлые годы ремонтировался только поверхностный слой полотна, а сейчас выполняется целый комплекс работ. Большая и кропотливая работа включает в себя обновление дорожной «одежды», укладку асфальта, проведение всех коммуникаций, благоустройство тротуаров, установку новых светофоров и т. д.
В Краснодарском крае в 2017—2018 годах реализовывался приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Всего в России в нем участвовало 36 субъектов и 38 агломераций. С 2019 года этот приоритетный проект перестал реализовываться, потому что на смену ему пришел национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Как уточнил вице-губернатор, в те годы в приоритетном проекте участвовала Краснодарская агломерация, в которую входили Динской район, Афипское сельское поселение Северского района и Марьянское сельское поселение Красноармейского района.
В 2017—2018 годах было освоено четыре миллиарда рублей. Из них один миллиард ежегодно выделялся из федерального бюджета, 900 миллионов поступало из консолидировано бюджета Краснодарского края, 100 миллионов — это долевое участие муниципалитетов, где проводились дорожные работы.
Было отремонтировано порядка 166 километров автодорог в Краснодарской агломерации. В 2017 году — 76,6 километра (порядка 60 объектов), в 2018-м — 89,4 километра (75 объектов, включая сельские поселения). Такого объема выполненных работ в Краснодарском крае еще никогда не было,— подчеркнул Анатолий Вороновский. — Когда по приоритетному проекту мы начинали дорожные работы в 2017 году, не всё было гладко, возникали те или иные проблемы, потому что это сложный и тяжелый процесс.
Пришлось в самые короткие сроки произвести дефектовку тех улиц, которые нужно было отремонтировать в первую очередь. И это всегда очень сложно делать в больших городах, потому что у жителей соседних улиц сразу же возникает вопрос, почему ремонт будет проводиться не на их улицах,— сказал Анатолий Вороновский. — Нужно было успеть произвести все намеченные дорожные работы в отведенные сроки, поэтому работа проводилась в три смену, в том числе и в ночное время.
Все выделенные финансовые средства были полностью освоены, и ни рубля обратно в бюджет мы не возвратили. У счетных органов, которые проводили проверку, никаких серьезных вопросов к нам не возникло.
Сложные проекты были реализованы в прошлом году. В частности, это ремонт улицы имени Тургенева. Сложности возникли с подбором подрядчика: конкурсы проводились несколько раз. Дело в том, что это был не только ремонт дорожного полотна, но и различные работы, связанные с подачей электроэнергии, света, газа. Кроме этого занимались канализацией, ливневкой. Целый комплекс работ, который касался не только дорожников, но и отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому пришлось искать и других подрядчиков, что было непросто. Тем не менее проблема была решена. Кроме этого шли работы по улице Новороссийской, Восточно-Кругликовской,— уточнил Анатолий Вороновский.
Заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края сказал, что в Краснодаре большая сеть автодорог, много транспорта. В этом году краевой центр стал лидером среди российских городов по количеству личного транспорта на душу населения, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Ежегодно приобретается 30—40 тысяч машин в личное пользование, поэтому и транспортный поток возрастает, возникают пробки.
Анатолий Вороновский отметил, что особенно в летний сезон в регионе заметно возрастают транспортные потоки, что неудивительно. Люди едут отдыхать на Кубань со всей страны, много транзитного автотранспорта. Достаточно вспомнить, что в прошлый сезон году край принял 17 миллионов отдыхающих. И именно в летний сезон фиксируется большее количество дорожно-транспортных происшествий.
Правильным курсом
Вице-губернатор отметил, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» призван решить вопрос не только с дорогами. Необходимо сократить в два раза количество аварийно опасных участков, где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия. И работа в этом направлении ведется самая активная.
Говоря о Краснодаре, Анатолий Вороновский сказал, что в настоящее время совместно с городской администрацией прорабатывается вопрос правильной организации схемы движения автомобильного транспорта, идет поиск верных путей решения проблемы. Была заказана разработка стратегии в Московском институте дорожного хозяйства, понимая, что главное — чтобы дорожная сеть заработала без сбоев.
— Городу необходима модернизация общественного транспорта. Когда люди увидят и поймут, что таким видом транспорта быстрее и комфортнее доехать до работы, то они в большинстве своем будут отказываться от частых поездок на личных автомобилях,— акцентировал внимание участников круглого стола Анатолий Вороновский. — Не стоит забывать и о парковках, за которые следует платить. Новый трамвай перевозит порядка 150—200 пассажиров. Представьте, сколько личных автомобилей можно не использовать, а совершать поездки на общественном транспорте.
Работа по приобретению новых трамваев ведется, и в этом году из краевого бюджета выделен миллиард рублей на эти цели. Решается вопрос и о замене старых троллейбусов на электробусы. Городской властью такая работа ведется, и, я думаю, постепенно эту проблему мы решим.
В этом году в реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» помимо Краснодарской агломерации участвуют Новороссийск и Сочи. На все необходимые работы выделяются очень крупные суммы денег. Краснодарской агломерации — 2 миллиарда рублей. Миллиард — федеральные деньги,
900 миллионов — из краевого бюджета, 100 миллионов — из местного. Сочинской агломерации — почти 830 миллионов рублей. Из них 664 миллиона — средства из федерального бюджета, 124 миллиона — из краевого и 41 миллион — из местного. Новороссийская агломерация: выделенные средства составляют 550 миллионов рублей. Федеральные деньги — 495 миллионов рублей, из местного бюджета — 27,5 миллиона.
По его словам, в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в этом году в Краснодарском крае планируется отремонтировать 134 объекта, в том числе девять региональных. В Краснодарской агломерации 51 объект (67 км). Пятьдесят объектов в центре города и один объект в Васюринском сельском поселении Динского района. В Сочи 64 объекта, в Новороссийске — десять. Контракты по всем объектам этого года заключены, тем самым задача, поставленная руководством страны, выполнена. На настоящий момент уже приняты работы на сумму 1 миллиард 495 миллионов рублей.
Было озвучено, что до конца 2024 года в агломерациях, где реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», они должны быть приведены в порядок и соответствовать нормативным требованиям.
— Хотелось бы все автодороги края привести в надлежащее состояние, и к этому необходимо стремиться. На территории Краснодарского края более 41 тысячи километров составляют дороги общего пользования, что, согласитесь, немало. Из них чуть более тысячи — федерального значения и более тридцати тысяч — муниципальные. Мы всегда стараемся поддерживать их в надлежащем состоянии за счет средств регионального дорожного фонда. С каждым годом увеличиваем финансирование, строим, ремонтируем.
В 2018 году было выделено порядка семи миллиардов рублей на улучшение уличной дорожной сети в муниципальных образованиях нашего края. В этом году цена вопроса составляет уже девять миллиардов.
А всего-то несколько лет тому назад из регионального дорожного фонда выделялось не более миллиарда рублей. Согласитесь, разница ощутимая.
В частности, в Абинском районе за счет средств регионального дорожного фонда построили новый мост, чего очень ждали местные жители. Более трехсот миллионов рублей было выделено на это, и в июне объект сдали в эксплуатацию, хотя расчетная сдача была запланирована на декабрь. Хорошо сработали мостостроители, завершив работы раньше намеченного,— отметил Анатолий Вороновский.
Сказал вице-губернатор и о влиянии большегрузного автотранспорта на дорожное полотно. Поток транспорта немалый. Перевозится зерно, инертные материалы. Но не всегда перевозчики соблюдают правила, перегружая свой транспорт. К примеру, автодороги общего пользования рассчитаны на перевозимые грузы до сорока тонн, а перевозчики порой «тащат» свой груз весом 60—80 тонн. И даже 100. И не один большегруз, и не один раз. Что в этом случае происходит с трассой? Естественно, она приходит в негодность. Хитрят некоторые перевозчики, совершенно не думая о состоянии дорог, по которым двигаются.
— Нельзя говорить об обеспечении реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», если будет продолжаться такое отношение к дорогам,— акцентировал внимание участников круглого стола заместитель главы края. — Ведь стоит таким большегрузам пройти по дороге федерального, краевого или местного значения, причем не единожды, и дорожное покрытие начинает превращаться в подобие дороги. Нагрузка сказывается. И особенно в летний период,— сказал Анатолий Вороновский.
К сказанному вице-губернатором добавлю, что два года назад в Краснодарском крае был построен первый в регионе автоматический пост весового контроля на выезде из Усть-Лабинска. В минувшем году построили еще четыре, в 2019-м к концу года планируем сдать в эксплуатацию еще шесть.
Когда будет достаточное количество таких постов, то все хитрости перевозчиков сойдут на нет. Ведь не секрет, что порой они норовят «соскочить» с федеральной трассы на муниципальную дорогу, чтобы скоренько провезти свой «перегруз». Думают ли они в этом случае о самой дороге? Сомневаюсь.
Как подчеркнул Анатолий Вороновский, пока не будет жесткой позиции всех органов власти к таким действиям перевозчиков, дороги сохранять в надлежащем состоянии представляется весьма проблематичным.
Повысить безопасность
Рассказал Анатолий Вороновский и о другом национальном проекте — «Безопасность дорожного движения». К реализации его подошли комплексно, потому как участвуют в нем дорожники, ГИБДД, отрасли здравоохранения и образования и Министерство транспорта и дорожного хозяйства.
— Для значительного снижения количества дорожно-транспортных происшествий необходимо вести системную профилактическую работу со всеми участниками дорожного движения. С взрослым населением и молодежью,— сказал вице-губернатор. — И автогородки должны строиться, где детей обучают Правилам дорожного движения. Необходимо проводить комплексную работу по снижению количества дорожно-транспортных происшествий,— подчеркнул заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Анатолий Вороновский.