Аргументы Недели → Общество № 27(671) от 17.07.19 13+

США подталкивают Турцию к выходу из НАТО

, 17:51

Как бы долго ни вилась верёвочка американских угроз Турции в деле вокруг покупки ЗРС С-400, но и она подошла к концу. Самолёты Ан‑124‑100 и Ил-76МД/ТД с компонентами первого дивизиона этой российской системы ПВО прибыли в Турцию. Она стала первой страной НАТО, купившей С-400. Теперь американцам надо или переходить к действиям, или же сдавать назад, что приведёт к потере лица и имиджа. Эрдоган, по сути, попросту наплевал на все американские посулы и угрозы.

ПЕРВЫМИ в мире ЗРС С-400 получила, конечно, армия России. Сейчас поставки идут темпом от 3 до 4 зенитно-ракетных полков (зрп) в год – это 6–10 зенитно-ракетных дивизионов (зрдн). В настоящий момент имеется уже почти 30 полков С-400, и поставки продолжаются. Стартовым инозаказчиком стали китайцы, закупившие полковой комплект экспортного варианта. Следующими с заказом в 4 дивизиона стали в 2017 г. турки. На очереди Индия с заказом в 5 полков, Алжир, Белоруссия, вероятно Ирак и другие страны.

 

Ребус с размещением

Начала поставок системы в Турцию ждали практически все, кроме узкой группы верующих в то, что в последний момент Вашингтону удастся отговорить турок. Дата начала поставок и способ доставки держались в тайне. Но турки заранее оборудовали первую основную позицию для зенитно-ракетного дивизиона С-400 – она расположена под Анкарой. Это вполне естественно – Эрдоган хочет первым делом прикрыть столицу. Кстати, поставленную Турции систему справедливее будет называть С-400Э.Буква «Э» означает экспортная. Возможности этой модификации серьёзно отличаются в худшую сторону от систем, принятых на вооружение в России.

Где будут располагаться остальные дивизионы – пока неизвестно. На этот счёт в турецких СМИ есть много всяких предположений. Кое-кто решил даже, что два дивизиона разместят против Сирии. Но Дамаск заявил, что с Турцией как одним из гарантов трёхсторонних соглашений «РФ – Турция – Иран» по Сирии отношения вполне нормальные и никаких проблем нет.

Наиболее вероятным видится следующий вариант размещения. Второй дивизион, вероятно, прикроет Стамбул -крупнейший город, промышленный и финансовый центр страны. Третий может быть размещён в европейской части Турции, для прикрытия её от греческих «заклятых друзей» по НАТО. А вот четвёртый, скорее всего, турки поставят в юго-восточной части Анатолии для прикрытия «Республики Северного Кипра», морских трасс и, главное, районов геологоразведочного бурения на шельфе Северного Кипра, проводимого турками.

Эти действия Анкары на чужом, по сути, шельфе уже вызвали возмущение США, призвавших Турцию прекратить работы. А Совет министров иностранных дел ЕС, подзуживаемый греками, и вовсе принял в этот понедельник решение об одобрении санкций против турок. Анкара же заявляет, что ЕС не может определять границы в Средиземном море. Россия, кстати, тоже вяло критиковала турок за эти действия – отношения с греками и Кипром мы портить не хотим, и Анкара это понимает.

 

Воздушный мост на бывшую базу

Доставлять компоненты ЗРС в Турцию начали по воздушному мосту – самолёты из России везут их на аэродром Мюртед под Анкарой. Он долгое время назывался Акинжи -по иронии судьбы там с 1965 г. была американская военно-воздушная база с арсеналом для ядерных бомб. Но в 1996 г. базу закрыли, а бомбы вывезли в Штаты и на авиабазу Инжирлик, где они пока и находятся. Но хранилища для бомб остались законсервированными. Потом на этой базе дислоцировались несколько эскадрилий турецких F-16 и вертолёты.

После того как персонал авиабазы поддержал путчистов, пытавшихся по указке США и ЕС свергнуть режим Эрдогана, авиабазу расформировали и переименовали в Мюртед. Кстати, именно с этой базы путчисты наносили авиаудары по правительственным объектам Анкары. Поэтому истребители перевели на другие базы, а на Мюртеде обещали сделать «музей, мемориал и парк демократии». Музея там пока нет, а самим аэродромом заведует турецкая авиастроительная корпорация TAI.

 

Что уже привезли

В основном компоненты системы С‑400 привозят на самолётах Ан-124 «Руслан». Для операции зафрахтованы самолёты МО РФ, точнее, его дочерней авиакомпании «224 ЛО». Но используются и Ил-76, для менее тяжёлых и объёмных машин. На момент написания статьи прибыло уже с десяток бортов, которые доставили ДЭС (дизельную электростанцию), РПУ (распределительно-преобразовательное устройство), транспортно-заряжающие машины, вышку для ВВО – всевысотного обнаружителя, пусковые установки, контейнеры с запчастями, инструментами и принадлежностями и так далее. Пока всё это, конечно, никоим образом не система, но поставки идут быстро – скоро первый дивизион будет полностью доставлен вместе с комплектом зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Кстати, про ЗУР – турки в отличие от китайцев, похоже, получили более урезанную версию системы, без возможности использования «длинной руки» – ракеты 40Н6Е. Экспортный вариант этой ракеты имеет меньшие возможности, но они всё равно беспрецедентны – дальность порядка 380 км. Китайцы, уже получившие свой полковой комплект, имеют в составе пусковые, способные использовать эти ракеты, а турки, судя по фото того, что уже прибыло, – нет. Но и ЗУР 48Н6Е3 с дальностью 250 км – более чем достаточно.

Кстати, китайцам С-400 везли морем, а в Турцию доставляют на самолётах – почему? На эту тему в СМИ много разной конспирологии: мол, турки боялись, что американцы перехватят груз при перевозке по морю. Это, конечно, ерунда. Была бы такая опасность – груз бы загнали на корабль под флагом вспомогательного флота ВМФ России или же в большой десантный корабль (БДК). Тогда хоть бы весь флот США там собрался, а остановить чужое военное судно или корабль в нейтральных водах, тем паче флота ядерной сверхдержавы, – это акт войны. Настолько дурных в штабах ВМС США пока нет.

 

 

Политический аргумент решает

Всё проще – по политическим причинам Эрдогану кровь из носу нужны были первые поставки именно в трёхлетнюю годовщину подавления путча. Это теперь в Турции праздник – День демократии и национального единства. Ему пошли навстречу. Эрдоган не упустил возможности попиарить этот факт, сообщив, что «самая мощная и лучшая оборонная система в мире начала поступать в Турцию» и что «в апреле 2020 г. она будет полностью развёрнута». Речь, очевидно, о поставках всех дивизионов и достижения ими боеготовности. «Что об этом говорили? Что мы не купим, не сможем. Мы купили? Да! Мы, турки, стоим на данном нами слове!» – заявил турецкий лидер.

Также он сообщил, что надеется, что С‑400 турки будут производить совместно с Россией. Тут надо пояснить следующее. Без различных офсетных (когда часть денег от продажи оружия вкладывается в товары или какие-то предприятия в стране-покупателе) элементов или хотя бы формального «совместного» производства или «сборки по лицензии» сейчас продать что-то дорогое и сложное трудно.

Даже если надо позарез, страны, имеющие некие амбиции и свою военную промышленность, пытаются выбить хоть какой-то приработок со сделки по покупке оружия. Это могут быть совсем пустяковые вещи, не затрагивающие ключевых технологий, – но они будут. Зато потом страна-покупатель может заявлять, что «мы пахали – я и лошадь». Туркам никто не отдаст никаких серьёзных технологий, да и турецкий ОПК их не освоит, несмотря на достаточное с виду развитие. Но производить, скажем, колёса или мосты для тягачей или же транспортно-пусковые контейнеры – турки смогут.

Эрдоган пошёл в своих речах дальше и заявил, что вслед за С-400 последует С‑500, и её Турция тоже «будет совместно производить». Он в это, мол, верит. Как говорил товарищ Сухов – это вряд ли. Технологии перехвата боевых блоков МБР, БРПЛ, низкоорбитальных спутников, гиперзвуковых ракет и обычных аэродинамических целей на дальностях до 600 км туркам в общем ни к чему. Да и продавать такое Россия будет очень не скоро.

 

Реакция США

Американцы уже давно пообещали туркам санкции за покупку С-400, но это ни к чему не привело. Теперь же интересно, исполнят ли США свою угрозу выкинуть Турцию из программы злосчастного F-35 или нет. Ведь тогда она перестанет быть не только покупателем этого самолёта, но и участником программы разработки и производства. Что, кстати, ударит по самой программе, срокам реализации и цене – турки делали немало пусть не самых сложных и высокотехнологичных, но нужных узлов и агрегатов. Причём недорого.

Конечно, американские или европейские компании смогут их «импортозаместить», но нужно время. И самое главное – совсем другие деньги. А сроки в программе F-35 и так вечно срываются, да и цена растёт. Решатся ли американцы – узнаем в ближайшее время.

Причём для Эрдогана эта угроза не имеет особого значения. Он попросту не доверяет Вашингтону, и покупка крайне привязанной к разработчику системы F‑35, где даже информация о местонахождении и состоянии каждого самолёта в режиме почти реального времени сливается производителю, его напрягает.

Турция уже заявляла, что в случае исключения её из программы, она сможет «закупить у русских Су-57Э». Это тоже вряд ли, а вот закупка Су-35С в экспортном варианте, да ещё и адаптированном под нужды турок – весьма вероятное событие. Тем более он дешевле, и даже куда более удачный и мощный.

Вообще американское руководство сейчас настолько неадекватно, что от него можно ожидать чего угодно. Вплоть до шагов, которые могут привести к выходу Турции из НАТО. Сейчас это кажется фантастикой, но... в сделку по С-400 тоже очень многие не верили. А вот как вышло.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram