Бизнес «с низкой социальной ответственностью»? Или наоборот?
№ () от 9 июля 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Похоже, что даже недавнюю трагедию в Иркутской области, когда подтопленными оказались тысячи домов, некоторые ловкие предприниматели пытаются использовать, что называется, «для пользы дела». Своего дела, которое долго вроде как не срасталось, а тут вдруг такой шанс! Люди потеряли жилье, а мы построим — комбинат готов выдавать «по пять домов за два дня!» Похвально, конечно. Но смущает пара моментов. Обязательно ли было «подпихивать» под это предложение себя как подрядчика и любимые формулировки про вероятные разрушительные землетрясения, «несейсмостойкие» хрущевки, которые так и просят регенерации? Простите, но уж слишком навязчиво компания «Новый город» пытается нарисовать себе образ бизнеса с высокой социальной ответственностью, озабоченного судьбами миллионов. Заглянуть бы этим предпринимателям в душу. Действительно хотят построить что-то добротное? Или, как часто у нас бывает, присосаться к бюджетным миллиардам и на скорую руку склепать для нуждающихся — стариков-ветеранов, многодетных семей, сирот — что-то, повергающее в шок новоселов, журналистов и призванные восстановить справедливость комиссии.
Немного предыстории. Уже года два настойчиво агитируя за реновацию жилья в Иркутской области, подразумевающую массовый снос домов 335-й серии, «социально проактивная» компания «Новый город» выбрала стратегию устрашения. В публичных дискуссиях рисовались жуткие картинки землетрясения в Армении (тут как раз очень «удачно» в прошлом году 30 лет с момента трагедии было) или история катастрофического развалившегося, полного жильцов дома в социальном драматическом фильме «Дурак» Юрия Быкова. И вот социальная драма, самая настоящая, с десятками жертв и тысячами пострадавших случилась в Иркутской области… Ужасающее наводнение. Не землетрясение, правда, но тоже сойдет для разжигания паники? И загрузить производственные мощности позволит, и набрать политические очки на ближайших выборах в Думу Иркутска. А она открывает такие перспективы для всевозможных реноваций и регенераций…
В общем, ситуация неоднозначная. Трагедия в Тулуне и других районах подтопления не оставила равнодушными тысячи людей, которые уже помогли и готовы дальше помогать пострадавшим от стихии. Совершенно искренне и бескорыстно. А вот в некоторых случаях готовность оказать помощь больше напоминает желание заработать.
Депутат Законодательного собрания Иркутской области, председатель совета директоров финансово-строительной компании «Новый город» Александр Битаров на прошлой неделе предложил региональным властям восстановить разрушенные дома с помощью предприятия, имеющего связи с «Новым городом». Параллельно муссируется любимая регенерационная тема застройщика, который, видимо, как весь и строительный рынок, оказался в глубокой яме и пытается выкарабкаться из нее любыми способами. Дружба с бюджетом, как показывает практика, — один из самых удачных вариантов.
Кому война, а кому…
На прошлой неделе стало известно о том, что Иркутский домостроительный комбинат (ИДК) направил письмо заместителю председателя правительства России Виталию Мутко и председателю правительства Иркутской области Руслану Болотову. В письме говорится о том, что комбинат готов оперативно поставить комплекты из сборного железобетона быстровозводимого индивидуального и многоквартирного жилья по цене за квадратный метр, которая указана в приказе Минстроя России. Депутат Законодательного собрания, председатель совета директоров компании «Новый город» Александр Битаров прокомментировал, что комбинат способен выдавать пять малоэтажных домов за два дня. «Это быстровозводимые конструкции, из которых можно строить индивидуальные или многоквартирные дома, детские сады, школы и другие объекты», — отметил он.
Кроме того, в адрес тех же чиновников было написано еще одно письмо, подпись под которым также поставил Александр Битаров. В обращении говорится, что региональные застройщики готовы оказать помощь в восстановлении жилья, пострадавшего от паводка. Однако, согласно свежим изменениям федерального законодательства, компании, занимающиеся жилищным строительством, не имеют права заниматься ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. «Иркутская область находится в зоне повышенной сейсмической активности. Основная часть населения Иркутской области проживает в районах с наивысшим уровнем сейсмической опасности, в том числе в более чем 4,5 млн квадратных метров жилья (дома серии 1-335 с «неполным каркасом»), не отвечающего требованиям сейсмостойкости», — сказано в обращении. В письме со ссылкой на «высокую вероятность возникновения в регионе еще и ЧС, вызванного землетрясением, и, как следствие, массовым неконтролируемым разрушением не сейсмостойкого жилья» приводится ряд предложений, которые необходимо внести на рассмотрение федерального правительства. В числе первых двух предложений — приостановка или отмена запретительной нормы, не позволяющей всем строительным компаниям заниматься ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. Остальные два касаются разработки и утверждения некоего положения о признании негодным для проживания жилья, не отвечающего требованиям сейсмостойкости, а также внесения в нацпроект «Жилье и городская среда» дополнения, предусматривающего сокращение жилья, не отвечающего требованиям сейсмостойкости.
Старые песни на новый лад
Это только на первый взгляд кажется странным: если поводом для обращений в высокие чиновничьи инстанции послужил паводок, то при чем тут сейсмостойкость? Но уж очень велик оказался соблазн вбросить в медийное и общественное пространство идею о еще одной гипотетически возможной чрезвычайной ситуации и рассказать, почему «чудовищно» опасные пятиэтажки 335-й серии должны уступить место новому сейсмоустойчивому жилью. Оно может быть построено в том числе с помощью ИДК. При этом, если помните, все время звучал следующий посыл: «для строителей эта затея убыточна, нужно привлекать бюджетные средства». Площадками для агитации служили различные «круглые столы», дискуссии, на которые приглашались сотрудники «Нового города», эксперты созданного общественного движения «Регенерация города». Параллельно эти же люди развивали тему в многочисленных интервью в ряде региональных СМИ.
Основная идея глубиной проработки не отличалась — давайте посчитаем, а затем снесем все дома 335-серии, а взамен построим людям новое жилье. При этом без ответа оставались вопросы: во сколько обойдется такое мероприятие, почему за него должен платить бюджет, а не инвестор-строитель, получающий конечную выгоду, а главное — что именно может появиться на месте снесенных хрущевок, каким получится в итоге облик города? Конечно, не возникает сомнений в том, что с дефективными пятиэтажками необходимо что-то делать, однако вовсе не обязательно, что этим вопросом должны заниматься структуры, близкие к одной компании по своему собственному сценарию, непрозрачному для общественности.
Судя по тому, что до сих пор бюджетных миллиардов в помощь строителям, готовым к благородной миссии, никто не выделил, информационное прощупывание почвы получилось не слишком эффективным. Однако тулунская трагедия, похоже, послужила поводом вновь напомнить о несостоявшихся проектах.
При чем тут политика?
Можно предположить, что тема необходимости сноса домов из злополучной 335-й серии будет и дальше муссироваться сотрудниками «Нового города». Как минимум потому, что сейчас разворачивается одна из самых жарких в этом году в регионе политических кампаний — выборы депутатов городской Думы. Считается, что задачей-минимум строительной компании на этих выборах станет сохранение мест за действующими двумя депутатами: Александром Квасовым (исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки гражданских инициатив «Новый Город») и Дмитрием Ружниковым (заместитель генерального директора по недвижимости, маркетингу и рекламе ФСК «Новый Город»). В идеале — необходимо добиваться увеличения количества «своих» людей в городской Думе. Пугающая тема «опасных хрущевок» наверняка будет взята этими кандидатами на вооружение, а сами они вполне могут примерить белые доспехи народных спасителей граждан от сейсмоопасных домов.
Дальнейшее продвижение громкой и потенциально выгодной темы, возможно, не обойдется и без участия самого Александра Битарова. Журналисты, следящие за его насыщенной политической жизнью, ранее замечали, что громкие карьерные успехи руководителя «Нового города» совпадали с активизацией строительной деятельности компании. Такие случайности возникали как минимум трижды — в середине, конце «нулевых», когда Александр Битаров занимал должность первого заместителя губернатора, а также буквально несколько лет назад, после очередной смены главы региона, после которой он занял пост председателя правительства Приангарья. Предшествующий этому конфликт экс-губернатора Сергея Ерощенко и главы «Нового города» освещался достаточно подробно. Вкратце — в результате конфликта строительная компания рисковала заморозить свои крупные проекты. Однако спустя два года, на момент ухода Александра Битарова из правительства, проблемы были решены.
На сегодняшний день ситуация вокруг «Нового города» кажется относительно безоблачной. Впрочем, существует ряд обстоятельств, благополучно разрешить которые без соответствующего политического ресурса будет непросто.
Во-первых, прогнозируемый спад объемов строительства жилья в Иркутске (в основном, по причинам снижения платежеспособности населения). Во-вторых, в Иркутске наблюдается объективный дефицит свободных площадок для строительства многоквартирных домов.
В третьих, проект ИДК, который ранее курировал «Новый город», оказался не настолько востребованным и прибыльным, как планировалось. Известно, что создание «Иркутского домостроительного комбината» инициировала как раз ФСК «Новый город». По данным аналитической системы СПАРК-Интерфакс, в настоящее время владельцем АО «Иркутский домостроительный комбинат» является иркутское ООО СК «Поместье», учредителем которого с декабря прошлого года является Валентина Петренко (ранее гендиректор ФСК «Новый город»).
Построенный около трех лет назад завод, оценочной стоимостью 1 млрд рублей, может ежегодно выпускать порядка 150 тыс. кв. м конструкций каркасно-панельного домостроения. Ранее предполагалось, что полную загрузку заводу обеспечит реализация крупного проекта по возведению города-спутника Иркутска — Малой Елани на 1 млн кв. метров жилья. Однако этот проект «не взлетел». Видимо, чтобы оставаться на плаву, два года назад ИДК получила от корпорации развития Иркутской области (КРИО) 200 млн рублей займа, а также гарантии на еще 500 млн рублей для кредита в коммерческом банке на цели, связанные с неким инвестпроектом по модернизации и оптимизации действующего производства сборного железобетона. Успешность этой затеи однозначно оценить трудно, хотя бы потому, что в настоящее время прокуратура и правительство Иркутской области подали в арбитражный суд иск к КРИО и ИДК. Истцы требуют признать недействительным договор займа между КРИО и компанией. Предварительные слушания по делу назначены на 24 июля.
Для того чтобы одномоментно или по очереди «расшить» все эти обстоятельства и могут пригодиться новые люди во власти. Как минимум это должны быть свои депутаты, которые могут решать множество полезных задач. Кажется неслучайным, что пока еще действующие народные избранники — выходцы от «Нового города» являются депутатами на тех округах, где стоят новостройки «Нового города». В теории, если с качеством этих домов, благоустройством вокруг них возникают проблемы, то люди идут в управляющую компанию или к своему депутату. Всплывет ли наружу возможный негатив, если и те и другие являются для застройщика «карманными», вопрос риторический. В таком случае получить «карманного» мэра для многих застройщиков — идеальный сценарий. Не потому ли кажется вполне вероятной информация о том, что иркутское строительное лобби на выборы в Думу ведет пул своих кандидатов, а параллельно, на всякий случай, оказывает поддержку областному закону об изменении способа выбора градоначальника?