В начале прошлогоднего лета нижегородские магазины, торгующие компьютерными комплектующими, испытали дефицит. Все ранее доступные видеокарты смели покупатели, жаждавшие заняться добычей биткоинов (майнингом). Торговцы учли возросший спрос и увеличили цены в полтора раза, но склады всё равно были опустошены. Более того, в нижегородском секторе популярных сайтов «компьютерные фермы» для майнинга улетали как горячие пирожки по 7 млн рублей за «ферму». Форумы были полны горячих тем про майнинг, включая рассказы биткоиновых миллионеров, естественно – от лица анонимных пользователей.
Нынешний год принёс криптостарателям разочарование. Вместо лёгкого заработка на некоем волшебстве майнинг стал затратным видом деятельности. Процесс энергоёмкий, при весьма неочевидном результате, а платить за потреблённые киловатт-часы нужно из своего кармана. Волна схлынула и вчерашние майнеры выставляют «фермы» на продажу, но уже по 0,5 – 1 млн рублей и при спросе, стремящемся к нулю. Байки на форумах о сказочном богатстве иссякли, за то в магазинах снова доступны любые видеокарты.
В общем, повторилась история «золотой лихорадки», описанной Джеком Лондоном. В своём эссе «Экономика Клондайка» он приводит такие данные: потрачено свыше $200 млн, а стоимость добытого золота – чуть больше $20 млн. Единственными, кто выиграл, были продавцы продуктов и снаряжения для старателей.
Возвращаясь к криптовалюте, отметим, что, не взирая на все разговоры, в том числе и ГОСДУМЕ, криптовалюта не является объектом гражданских прав, не относится к деньгам. Банк России, Минфин и МВД считают её денежным суррогатом. Введение на территории Российской Федерации помимо рубля других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются, сделки по ним преследуются по закону.
Константин БАРАНОВСКИЙ