Аргументы Недели → Общество 13+

Ресторатор Андрей Грязнов: «Еда из насекомых – новый тренд в ресторанном мире»

Всемирная организация здравоохранения приравняла мясо к токсическим веществам, вызывающим рак. Многие люди отказываются от мясных изделий, молочных продуктов, сладостей и стараются употреблять больше овощей и фруктов. В итоге кто-то становится сыроедом, а кто-то – вегетарианцем.  Те, кто собираются переходить на правильное питание, переживают, что, отказавшись от свинины или говядины, они не будут получать нужные для организма вещества и элементы. Однако специалисты говорят, что мясо – далеко не единственный источник белка. Известный ресторатор, эксперт в антикризисном управлении ресторанной индустрии Андрей Грязнов рассекретил одно из самых популярных ноу-хау, которое в ближайшее время завоюет весь мир.

По его мнению, цены на продукты питания будут расти с каждым годом, а шеф-повара давно ищут новые источники протеина и белка. А насекомые – хорошая альтернатива. «Как бы это странно не прозвучало, но насекомых едят уже 80% населения всего мира, – говорит эксперт. – Ведь они содержат низкий уровень жира, в 3-4 раза превышают говядину по содержанию протеина». По словам Грязнова, порошком из насекомых можно сделать коктейли, а муку из шелкопрядов и сверчков использовать для изготовления печенья или хлеба. Ресторатор обещает, что совсем скоро российские рестораны будут завалены такой продукцией, но пока насекомые пользуются большой популярностью в основном в азиатских странах.

Но в чём ещё польза такой пищи? Зарубежные исследователи утверждают, что те, кто на протяжении двух недель съедал блюда из насекомых, чувствовали себя лучше. У них даже снизилось количество воспалительных процессов в крови.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН стала призывать использовать различных жуков и сверчков в пищу. Многие известные звезды также поддерживают такую инициативу. Актриса Анджелина Джоли два года назад посетила Камбоджу. Там она отведала жареного скорпиона и паука. Знаменитость призналась, что вкус у них довольно-таки неплохой.

Кроме этого, учёные признаются, что через 30 лет, население Земли будет сложно прокормить. Уже сегодня необходимо искать «другую» пищу. И насекомые действительно достойная альтернатива. Они питательные и доступны. Кроме этого, экологичны.  На сегодняшний день существует более 1500 видов насекомых, которые пригодны в пищу. Это муравьи, мухи, жуки, пчёлы, сверчки, гусеницы, пауки, осы, термиты.

Во многих странах они уже давно вошли в рацион питания. Туристы специально приезжают в Камбоджу, Уганду и Мексику, чтобы попробовать экзотичное блюдо. Ведь в России такая пища пока не набирает популярность.

Так, например, в Бразилии муравьёв подают на праздники в качестве деликатеса или десерта. Местные жители давно знают, что такая пища богата витаминами, кальцием и железом. В Колумбии таких насекомых даже используют вместо попкорна, а на рынках продают килограммами за 6 долларов. Готовят их по-разному: кто-то жарит, а кто-то подаёт в печеном виде. В одном из ресторанов Таиланда даже подаётся суп из утки с плавающими красными муравьями.

А вот жители Японии любят поедать ос и пчёл. В некоторых районах страны даже проводятся фестивали «Осы Кусихара», на котором чествуют это насекомое. Одно из популярных блюд – хатиноко. Оно состоит из сваренных личинок пчёл. В него добавляют соевый соус и сахар. На вид выходит карамелеобразная масса. Как правило, такой деликатес подают вместе с рисом. Ещё одним любимым лакомством японцев считается крекеры с осами. Они очень похожи на печенье с изюмом, правда имеют горьковатый вкус.

В Новой Гвинее любят полакомиться не только насекомыми. В ресторанах и кафе подают жареных пауков. По словам местных жителей, они пахнут орехами и по вкусу похожи с арахисовым маслом. А вот жареного тарантула можно попробовать в Камбодже. В этой стране паук считается настоящим деликатесом. Но прежде чем начать его готовить, необходимо сначала поймать насекомое и вырвать его ядовитые клыки. Тарантулу жарят на открытом огне, добавляя чеснок и соль. С виду такое лакомство похоже на куриные крылышки: корочка хрустит, а внутри – нежное мясо. Как говорят местные жители, паука лучше есть обжигающе горячим.

Поедание насекомых в Китае уже давно считается традицией. Многие используют их в качестве более доступной пищи. Ведь они содержат тот же белок, что и, например, мясо свинины. Скорпиона китайцы употребляют только в живом виде. Сначала его посыпают приправами, а потом окунают в горячее масло. Те, кто пробовал такой деликатес, говорят, что он шевелится во рту. По вкусу больше похоже на грецкий орех. Скорпиона также можно попробовать в леденцах.

Кузнечиков едят практически во всём мире. Ведь они богаты кальцием, фосфором и протеинами. Этих насекомых можно подавать в рыбном или соевом соусе. На вкус они напоминают жареную картошку, но со сладковатым привкусом. Те, кто их пробовал, советуют отделить голову и лапки кузнечика вместе с желудком. На Ближнем Востоке таких насекомых отваривают, а в Китае даже делают из них шашлыки. В некоторых районах Африки используют как добавку в различные блюда.

А в Мексике такие насекомые являются чуть ли не национальным блюдом. Самый известный деликатес – гуакамоле с кузнечиками. Мексиканцы их обжаривают до тех пор, пока насекомые не станут красного цвета. После этого их смешивают с авокадо, а затем – кладут на кукурузную лепешку. Мексиканцы ещё любят есть жуков-вонючек, которые богаты минералами и белками. Насекомых помещают в лепешку в качестве начинки, добавляют в пасту.

Как мы видим, такая пища уже давно вошла в повседневное меню во многих странах. Примет ли русский менталитет такую экзотику? Будут ли популярны рестораны у нас в стране с такой кухней? В Сети пишут, что человек вне зависимости от своего желания за свою жизнь съедает примерно полкило насекомых. Мучные черви или жучки могут попадаться в кусочке хлеба в виде темных комочков. Так или иначе, насекомые попадают в наш организм. Однако ресторанный бизнес ориентирован на прибыль. Не понятно, будет ли спрос на еду из насекомых. Возможно, молодое поколение заинтересуется такой экзотикой из любопытства, а старшее – под вопросом.

Андрей Грязнов. Фотограф Диана Мега

«В нашей стране насекомых и продукты из них необходимо сертифицировать и получить немало специальных документов, – рассказывает Андрей Грязнов. –Иначе соответствующие органы, обнаружив на кухне ресторана даже замаринованных насекомых, имеют право закрыть заведение за несоответствие санитарным нормам». При этом возникает ещё одна проблема. Различных жуков и пауков необходимо заказывать из их традиционных мест обитания. Будут они приходить в замороженном виде. Отразится ли это на вкусе – неизвестно.

Однако в Европе уже открываются рестораны с блюдами из насекомых. Несколько лет назад в Париже открылось подобное заведение. По словам шеф-повара, количество посетителей и постоянных клиентов увеличилось, а некоторые даже расстраиваются, когда узнают, что различных жуков и скорпионов есть легко, а главное – вкусно. Некоторые признаются, что кузнечики неплохо сочетаются с пивом.

В Великобритании ресторан с экзотичной кухней появился тоже давно. Гостям предлагают закуски из червей и сверчков, салат с козьим сыром и черными муравьями. Один из посетителей рассказывает, что он и раньше пробовал подобную пищу, правда, не все люди знают, как нужно правильно готовить. Шеф-повар ресторана говорит, что поедание насекомых должно стать нормальной практикой.

Польша также не отстаёт от других европейских стран. В одном из ресторанов Варшавы подают личинки шелкопряда, саранчу и зофобасов. Владельцы заведения утверждают, что насекомые – более здоровая пища, нежели рыба и мясо. Стоимость одного блюда варьируется от 5 до 10 евро.

Пока россияне у себя на родине не могут полакомиться такими деликатесами. Но зато они могут попробовать улиток, лягушачьи лапки, черепаший суп и блюда с акульими плавниками. В Москве таких ресторанов уже немало.

Мария Петрова