В наш век модной и крайне популярной тенденцией стали открытые аукционы. На них «богатенькие Буратины» могут законно приобрести нечто уникальное и изысканное. Вот только цены, как правило, здесь на порядок выше, чем «добывание» шедевров по-тихому при помощи «своего человека».
Что же таят в себе частные коллекции российских бизнесменов, и возможно ли глянуть на них «хоть одним глазком» простому обывателю? «Аргументы Недели» попробуют это выяснить.
К сожалению, ни для кого не секрет, что львиная доля произведений искусства «расходится по рукам» сильных мира сего отнюдь не легальным путем. Особенно если дело касается драгоценностей, похищенных во времена войн, перестроек и вечных политических неурядиц.
Ярким тому доказательством является ларец с уникальными ювелирными украшениями, принадлежавший вдовствующей императрице Марии Федоровне – матери печально известного Николая II. Даже пребывая в изгнании, гордая дочь короля Дании Кристиана IX, отвергала любые предложения о продаже хоть одной из вещиц. А вещицы-то были «о-го-го какими»: по скромным подсчетам общая стоимость «ювелирки» составляла $100 млн. В заветной шкатулке были броши, драгоценные камни, нитки черного жемчуга, тиары, воротнички, расшитые бриллиантами чистейшей пробы, яйца Фаберже и многое другое. После смерти отверженной государыни сундучок со всем содержимым таинственно исчез. Таким образом, все родственники, мечтавшие о наследстве, остались «с носом». Позже стало ясно, что маменькины украшения тайком передала в руки английского монаршего двора старшая дочь Ксения. Нетрудно догадаться, что драгоценности, за которыми открылась настоящая охота, постепенно, через посредников, «утекли» в частные коллекции богатых дельцов. Хотя в некоторых из них вот уже многие годы «щеголяет» королевская семья Великобритании. И, как видно, не испытывает при этом абсолютно никакого смущения.
Но оставим печальные и несправедливые моменты истории и обратимся к сокровищницам богатейших российских предпринимателей.
Одним из самых известных в России ценителей искусства является президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. Коллекция яиц Фаберже, состоящая из 9-ти исключительных экземпляров, была приобретена бизнесменом за $100 млн. еще в 2004 году. Правда, на эту роскошь тут же стало претендовать российское правительство, упорно уговаривая Вексельберга сделать щедрый подарок одному из государственных музеев, ну или самому создать таковой. Олигарх же сделал «ход конем», сформировав частный музей Фаберже в Санкт-Петербурге, который может посетить каждый желающий. Наряду с творениями Фаберже, посетители смогут увидеть предметы декоративно-прикладного искусства XIX-XX вв., а также полотна известных и не очень художников.
Нельзя обойти вниманием частный музей русской иконы, созданный владельцем компании «Плаза девелопмент» Михаилом Абрамовым, который не имеет аналогов в мире. Экспозиции состоят из редких икон, написанных мастерами из Пскова, Новгорода, Москвы, Рязани, Твери и т.д. Некоторые шедевры, датируемые аж XIV в., признаны памятниками русской иконописи. Кроме того, в коллекции музея, который стал первым в столице, имеются рукописные книги и предметы декоративно-прикладного искусства царской России. Самое приятное, что «приобщиться к великому» здесь можно совершенно бесплатно.
Хорошо известный в нашей стране и за рубежом Роман Абрамович славится не только многомиллиардным состоянием, но и страстью к живописи. На почве знакомства с Дарьей Жуковой – дочерью владельца международной инвестиционной группы «Интерфинанс» – бизнесмен увлекся творениями мастеров XX века. По имеющимся данным, коллекция оценивается в $1млрд. В этом «эльдорадо» значатся работы Бэкона, Кабакова, Мунка и других. К слову сказать, «в запасе» есть и легендарная картина Эдварда Мунка «Крик» – единственная из 4-х вариантов, отошедшая в частную собственность. Еще одной сенсационной, но эстетически-спорной картиной является «Спящая инспекторша пособий» Люсьена Фрейда, доставшаяся Абрамовичу за «условные» $33,6 млн. Насладиться же даром именитых художников можно в частном музее современного искусства «Гараж». Он расположен в московском Парке Горького.
Президент «Альфа-Банка» Петр Авен широко известен «слабостью» к шедеврам искусства эпохи авангарда. Одних только картин здесь около 400, но имеются также и крупнейшее собрание майолики Михаила Врубеля, и коллекция рижского фарфора, созданная еще в довоенное время. В общей сложности «копилка» Авена оценивается минимум в $500 млн. Предприниматель не раз высказывался относительно своего желания создать частный музей для ценителей прекрасного. Однако, по словам банкира, ни Москва, ни Лондон его не увидят.
Совладелец нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов слывет поклонником редких монет. Музей Международного нумизматического клуба был открыт в 2015 году в Москве. Бесценные сокровища (а это порядка 3 тысяч монет) были отчеканены еще в царской России, Советском Союзе, Древней Греции и даже Римской и Византийской империях. По многочисленным свидетельствам, к посетителям и экспонатам здесь относятся крайне серьезно и уважительно. Все витрины подсвечены, а историю каждого золотого можно узнать посредством установленных экранов.