В этом году Гидрометеорологической службе России, одной из старейших в мире, исполнилось 185 лет. За эти годы миссия Росгидромета значительно расширилась: от наблюдений за погодой специалисты перешли к долгосрочному прогнозированию, мониторингу окружающей среды и обеспечению безопасности полетов. Последним занимается сверхважная структура — ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Какую территорию обслуживает Иркутский филиал, сколько погодных параметров нужно учесть перед полетом и почему нашему городу повезло с метеорологами — об этом рассказал заместитель директора Иркутского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Сергей Вавилов.
В режиме нон-стоп
Авиация — самая погодозависимая отрасль экономики. Без пакета полетной документации, предоставляемого метеорологами, ни один экипаж не может принять решение на вылет. Только за прошлый год было обеспечено прогнозами 1 миллион 147 тысяч авиарейсов, причем в 94% случаев они оправдались.
За безопасность, регулярность и эффективность полетов в структуре Росгидромета отвечает «Авиаметтелеком». Он насчитывает 15 филиалов по стране, в том числе наш — Иркутский, который обслуживает не только область, но также Республику Бурятия и Забайкальский край — по всей этой территории на 14 аэродромах базируются подразделения филиала. Они выполняют наблюдение за фактической погодой, разрабатывают прогнозы погоды, формируют пакеты полетной документации для экипажей воздушных судов.
На крупных аэродромах (в Иркутске, Братске, Улан-Удэ, Киренске, Усть-Куте, Чите) ведутся автоматизированные наблюдения в непрерывном режиме — там установлены метеорологические станции, которые ежеминутно фиксируют погоду.
— Учитывается все: температура воздуха, высота нижней границы облаков, видимость, давление, скорость и направление ветра. Например, если значение дальности видимости ниже установленного значения, то заход на посадку не продолжается. По давлению экипаж определяет высоту полета, поэтому этот параметр также крайне важен. По информации о ветре определяется направление взлета и посадки, необходимая длина пробега самолета по взлетной полосе, — подробно рассказывает Сергей Вавилов.
Технологические новшества
После получения результатов наблюдений синоптики приступают к составлению прогнозов. Для этого они анализируют фактическую погоду, перемещение, характеристики воздушных масс и атмосферных фронтов, используя численные методы прогнозов погоды, продукцию Всемирных центров зональных прогнозов. Здесь важен профессиональный опыт: знание местных особенностей проявления синоптических процессов, климата, рельефа.
По каждому аэродрому и району полетов составляется прогноз погоды, в котором кратко описываются ожидаемые метеоусловия на определенный период.
Экипажу самолета в составе полетной документации предоставляются прогнозы как по аэродрому назначения, маршруту полета, так и по запасным аэродромам на всем пути следования. Это дает возможность пилоту принять грамотное решение: вылететь своевременно или задержать рейс, а также правильно рассчитать необходимое количество топлива, предварительно ознакомиться с расположением зон турбулентности.
— У каждого аэродрома свои особенности. Иркутский аэропорт расположен в черте города и в окружении водных объектов с поздними сроками ледостава, что в комплексе с местными орографическими и синоптическими особенностями приводит к преобладанию атмосферных явлений локального характера, таких как туман. В 2011 году мы совместно с Институтом радарной метеорологии разработали и внедрили Систему ранней диагностики туманов. В районе аэродрома, в местах образования тумана установили три дополнительные станции, информация с которых поступает в систему и позволяет ей с заблаговременностью от 4 до 6 часов каждые 10 минут выпускать прогноз на наличие или отсутствие тумана. Такая система используется в России только на аэродроме Иркутск, — продолжает Сергей Александрович.
— Информация должна быть предоставлена экипажу в удобном виде, чтобы он не тратил время на ее поиск и обработку, — продолжает заместитель директора. — Мы создали автоматизированную систему прохождения предполетной метеорологической подготовки, которая позволяет пилоту самостоятельно сформировать необходимый пакет документов, вывести на печать, получить по электронной почте или даже на мобильное устройство, что особенно актуально, если вылет осуществляется с посадочной площадки, где нет метеорологического органа.
Метеорологические данные используют не только экипажи воздушных судов, но также подразделения обслуживания воздушного движения и наземные службы аэропортов.
Вся метеорологическая информация предоставляется в специальных кодовых формах. Важно, чтобы закодированная информация доставлялась пользователям без ошибок. Для этого в Иркутском филиале были созданы специальные программы, которые указывают на возможные опечатки в сводках погоды или даже противоречия в прогнозе. Разработка так хорошо себя зарекомендовала, что теперь используется в работе и других филиалов «Авиаметтелекома».
Город метеорологов
Учебные заведения, которые бы готовили метеорологов, в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Иркутскому филиалу в этом плане повезло вдвойне: у нас есть кафедра метеорологии и физики околоземного космического пространства ИГУ и гидрометеорологический техникум. Первый поставляет высококлассных синоптиков, второй — наблюдателей. Так что в Иркутском филиале кадровой проблемы нет.
— В нашем филиале работает 170 человек. Это наблюдатели, которые следят за фактической погодой, синоптики, которые пишут прогнозы, инженеры-прибористы, электроники, методическая группа. Коллектив преимущественно женский, среди наблюдателей практически сплошь представительницы прекрасного пола, среди синоптиков — четверо мужчин, — продолжает заместитель директора.
Как и на любом предприятии с богатой историей, здесь уже сложились собственные династии: это потомственные метеорологи, сестры Валентина Алексеенко и Татьяна Степанюк из Нижнеангарска, Вера Чирцова и ее дочь Александра Зезюлина из Братска, работающие в Иркутске Юлия Данилова, Мария Бондаренко, Павел Леонтьев и Алесей Бузиков также пошли по стопам своих родителей-метеорологов.
— Недавно с Универсиады вернулась наш синоптик Анна Иванова. Дело в том, что во время проведения Универсиады в Красноярске увеличивалась интенсивность воздушного движения, возникала необходимость прогнозировать погоду на спортивных трассах. Для этого местную службу усиливали лучшими специалистами страны, создавалась так называемая «олимпийская» команда метеорологов, — с гордостью говорит Сергей Вавилов.
Конечно, международная авиация сегодня стремится к эксплуатации самолетов с наименьшей зависимостью от погодных условий. Но это не значит, что профессия авиационных метеорологов когда-нибудь исчезнет. У этих специалистов большое и интересное будущее в создании укрупненных прогностических центров и использовании космической погоды для нужд авиации.