> Притяжение… памятью - Аргументы Недели. Челябинск

//Общество 13+

Притяжение… памятью

27 июня 2019, 09:28 [«Аргументы Недели. Челябинск», Александр Гуськов ]

Беспамятство силы и славы исторического прошлого России порождает колонну манкуртов, представляющих угрозу ее слабости в настоящем и стабильности в будущем.

Есть в истории России люди, в разное время горько осознававшие ее бедственное положение, и в силу этого они с величайшей энергией, ценою жизни, без устали крепили мощь Отчизны, создавая ей и своему краю славу. Об одном из таких столпов
истории страны и Южного Урала мы и повествуем.

Набатный зов о «последнем из могикан»

Последним актом в их бесконечной цепи сигналов во власть была публикация в газете «Кыштымский рабочий» от 17 мая с. г. под названием «Непростительное беспамятство». Хотя автором статьи значится Георгий Кушнарев, но готовилась она сообща – супругами.

Георгий Кушнарев, уроженец Тюменской области. По первому высшему образованию горный инженер, по второму – инженер-технолог, преподавал в Кыштымском филиале ЮУрГУ, доцент. Ветеран труда, на пенсии с 2009 года.

Надежда Кушнарева, его супруга, уроженка Омской области. Врач-педиатр, заведующая отделениями детской поликлиники, заместитель главврача в Центральной городской больнице. Ветеран труда, награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Изначальный интерес к истории края у этих супругов возник в 1970-х годах из дружеского общения с семьей тогдашнего председателя Горисполкома Владимира Зуйкова. Последний много рассказывал Кушнаревым об интересных событиях и знаменитых людях прошлого в Кыштыме и неожиданно для себя… «запалил» их на идею об увековечении памяти о людях, прославивших край. В частности, о главном управляющем Кыштымского горного округа (КГО) Павле Карпинском, о котором знали лишь немногие в городе, в основном музейные работники. Зуйков согласился с этим благим намерением, но дело не сдвинулось с места ни тогда, ни после…

Павел Карпинский

Значительный вклад в установлении скрытой временем истории семьи Карпинских внесла и Ольга Сонина, уроженка Абхазии. Окончив ЧПИ, она трудилась в должности инженер-конструктор на Кыштымском радиозаводе, затем в концерне «Демидовские заводы». В настоящее время педагог дополнительного образования ЦДЮТТ. Ветеран труда. Она – автор герба Кыштыма. Сонина также твердо убеждена в исторической необходимости увековечения памяти главного управляющего КГО Павла Карпинского.

Вандальные страсти на упокоении

Познавая Кыштымский край, супруги Кушнаревы съездили на старое «Заводское кладбище», нашли семейное захоронение Карпинских и пришли в ужас! Следы вандализма налицо: навзничь опрокинут двухтонный мраморный памятник Павлу Карпинскому. Чугунный крест с бронзовым распятием Иисуса Христа на его могиле с сыном Сергием, и скульптура Иисус Христос «Придите ко мне все труждающиеся», изготовленная в 1881-1882 гг. скульптором Робертом Бахом на могиле сына Михаила с женой, венчающие места захоронений, отсутствуют. Верхняя часть мраморного памятника сыну управляющего Михаилу отколота, чугунная ограда по всему периметру семейного захоронения выломана полностью, сами памятники семейного захоронения Карпинских перемешаны, цокольное бетонное ограждение треснуло, на земле мусор…

Подобный вандализм обнаружен и на могиле главного бухгалтера КГО, одного из лучших бухгалтеров Уральских горных заводов Николая Толкачева, награжденного золотой медалью на Владимирской ленте. Он верой и правдой 20 лет (1887–1907 гг.) служил главному управляющему КГО Павлу Карпинскому.

Ольга Сонина, обеспокоенная беспамятством кыштымцев, отмечает могильный вандализм как чудовищное варварское явление: «На старом «Заводском кладбище» происходят не только факты разрушений исторически значимых могил, но и многочисленные кражи уникальных мраморных надгробных изваяний 18-19 веков». Оказывается, никому нет дела до исторических мемориальных реликвий!

Георгий Кушнарев: «Тогда мы обратились с письмом к главе округа Людмиле Шеболаевой с просьбой о приведении в порядок места семейного захоронения Карпинских. Реакция местной власти, конечно, была, но незначительная: подняли памятник, почистили площадку, спили два дерева – и все! В 2008 г. мы написали с супругой статью в газету «Кыштымский рабочий» под названием «Пора увековечить имя Карпинского». Тогда же и обратились с письмом в собрание депутатов КГО с предложением о присвоении предзаводской площади имени Карпинского, но собрание его отклонило по заключению отдела архитектуры. Это заключение потом было признано ошибочным, но местные депутаты больше не обращались к вопросу об увековечении памяти Карпинского…»

В некрологе, опубликованном в «Горном журнале» (Санкт-Петербург, 1908 г.), в связи с кончиной главного управляющего КГО сказано: «Со смертью Карпинского исчез «последний из могикан» Старого Урала». Заметим при этом, что никакое течение времени не дает право никакому поколению людей на забвение имени талантливого инженера-руководителя горно-металлургических производств, а также на забвение его заслуг перед Россией и Уралом. А обеспечить это достойное право – есть святой долг и обязанность всех поколений людей, кыштымцев в особенности.

Каслинский «ПАВИЛЬОН» в Екатеринбурге

«Вершитель судеб, владыка округа»

Руководитель местного клуба краеведения «Тихое зимовье» Лариса Цукерберг, на вопрос о том, что представляет для нее Павел Карпинский, ответила: «Лично я знаю о Карпинском как историк, но я точно знаю, что о нем в Кыштыме знают очень немногие. В городе об этом главном управляющем КГО памяти нет, люди знают лишь о болоте под названием Карпинка. Но это исключительная историческая личность, он человек от бога! Карпинский сумел поднять Кыштымский горный округ в исторически сложный период становления капитализма на Урале и довести его до мировой известности, и при этом он умел руководить людьми так, что его ценили и любили все, особенно работные люди, поскольку он заботился о них, о просвещении людей и здравоохранении. Надо помнить и то, что в то время очень часто свирепствовали и голод, и холера. Это был по-настоящему трудолюбивый руководитель, человек большого ума. Настоящий пример нынешним руководителям!».
Есть вести, которые могут попросту сразить. Случилась ныне и такая. Оказывается, о Павле Карпинском нет памяти (!) не только в Кыштыме, но и в Каслях, Озерске, Нязепетровске и Шемахе. Беспамятство…

Коли так, то попробуем полистать ветхие страницы из жизни Карпинского и о благородных деяниях этого «могикана» седого Урала.

Славная жизнь Павла Михайловича Карпинского началась с его рождения 7 февраля 1843 г. на Богословском заводе Верхотурского уезда Пермского края в семье горного инженера Михаила Михайловича Карпинского. Как и отец, сын Павел посвятил себя Уралу. После окончания Институтского корпуса горных инженеров в Санкт-Петербурге в 1864 г. подпоручик Карпинский прибыл в Горноблагодатский округ, служил там смотрителем Верхне-турьинского и Кушвинских заводов. Затем его государева служба проходила при Уфимском губернаторе, трудился на Нижнеисетском и Сысертском заводах, Березовских золотых приисках и Омутинских заводах. Пришлось ему послужить и мировым судьей, он председательствовал и в Глазовском уездном собрании. Познал весь Урал: от северного до южного края этого каменного пояса.

Скульптура «РОССИЯ»

27 мая 1887 г. Павел Карпинский вступил в управление кыштымскими заводами, а с 27 февраля 1892 г. он в должности главного управляющего КГО принял на себя очень тяжелый груз ответственности - поднимать все семь заводов: Верхнекыштымский, Нижнекыштымский, Каслинский, Теченский, Верхне- и Нижненязепетровские и Шемахинский, 26 рудников. На всех этих заводах все оборудование (печи, домны, кузницы, машины, станки и прочее) устарело и обветшало. С кипучей энергией, свойственной всему роду Карпинских, Павел Михайлович успешно провел реконструкционные работы и модернизировал все металлургическое производство, разрабатывал золотые прииски и рудники. Соорудил железную дорогу (ныне Екатеринбург – Челябинск). Его железная и чугунная продукция с клеймом «Два соболя» валом пошла как водными, так железнодорожными путями… и даже в Европу. Он увеличил оборотный капитал и без какой-либо нещадной эксплуатации работного люда. Наоборот, главный управляющий реально заботился о своих рабочих: создал женскую гимназию, аптеки, госпиталь, родильный дом, улучшил снабжение продовольствием, для удобства жителей островного поселка он построил три моста, связывающие их с Духо-Сошествиевской церквью и госпиталем. Воодушевленные таким отношением и они отвечали ему… талантливым трудом. Золотой «Орел» с Нижегородской всероссийской ярмарки (1896 г.) тому подтверждение. А «Павильон» талантливого архитектора Евгения Баумгартена на Всемирной Парижской выставке в 1900 г. получил Grand Prix.

Тогда и разгорелись нешуточные имперские страсти. Аглицкое семейство Ротшильдов и президент Франции Эмиль Лубе вознамерились выкупить тот «Павильон» со всеми скульптурами, в том числе и знаменитое творение Николая Лаверецкого - «Россию», ту самую, которая ныне украшает своим величием резиденцию российского президента в Московском Кремле.
Эти западные покупатели очень расстроились отказом Карпинского в продаже «России». Он как отрезал на веки вечные знаменитой фразой: «Россия не продается!». «Павильон», обретший славу восьмого чуда света, и «Россия» вернулись на Родину. В настоящее время они экспонируются в Екатеринбургском музее изобразительного искусства на Плотинке.

За свою доблестную деятельность Павел Карпинский был удостоен императорских наград: орденами Св. Станислава 2-й и 3-й степени (1869 г., 1893 г.), орденом Св. Анны 2-й степени (1897 г.), за развитие округа и заслуги перед Отечеством мировой известности. А в Кыштыме – осталась всего одна известность, местная – болото Карпинка. Напомним, что на этом нагорном месте тогда был ручей, а Карпинский преобразовал его в озерцо для нужд людей, водопоя животных и в противопожарных целях.

Чахоточная болезнь, подхваченная им в Санкт-Петербурге (1905-1907 гг.), подкосила 64-летнего статского советника Карпинского, и он в феврале 1907 г. вернулся в Кыштым, надеясь вылечиться в хвойных лесах Соймановской долины, но через четыре месяца, 18 июня 1907 г. «вершитель судеб, владыка округа» скончался. Похоронен он на старом «Заводском кладбище» Кыштыма…

Дань действующих лиц

Первым, кто откликнулся на статью Георгия Кушнарева от 17 мая с. г., был Анатолий Крюков, бывший замдиректора Кыштымского радиозавода, а ныне пенсионер. Он с неподдельной болью в душе поделился с Георгием Кушнаревым: «Да, действительно, давно надо было наводить порядок на могильных захоронениях таких уважаемых людей как Павел Карпинский» и предложил тут же приступить к делу. Оба, Кушнарёв и Крюков, обзвонили всех, кто неравнодушен к безобразному отношению к историческим личностям Кыштыма, и предложили всем принять посильное участие в наведении порядка.
7 июня 2019 года небольшая группа ветеранов собралась на семейном захоронении Карпинских. Это те, кому еще дорога память о достойном прошлом Кыштыма и о тех, кто принес мировую историческую славу городу и округу, в частности, о Павле Карпинском. Это те, кому все же нестерпимо стыдно за беспамятство поколений людей и могильный вандализм, а также за беспомощность муниципальных руководителей на протяжении десятков лет.

Получилась как бы бригада работников: Юрий Борисенков, местный скульптор, но известный своими творениями и за рубежом; Николай Струбовщиков, бывший начальник отдела Кыштымского медеэлектролитного завода, ныне пенсионер; Александр Васильев, бывший главный метролог машиностроительного завода, пенсионер; Ольга Сонина, педагог ЦДЮТТ; Георгий Кушнарев, пенсионер; Анатолий Крюков, пенсионер; Любовь Голищенко (сестра Николая Струбовщикова), пенсионерка; Мария Лёзина, краевед ЗАТО Озерск. Автор данного повествования тоже не остался сторонним наблюдателем.

Обсудили и принялись за дело. Трудились несколько дней. Крюков раздобыл лопаты, грабли, тачку, на свои пенсионные средства закупил травяные семена, венок. Дружно разровняли площадку, убрали камни, мусор, отчистили цокольное бетонное ограждение от мха, посеяли траву… Вот, пожалуй, и все что могли сделать эти немолодые люди. На перемещение двухтонных мраморных памятников, на выравнивание треснутого и смещенного бетонного ограждения и удаление столетних пней нужна техника, которой, как известно, пенсионеры не владеют. Также нужны реставрационные работы памятников, восстановление похищенных надгробных элементов, чугунной ограды семейного захоронения Карпинских. И это тоже не под силу неутомимым пенсионерам…

Вселенская Троицкая суббота

По лицам, отдавшим свою посильную дань упокоению семьи легендарного управляющего Карпинского, было видно как велико их чувство морального удовлетворения и ощущение очищения их душ от скверного и варварского отношения к месту этого захоронения. Но еще больше автор текста был изумлен другому благородному деянию, но уже церковному. Руководитель местного клуба краеведов «Тихое зимовье» Лариса Цукерберг поведала об этом так: «У нас уже седьмой год подряд на могиле Павла Карпинского в день его смерти 18 июня проводится церковная панихида. Но в этот раз мы совместно с редактором газеты «Рождественский вестник», издаваемого Христорождественским храмом, Ольгой Рудаковой - ?богослужителем? решили провести панихиду в день особого поминовения, во Вселенскую Троицкую родительскую субботу, а именно 15 июня. А также вот уже три года мы проводим экскурсии по историческим местам города, включая место захоронения семьи Карпинского».
И, действительно, когда мы с Георгием Кушнаревым приехали на старое «Заводское кладбище» в 13 часов, там еще продолжалась экскурсия. Ее проводили Ольга Сонина и Лариса Цукерберг. А в 13:30 появился отец Михаил, настоятель Христорождественского храма для проведения панихиды об усопших Карпинских. В заключение ее отец Михаил поблагодарил людей, собравшихся на панихиду, и было видно, что он и сам был удовлетворен своим церковным действом. Блеск добрых глаз человека с просветленной душой говорил о многом. Случилось! Подлинное притяжение людей к истории своей памятью…

Дворец горнозаводских управителей в Кыштыме («Белый Дом», 1827 г.)



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте