Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Елена Истягина-Елисеева: «Музей не должен быть похож на консервную банку с несъедобной тушёнкой»

, 20:55

В коллекции Государственного музея спорта 80 тысяч предметов, многие из которых принадлежали знаменитым спортсменам, а сегодня находятся за стеклянными витринами усадьбы Разумовского. Директор музея Елена ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА рассказала «Аргументам недели», как музейные специалисты «играют» с посетителями и зачем нужны комиксы о спортсменах-героях.

– Елена Александровна, недавно Музей спорта создал серию комиксов про участников и очевидцев Великой Отечественной войны. Уж больно непривычный и даже шокирующий формат для такой темы. Почему комиксы?!

– Мы хотим разговаривать с детьми на понятном языке. Они воспринимают совсем другую визуализацию – не ту, к которой привыкло старшее поколение. Увлекаются историями про Бэтмена, Халка, Супермена. И к форме этих занимательных небылиц никаких претензий нет, а вот к содержанию есть. По сути, все эти истории о героизме задарма. Что, например, сделал Человек-паук, чтобы стать супергероем? Да ничего. Его укусил паук, и из неспортивного парня с плохим зрением он превратился в смельчака и храбреца. А Капитан Америка? Его накололи всякими препаратами, и из хиловатого парня вышел герой. Это постепенно приучает нас к мысли, что героизм люди получают откуда-то извне. Как будто это не работа над собой, не наш собственный выбор.

Поэтому, когда мы создавали «Страну Героев», то отчасти позаимствовали форму, но наполнили её новым смыслом. Проект рассказывает про реальных людей – спортсменов и физкультурников, которые совершали настоящий подвиг. Мы брали истории, начиная с образования СССР. И конечно, многие из них пришлись на войну.

– Расскажите вашу любимую.

– Подвиг Александра Мамкина. Он был гражданским лётчиком, значкистом ГТО. В годы войны доставлял грузы, в том числе партизанам в немецком тылу. И однажды получил задание – помочь эвакуировать детский дом с оккупированной территории. Фашисты издевались над детьми, выкачивали у них кровь для раненых. Мамкин участвовал в операции по спасению малышей. Их партиями грузили в крохотный самолёт и перевозили через линию фронта. В один из таких вылетов самолёт подбили. Он горел, но у этого человека не возникло даже мысли катапультироваться. Мамкин с обожжёнными руками, ногами, сгоревшими до костей, всё-таки долетел до своих и посадил самолёт. А после этого умер... Все маленькие пассажиры выжили благодаря его подвигу. Поэтому вот кто настоящий супергерой.

Я думаю, такие истории должен знать каждый российский человек. И рассказывать их надо доступно. Иначе мы получаем обратный эффект. Мы приводим детей в уважаемый музей, где гид высокопарно вещает громовым голосом. Но его словам не верят. Дети думают только о том, как бы побыстрей оттуда уйти, и осуждать их за это нельзя.

«Страна Героев» сейчас состоит из 11 историй, мы продолжаем собирать материал. Оборудовали два зала в Музее спорта, проводим выставки в школах и спортивных учреждениях.

– И тем не менее Великая Отечественная война – очень больная тема для нашего народа. На любые новшества обрушивается критика. Несколько лет назад в Челябинской области выпустили комиксы о фронтовиках – соцсети и блоги кипели. Люди писали, что комиксы – это «идолопоклонство перед Западом», что это «неуважение по отношению к героям войны» и «реклама военкомата: приходите, дети, в армию». Ваш проект сталкивался с чем-то подобным?

– Честно говоря, не вижу ничего плохого в идее «приходите, дети, в армию». И если кто-то, насмотревшись наших комиксов, пойдёт служить Родине, мы будем только рады. А с негативом не сталкивались. Над проектом работала большая команда, и опыт предшественников мы учли. Всё-таки наши истории – не совсем комиксы. В них заложены черты советских агитплакатов и книжной графики. Мы называем это «иллюстромикс». Старшее поколение видит привычные образы и реагирует лояльно. Детям проект нравится. С вилами к нашей усадьбе пока никто не приходил.

– В Музее спорта истории рассказывают не только стенды «Страны Героев», но и ещё 80 тысяч экспонатов. На вашем сайте написано, что 300 из них не имеют аналогов в мире. Интересно, что у вас есть такого, чего больше нигде не увидишь?

– У нас хранится настоящая футбольная икона – «Золотой мяч» Льва Яшина. Эта награда с 1950х годов вручается в Европе лучшему футболисту года. И Лев Яшин – единственный в мире вратарь, удостоенный «Золотого мяча». Или исторические борцовки Александра Карелина, в которых он выступал три Олимпиады. Там на подошвах резина стёрлась до ткани – это лучше всяких слов рассказывает, сколько в те победы вложено труда.

А ещё у нас есть ваза, сделанная в московских мастерских Карла Фаберже: 5 кг чистого серебра, полудрагоценные камни. Огромная и шикарная, она в начале XX века украшала интерьер усадьбы. В 1928 году на ней сделали гравировку и превратили в спортивный кубок. Молодое советское государство не могло себе позволить изготавливать дорогие спортивные призы, поэтому в ход шли вещи аристократов: подсвечники, часы, вазы...

– Какой экспонат в вашем музее самый дорогой?

– Вы знаете, коллекционеры – люди удивительные. Вот обыватель вряд ли заинтересуется факелом с Олимпиады, а коллекционер готов выложить за него десятки тысяч долларов. Сложно определить стоимость, например, «Золотого мяча» Льва Яшина. Я даже думать не хочу, что его могут продать с аукциона. Но когда мы описывали вазу Фаберже, коллеги из Исторического музея порекомендовали поставить страховую стоимость 300 тысяч долларов. Эта сумма складывается из исторической, материальной и коллекционной стоимости предмета.

– А какой экспонат самый старинный?

– Меч бронзового века (эпоха 3500–1200 гг. до н.э. – прим.ред.). Президент Международной федерации фехтования Алишер Усманов подарил нашему музею несколько ящиков антикварных книг и коллекцию фехтовального оружия, в том числе этот меч. Пожалуй, ничего древнее в музее нет.

– Интересные экспонаты – это хорошо. Но раритетов за стеклянной витриной уже недостаточно, чтобы увлечь посетителя. Как, на ваш взгляд, должен выглядеть современный интересный музей?

– Музеи хранят наше наследие, и консервативная часть с витринами и раритетами мне кажется удачной. Но в то же время экспозиции не должны быть похожи на консервную банку с несъедобной тушёнкой. Нужна бесконечная творческая «игра» с посетителями. Здесь добавили интерактива, там мультимедийки. Разместили экспонаты под необычным ракурсом, позаимствовали приёмы механического театра, популярные в XVIII веке в европейской опере. Придумать можно много всего.

– Вы бывали в других спортивных музеях России и зарубежья? Видели ли там что-то оригинальное, чего не хватает здесь?

– В России была почти во всех. К сожалению, спортивные коллекции в регионах не имеют формального статуса. Они – часть образовательных или спортучреждений, что для сохранности экспонатов опасно. Нам давно пора создать единое информационное пространство и выложить туда опись всех предметов. Это ведь богатый сегмент антикварного рынка, и риск утери ценностей очень большой. Я много раз поднимала эту тему, но мы никак не договоримся.

– Вы экспонаты имеете в виду? Не подходы к экспозиции?

– Да, экспонаты. Подходы к экспозиции в регионах обычно консервативные. Но ситуация потихоньку меняется. Появляется мода на спортивные музеи регионов. Многие губернаторы её поддерживают и выделяют финансирование. Недавно в Пензенской области открылся такой музей.

А новаторскими приёмами делимся с коллегами мы. Вообще многие крупные музеи друг у друга учатся. Я недавно видела потрясающую батальную сцену в Зальцбурге. Там из остатков лат, мечей и стрел собрали целую композицию. Музейщики использовали незаметные подвесы, к которым крепятся элементы. Ощущение такое, будто призрачные рыцари сражаются прямо в воздухе, пускают стрелы, взмахивают мечами. Сделать это несложно, а выглядит грандиозно.

– Вы верите, что музей может стать популярным общественным пространством для молодёжи? Мне кажется, если сегодня компания будет выбирать, где провести время, скорее остановится на кафе, клубе, игровой зоне. Не на музее...

– Вы ошибаетесь. Музей для времяпровождения выбирает довольно много людей. К нам приходят не только с познавательной целью, но и просто побродить по залам, поговорить, погулять по парку вокруг усадьбы. Я думаю, в таком «лёгком» досуге нет ничего зазорного. Иногда можно зайти в музей даже на пятнадцать минут, выпить кофе, посидеть у экспоната, который нравится. Сама так делаю. Люблю зайти в ГМИИ имени Пушкина полюбоваться картинами малых голландцев. Они меня вдохновляют.

– Многие экспонаты раньше были простыми предметами обихода. У нас на балконах и чердаках годами и десятилетиями копятся ненужные вещи. Возможно, некоторые из них уже приобрели музейную ценность. В то же время сейчас популярна тема расхламления: авторы статей и книг призывают избавиться от мусора и вынести всё на помойку либо отдать на переработку. И вроде бы правильно делают: чего мусор копить? Только поди разберись, где мы мусор выкидываем, а где уничтожаем исторические ценности...

– Я категорически против выбрасывания предметов на помойку. Очень люблю винтаж и там, где другие видят хлам, нахожу потенциальную возможность. Прежде чем отправлять на помойку бабушкин комод, который окажется мебелью XIX века, хотя бы присмотритесь к нему, проконсультируйтесь. Глядишь, тогда жизнь комода продолжится и ваше материальное положение улучшится.

Мы, музейщики, вообще часто бываем на помойках. И иногда находим очаровательные вещи, которые потом реставрируем и ставим в музейное пространство. Так что если найдёте у себя на чердаках старые лыжи, санки, коньки, спортивную форму, значки с соревнований – пожалуйста, не выкидывайте! Лучше несите в Музей спорта. Так вы сохраните свою спортивную историю.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram