Андрей ЛЕОНОВ родился в семье знаменитого актёра Евгения Павловича Леонова. Окончил Театральное училище им. Щукина. Был принят в труппу Ленкома, где служил и его отец. Первую роль в кино сыграл в 13 лет в фильме «Гонщики». Зрители знают актёра по таким фильмам и сериалам, как «Обыкновенное чудо», «Время и семья Конвей», «Есенин», «Папины дочки», «Людмила Гурченко», «Обратная сторона Луны», «Маргарита Назарова», «Зорге» и др. 15 июня Андрею Леонову исполнилось 60 лет.
– АНДРЕЙ Евгеньевич, есть у вас традиция отмечать юбилеи?
– Не люблю отмечать широко. Люблю узким кругом, чтобы рядом близкие, друзья. Так и 60 лет встретил – в своём кругу. Не было ни цыган, ни саней, ни спектаклей с моим участием.
– В каких спектаклях вы заняты в родном Ленкоме?
– Самый лучший наш спектакль, которым я горжусь, – «Пролетая над гнездом кукушки». Ещё играю в «Королевских играх». Но в основном сейчас занят в антрепризах.
– Когда выходили на сцену вместе с отцом в одном спектакле, игралось легко?
– У нас преобладали отношения отец-сын. На его профессиональные замечания, за которые другой актёр поблагодарил бы Евгения Павловича, я мог по-сыновнему сказать: «Ну хватит, папа, чего ты?» Он изредка делал мне замечания прямо на сцене. Помню, в одном спектакле шепнул на ухо: «Ты только зубы мне не выбей». Я, видимо, слишком сильно размахивал руками. Я тогда был молодой актёр, немного зажатый…Но в целом у папы был такой характер, что он был деликатным не только в жизни, но и в профессии.
– У Леоновых сложилась актёрская династия. Ваш старший сын Евгений, названный в честь великого дедушки, окончил театральную школу в Стокгольме. Почему там, а не в Москве?
– Евгений работает как актёр, играл в Швеции в чеховской «Чайке», например. Но актёрская профессия – нестабильная, и Женя сейчас ещё и переводчик, помогает нашим согражданам – прекрасно знает четыре языка. Почему учился в Стокгольме? Когда мы с женой разошлись, бывшая супруга уехала с Евгением в Швецию. Тогда Жене было 10 лет.
– Другие ваши дети проявляют актёрские способности?
– У меня ещё есть Аня и Миша, им соответственно 9 и 6 лет. Способности имеются. Но заранее об этом говорить нельзя. Не спугнуть бы, дело тонкое. Я сам никогда не думал в детстве, что буду актёром. Только когда увидел на сцене Караченцова, Збруева, Проскурина, мне вдруг захотелось не то что быть актёром, а стать такой же личностью, как они. Захотелось подражать им, не папе – папа был всё-таки родным и близким человеком, – а именно этим мощным персонам.
Потом начались годы учёбы, первые разочарования, когда мне хотелось играть одно, например, солдат, пришедших с войны, а мне давали роли маленьких мальчиков. Всё приходило постепенно. Так же у моих детей. Нужно аккуратно направлять их своим примером, как делал мой папа. Он никогда не давил на меня – вот, будь артистом. Говорил – посмотри вот, какой фильм любопытный, спектакль хороший. И я смотрел. И детям всегда говорю – посмотрите тот или иной фильм, его нельзя пропустить, для вашего же развития. Или советские мультфильмы. Они же такие глубокие! А как разработаны характеры, взять того же Винни-Пуха, которого озвучивал мой папа. Как по-актёрски блестяще решена роль!
– Вы сыграли знаменитого комментатора Николая Озерова в новой картине «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Что интересного узнали о нём, готовясь к съёмкам?
– Смотрел много документального материала с участием Николая Озерова. Отец моей жены Игорь Васильевич Якушенко, его уже нет в живых, был композитором. Они дружили с Озеровым, вместе ходили на футбол. Я сам вырос «на Озерове». Как и многие другие, с удовольствием слушал комментарии Николая Николаевича к футбольным и хоккейным матчам. Его голос звучал у меня в голове.
– Вы сами любите футбол или хоккей? Ходили с отцом на матчи?
– Раньше был большим фанатом и футбола, и хоккея. Один раз, помню, ходили с отцом на хоккейный матч СССР – Канада. Сидели не очень близко, и особого впечатления на меня тот поединок не произвёл. В детстве я любил играть в футбол и в хоккей. Играл неплохо. На улице 3-я Фрунзенская, где я родился и вырос, были большие дворы, возможность побегать. И в деревне Давыдково играли. Помню, вместе с папой круги наворачивал.
– Отец любил заниматься спортом, делал зарядку по утрам?
– Не особо. В юности, рассказывал, в футбол гонял так, что пятки сверкали. Он любил смотреть матчи, переживал, дружил с хоккеистами, с футболистами. Ездил с ними как талисман команды на заграничные соревнования. Помню одну фотографию: отец сидит на трибуне среди американской публики, на его голове огромная меховая шапка. И все на него удивлённо поглядывают…
– Вы сыграли своего отца Евгения Леонова в сериале «Маргарита Назарова». Там есть сцены, где актёр готовится к роли в знаменитой картине «Полосатый рейс»… С тиграми тоже пришлось пообщаться?
– Режиссёр восстанавливал историю того, как снимали этот фильм. В нём играла, как известно, легендарная дрессировщица Маргарита Назарова. Я играл эпизод, где отцу, актёру, предложили роль «дрессировщика», как он переживал по этому поводу, нервничал. И с тиграми довелось пообщаться. В известной сцене, где Шулейкин намыливается в ванне и к нему подходит тигр, мне было очень страшно. За моей головой положили громадный кусок мяса, и хищник лакомился им, а у меня реально окаменело всё тело. Я не чувствовал ни рук, ни ног. Думал, вот махнёт тигр лапой – и у меня голова с плеч!
– Какие фильмы с участием Евгения Павловича Леонова вам наиболее дороги?
– У меня нет любимых фильмов с отцом, мне все нравятся. Они все живые и интересные. Если идёт фильм по телевизору, мне трудно выключить. Я сижу, смотрю и так же заново переживаю, как в первый раз.