В медиасфере Волгограда скоро произойдет важное событие – 25 июня в регионе пройдет отчетно-выборная конференция местного отделения Союза журналистов. Один из тех, кто решил выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя волгоградского отделения организации – руководитель медиагруппы ПРЕМИЯ Вячеслав Черепахин. «Аргументы недели» расспросили его о мотивах выдвижения и о программе.
- Отметивший в марте своё 60-летие Союз журналистов Волгоградской области в настоящее время совсем незаметен. Мало кто из работающих сегодня в медиаотрасли воспринимает региональный СЖ как активный и дееспособный орган. Как эту ситуацию можно исправить?
- Нужно понимать, что мы за сила. Журналистика – это инструмент общественного контроля над властью. И последние резонансные дела - Ивана Голунова, которого я лично знаю, и Михаила Музраева, показывают, что журналистика сейчас становится более востребована. И журналистское сообщество, если оно консолидировано - умеет отстаивать свои интересы. Более того, я считаю, что после дела Голунова мы живем в другой стране. Изменения, которые сейчас произошли, будут со временем сказываться всё больше и больше во взаимодействии журналистики и власти. В ситуации с Голуновым власть повела себя правильно, и я уверен, что под общественным контролем подбросившие наркотики будут наказаны. И это результат воздействия консолидировавшегося журналистского сообщества. Мне очень хочется, чтобы такая же консолидация развивалась сейчас и в нашей области. А еще – чтобы соблюдались определённые стандарты профессии, чтобы появлялись новые и молодые журналисты, чтобы журналистика вновь стала престижной профессией.
- Каждый год прибавляет закрывшиеся СМИ, а новых почти не возникает. На новостных агрегатах, которые сегодня востребованы, оттачивают мастерство роботы. Где будут работать эти новые журналисты?
- Уже давно настали совсем другие времена - сейчас информационная эпоха. Сегодня журналист – это не только, кто работает в газете, на телевидении, радио. Но и тот, кто пишет в соцсетях, присутствует в Интернете. По сути, любой производитель контента – журналист. Оператор в телекомпании, звукорежиссер - тоже журналисты, они тоже производят контент и работают в большой информационной отрасли, и они тоже могут стать членами Союза журналистов. Я отдаю себе отчет, что профессионалы старой формации со мной не согласятся, их учили другому. Но считаю, что активную молодежь, которая в соцсетях создает информационный продукт, тоже нужно привлекать и консолидировать, с целью формирования определенных стандартов, понимания ответственности. А стандарт журналистики – это, прежде всего, ответственность за сказанное, написанное, за слово. И именно эта ответственность будет давать влияние – на власть, на общественные институты. Потому что власть будет прислушиваться только тогда, когда будет знать, что журналисты несут ответственность за сказанное.
- Ситуация такая, что мы живем каждый в своей норе, со своими целями и задачами. И качество материала – это дело лишь профессиональной ответственности журналиста. Предполагаются ли стимулирующие региональные конкурсы?
- Союз журналистов может и будет ежемесячно или ежеквартально проводить конкурс с мониторингом и анализом заметных работ. И, конечно же, отмечать лучших. Надо активизировать наш региональный конкурс им. Канунникова, но не останавливаться на нем, а проводить конкурсы по разным направлениям журналистики. Не открою Америки, если скажу, что надо работать и с ветеранами журналистики. За последний десяток лет в медиаотрасли произошли кардинальные изменения. И получилось, что многие оказались не у дел. А между тем, они могли как-то социально участвовать и, возможно, зарабатывать деньги.
- Откуда возьмутся финансы для поощрения журналистов?
- У нас есть предприниматели и организации, готовые помогать. Знаю, что бизнес заинтересован в развитии медиаинструментов и, соответственно, в качестве контента. Бизнес заинтересован, чтобы появлялись материалы и об экономике, и о политике, и о спорте, и о культуре – он понимает, что эти вложения отбиваются многократно развитием других отраслей.
- Сейчас всё достаточно тухло, и многим хочется развития.
- Развитие журналистики я считаю точкой роста Волгоградской области вообще. И если вернуться к тем двум резонансным делам, о которых я говорил выше, стоит сказать, что профессиональных региональных обзоров на эти темы мне не попадалось. В основном, мы видим федеральные материалы. Но это происходит вовсе не потому, что у нас нет профессионалов. А потому что не сформирована потребность. И хочется, чтобы журналистское сообщество приучало общество, власть, все институты к тому, что мы можем это делать. Сами можем дать этот профессиональный анализ, готовы это сделать.
К большому сожалению, отрасль испорчена заказной журналистикой. Мне представляется, что по объему это плюс-минус половина от всего объема журналистики. И по смыслу это скорее написание слов, чем журналистика. И нужно понимать, что это происходит от того, что так ведёт себя издатель или заказчик. И Союз журналистов может развернуть сложившуюся ситуацию в другую сторону - дайте журналисту возможность высказаться, как он видит ситуацию, и это будет интереснее и полезнее для всех.
Еще важный момент деятельности Союза - защита журналистов. Бывали у нас истории, когда полиция по глупости какого-то небольшого начальника препятствовала работе журналистов по освещению событий. Работа Союза журналистов и в том, чтобы подобные истории не повторялись.
- Каким способом, какими рычагами этого добиваться?
- Прежде всего, работать с полицией, ФСБ, прокуратурой, другими органами на предмет прав и обязанностей журналистов и силовиков. Силовики должны понимать стандарты, а практика показывает, что особенно те, кто работает «в поле», на митингах, не знают, что там делает репортер, и не понимают его задач и оснований присутствия.
- Разъяснять статьи закона правоохранителям?
- Объяснять, разъяснять, приучать, что так и должно быть, что это правильно. Если журналист выполняет свою работу, конструктивно и максимально объективно освещает мероприятие – то претензий к нему быть не должно. Бывают, конечно, ситуации, особенно в соцсетях, где присутствуют мат и прочая ненормативка. Но, если журналист хочет адекватного, конструктивного отклика от власти, то и подача материала должна быть соответственной.
- Можно примеры конструктивной подачи и отклика?
- Так как, например, это произошло с Иваном Голуновым: общество откликнулось на беспредел, власть правильно среагировала. И такие истории работают на конструктивное взаимодействие общества и власти через журналистов.