Аргументы Недели → Общество 13+

Мусор в головах

, 15:03

Мусор в головах
Фото: pixabay.com

Узловая железнодорожная станция Северной железной дороги Шиес, что в переводе с местного наречия означает «петля», стала настоящей петлей споров для строителей эко-технопарка, попавших под пресс экологических экстремистов, которые в последнее время все дальше от экологии и все ближе к уголовщине.

В зону почти что боевых действий тихая станция при железной дороге превратился после решения построить здесь экотехнопарк «Шиес». По данным Росприроднадзора в Архангельской области 370 стихийных свалок (своих, не московских) и проект «Экология» позволит их постепенно ликвидировать. На первом этапе – 75 наиболее крупных из них. Рекультивация свалок намечена в Архангельске, Северодвинске, Мезени, Няндоме, Шенкурске. В том числе будут ликвидированы несанкционированные свалки в лесах и по берегам рек, очищены пятна нефтяного загрязнения в посёлках Красное и Катунино. Но тем, кто протестует против «Шиеса» все это не волнует. У них другие задачи.

Первые провокации против строительства начались осенью 2018 года, когда энтузиаст из протестного лагеря приковал себя к бульдозеру наручниками, чтобы остановить работы на стройке. Но классика жанра – заблокировать проезд бензовозов необходимых для работы техники, иначе все встанет. И эта блокада удавалась, доходило до почти месяца простоя. Ранее группой протестующих был снесен металлический забор, который огораживал железнодорожную станцию Шиес, где хранится имущество, после чего некоторые «активисты» были привлечены по статье «Самоуправство». 4 июня 2019 года стычки эко-террористов с рабочими вокруг останков забора и попыток его восстановить продолжились.
Ситуация накалялась и накалялась. Дошло до того что в начале июня епископ Плесецкий и Каргопольский Александр выразил глубокую озабоченность в связи нарастающим общественным конфликтом в Архангельской области и призвали духовенство и паству Архангельской митрополии к сугубой молитве об общественном мире и сохранении творения Божия. При этом мир уже был нарушен: так 31 мая в результате пожара в поселке Урдома Архангельской области сгорел дом соучредителя Фонда развития Ленского района Сергея Литвинова, который накануне выступил за строительство экотехнопарка. Совпадение? Не думаю.
Боевые действия тем временем идут по нарастающей. Хулиганы, называющие почему-то себя эко-активистами, действуют как обычная шпана: портят имущество и блокируют работу строительной техники живым щитом.
Посмотреть на место событий сверху может каждый. Если вы откроете подробную карту, то на месте станции Шиес вы увидите полотно железной дороги и два крупных пристанционных строения - и больше ничего существенного. Ближайший более-менее населённый посёлок, Мадмас, где проживает около 800 человек. находится в 20 километрах в сторону республики Коми. Откуда тут «местное население» большой вопрос, но оно тут же якобы появилось на объекте вахтовым способом. И с полным обмундированием и готовностью сидеть в палатках столько, сколько надо. То есть у местного населения нет других дел, кроме как находиться тут.
Изучая вопрос, становится неоспоримо ясно, что протест вообще никак не связан с экологией, а уже крайне политизирован и возглавлен маргинальными представителями, которые также далеки от экологии, как поселок Шиес от ближайшей деревни.
Стоит признать, что у нас появилось слаженное сообщество людей, готовых по свистку слететься в любую точку страны и там протестовать – главное, чтобы у заказчика хватило наличных на билет. Им привычно жить в палаточных лагерях, стоять живым щитом перед бульдозерами, толкаться, а то и драться с охраной, ломать заборы, а в крайних случаях – бить зазевавшихся рабочих и поджигать строительную технику.

Законность или незаконность стройки, наличие экспертиз или их отсутствие – на самом деле ни на что не влияет. Если бы все эти документы были в количестве по пять штук на каждый вопрос – накал протестов был ровно тот же самый. Посмотрите на Германию, где все документы у бизнесменов уж точно в порядке (там по другому не принято) – а активисты всё так же ложатся на рельсы, мешая перевозить ядерные материалы и устраивают город на деревьях, протестуя против добычи угля (там где уголь добывают наверное уже сто лет подряд). Так что никакое «точное соблюдение закона», к чему призывают депутаты, эко-хулиганьё не остановит – они будут хулиганить дальше.
При этом протестующие в Шиес вовсе не живут в специальных чистых эко-посёлках и не сортируют мусор по вечерам по очереди – они такие же потребители, и такие же производители этого самого мусора, против которого они сегодня протестуют. И так же, как все граждане, вечером смело берут ведро и опорожняют его в мусорные контейнеры или под окном соседа. А когда этот мусор скапливается - в размере миллионов тонн - возникает вопрос, что с ним делать, и как быть. Мы имеем классическую картину «Пчёлы против мёда» - когда граждане протестуют против отходов, которые сами же массово и создают.

Надежды многих на то, что вопрос решится введением «раздельного сбора мусора» также не вполне оправданы. На практике это означает закрытие мусоропроводов для обитателей примерно сорока миллионов квартир по всей стране – поскольку одноканальный мусоропровод категорически несовместим с системой раздельного сбора. Во многих городах эксперимент с закрытием мусоропроводов в жилых домах был поставлен ещё в 90-е годы – управляющие компании заварили их сваркой, по разным причинам. Как отреагировали граждане? По разному. Где-то мусор понесли к контейнерам, а где то – в местах где культура населения близка к криминальной, просто стали выкидывать мусор в окна, создавая «полигон» уже вокруг своего жилья. И делая невозможным дальнейшее проживание там людей сохранивших ещё человеческие качества. А теперь представьте, что мы завтра завариваем мусоропроводы в домах по всей стране…
Поведение так называемых эко-активистов сегодня - это не что иное, как экстремизм и хулиганство, которые они пытаются неумело замаскировать. Стоит помнить, что выступают они не бесплатно, а за выписанный гонорар. И к защите природы это не имеет никакого отношения. Зато напрямую имеет отношение к защите чьих-то коммерческих интересов. К лоббированию своей правды, которая очень далека от реальной экологии. Но для шпаны и маргиналов – все средства хороши, они меньше всего думают о чистоте вокруг в прямом и переносном смыслах, потому что их главная цель – нажива любой ценой, а не экология чистого Севера.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram