Морские игры на грани фола
№ () от 11 июня 2019 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Американские СМИ встревожены: несколько дней назад в Восточно-Китайском море произошло опасное сближение двух боевых кораблей – американского ракетного крейсера (РКР) «Ченселлорвиль» и нашего большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Виноградов» Тихоокеанского флота. По мнению телекомпании CNN, впервые в этом регионе русские начали играть за Китай, что в будущем грозит флоту США серьёзными проблемами. Пока же пресс-службы ВМС США и нашего ВМФ возлагали вину за опасную ситуацию на противоположную сторону. Кто же на самом деле виноват в этой ситуации?
Участники инцидента
И российский, и американский корабли имеют 1-й ранг и выпущены примерно в одно время – в 1988–1989 годах. Оба сходного водоизмещения, но американец чуть больше – наш 7, 5 тыс. т, крейсер США – 9, 8 тыс. тонн. Однако американец солиднее и разнообразнее вооружён, но «заточен» под нанесение ударов по берегу и имеет зональную ПВО. Его противокорабельные возможности слабые – всего 8 ПКР «Гарпун».
Российский БПК в основном имеет противолодочные функции и оснащён сильной ближней ПВО. А в качестве ПКР могут выступать противолодочные тяжёлые ракеты комплекса «Раструб-Б» – их тоже 8. Но у нашего значительно мощнее артиллерия.
Правда, все эти сравнения не имеют особого значения – стрелять никто и не собирался. Значение имеет другое – наш корабль прочнее, потому что весь стальной. И вообще этот проект считается очень надёжным в российском ВМФ. Американец похлипче – его надстройка из лёгких сплавов, она имеет проблемы с прочностью. Но при столкновении на полном ходу мало бы не показалось обоим, и разбирательство было бы жёстким.
В непонятной ситуации – продолжайте загорать
Судя по опубликованному американцами видео, до столкновения и вправду было недалеко – корабли разошлись всего в 40–50 м друг от друга. Причём если бы они сблизились ещё, то столкнуться могли и сами – корабли могло просто «притянуть» друг к другу, на основании закона Бернулли для жидкостей и газов. Подобное случалось уже много раз.
Обращает на себя внимание тот факт, что американцы своё видео инцидента обрезали с начала и конца, пытаясь выдать ситуацию так, что виноваты наши моряки. Российского официального видео пока нет, а снятое самими моряками появится нескоро. Тем не менее уже ясно многое. Наши тоже постарались повесить на «партнёров» всех собак, заявив, что американец пересёк курс российского корабля. Хотя по видео заметно лишь намерение это сделать – осуществить американцам манёвр не позволил русский БПК, дав полный ход.
Судя по всему, сначала корабли шли параллельно, затем американец решил, что имеет больший полный ход и начал обгонять российский корабль, одновременно немного подрезая курс. Наш этого не стерпел, тем более он несколько быстрее и динамичнее американца и сманеврировал сам, в итоге немного «подрезав» американца.
При этом журналистов и сетевых пользователей поразила реакция русских моряков. На палубе американца хватало обеспокоенных военных, которые снимали и обсуждали схождение, а на палубах русского «дестроера» (именно к этому классу относят БПК западные справочники) народ реагировал на событие почти безразлично.
Рекорд спокойствия поставили, видимо, члены вертолётной группы корабля (он несёт штатно 2 вертолёта Ка-27ПЛ), загоравшие на вертолётной площадке. Причём один был вообще в шезлонге. Они даже не стали отвлекаться от солнечных ванн, чем завоевали себе немалую популярность даже среди западных пользователей.
Помеха справа
Если разбираться, чья на самом деле вина, то можно сказать, что американцы виноваты больше. Есть международные правила предупреждения столкновений судов в море МППСС-72.Онирегламентируют всё, вплоть до цвета и расположения огней на корабле. Они весьма чётко расписывают ситуации расхождения и действия в этом случае. Так вот, Правила 15 и 16 МППСС говорят, что судно, имеющее другое по правой стороне, обязано уступить дорогу и не должно пересекать его курс по носу. Оно должно сбросить ход или повернуть под корму помехе справа. В общем, всё почти как на обычной автомобильной дороге.
Есть, правда, ряд оговорок типа «если позволяют обстоятельства» или судно с «помехой справа» рядом может иметь преимущество, если вывесит сигнал флажками Foxtrot. Он по международному своду означает «Не могу управляться». Но в данном случае этого не было.
Ещё один момент – если наш корабль давно шёл на скорости большей, чем у американца, то он – догоняющий и должен уступить. Обрезав видео, американцы, видно, попытались на это намекнуть. Но и американец обязан вести себя прилично и сохранять курс и скорость неизменными, а этого не было. Правда, жёстко эта обязанность в МППСС не прописана.
Нельзя сказать, что никакой вины нет и за нашим БПК. В Правиле 17 п. 2 написано, что если судно, обязанное уступить, не делает этого, то обгоняющий должен предпринять манёвр, избегающий столкновения. А здесь наши проскочили с ветерком мимо на грани фола, показав и искусство кораблевождения, и лихость с наглостью. В общем, вышло «знай наших». А вот если бы «поцеловались», то по головке не погладили бы ни американского командира, ни нашего. Обоюдка. Но 80–90% вины в инциденте было бы на американце. От этого, впрочем, никому легче бы не стало.