Помочь людям с ограниченными возможностями нам мешают ограниченные возможности нашей совести
11 июня 2019, 13:56 [«Аргументы Недели», Олег МОЛЧАНОВ ]
12 июня – день России. Россиянам есть, чем гордиться, но есть сферы, где из-за отношения к собственным гражданам мы вынуждены испытывать чувство стыда. Одна из таких сфер – отсутствие для наших граждан с ограниченными возможностями комфортной среды. И не надо стесняться брать пример с Европы и других развитых стран, если речь идет о благой цели.
Бесспорным лидером в вопросе адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья является Барселона. Соответствующая государственная программа была запущена здесь в 1996 году. За десять лет город стал неузнаваем. Метро, трамваи и железные дороги оснащены доступными кнопками, широкими ремнями и отсеками для инвалидных колясок. По вагонам спокойно могут перемещаться собаки-поводыри. На некоторых линиях метро имеются специальные лифты, соединяющие платформы и улицу. Большинство достопримечательностей также приспособлено для инвалидов. Специальные выставки, информационные панели Брайля, электромагнитные преобразователи (вариация аудиогида) – обычное дело для этого испанского города.
В число особо комфортных для инвалидов стран входит и Япония. Все тротуары здесь выложены тактильной плиткой с рифлением. Она помогает слабовидящим ориентироваться на улицах, на которых, кстати, не найти высоких бордюров. В метро, по примеру Барселоны, созданы все необходимые условия. Даже телефонные будки и общественные туалеты отстраиваются с учетом потребностей этих людей. Также, приятной особенностью являются субсидии, которые государство выплачивает гражданам для покупки инвалидных колясок с электроприводом.
В Германии, наряду со стандартными для Европы удобствами, существует эффективная правительственная программа по трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый случай рассматривается индивидуально. Человек с инвалидностью выбирает подходящую для себя профессию, после чего проходит обучение. В найме таких людей все учреждения (от церковных организаций до частных банков) крайне заинтересованы. Ведь правительство выделяет довольно большие деньги на реализацию проекта. При необходимости любой желающий может повысить свою квалификацию на профессиональных курсах, и ему не имеют права в этом отказать.
Инвалидам Швейцарии была предоставлена возможность нанять специалиста по уходу на дому. Частичная финансовая помощь составляет в среднем около 1 400 франков в месяц, то есть 91 000 рублей. Нетрудно догадаться, что нововведение на порядок дешевле, нежели содержание в специализированных медицинских учреждениях. Причем форма заболевания (физическая, умственная или психическая) роли здесь не играет: выплаты получает каждый.
Норвегия,как и другие «европейцы», также располагает максимально доступной средой. Полы на цокольных этажах всех общественных учреждений совершенно плоские и нескользящие. Транспорт, комнаты, музеи оснащены всем необходимым для беспрепятственного и комфортного передвижения на инвалидных колясках. Многие рестораны даже предоставляют меню со шрифтом Брайля.
Перенесемся в Сингапур. Автобусные остановки, улицы, галереи и зданияоборудованы здесь специальными навесами, так называемыми перголами. Они спасают от проливных дождей и зноя. Кроме того, пенсионеров и людей с инвалидностью здесь снабдили специальными картами, которые позволяют увеличить время зелёного сигнала на светофорах.
А теперь давайте вместе задумаемся, насколько адаптирована ли наша страна для людей с ограниченными возможностями здоровья? Ответ очевиден и нелицеприятен.
У нас почти нет даже детских площадок приспособленных для детей-инвалидов: из-за этого они не могут играть и общаться со сверстниками.
Многое из вышеперечисленного можно сделать достаточно быстро и за посильные для страны деньги. Если конечно тратить их ради блага собственных граждан, а не на помпезные Олимпиады-Универсиады якобы для повышения международного авторитета.
Давайте будем откровенны: помочь своим же гражданам с ограниченными возможностями нам мешают только ограниченные возможности собственной совести.