Единый Государственный экзамен в России отмечает свой первый юбилей. Ровно 10 лет назад, летом 2009 года, ЕГЭ стал единственным и безальтернативным вариантом аттестации для выпускников и способом поступления в желанный вуз. Голоса, призывающие отменить Единый Экзамен, звучат до сих пор, но весьма неуверенно и всерьёз никем не воспринимаются. Всем понятно, что ЕГЭ неизбежно, как гибель империализма, и уже никуда не денется.
Все минувшие годы Единый Экзамен жил яркой и насыщенной жизнью, состоящей из бесконечных попыток его улучшить и скандалов разной степени громкости. В разное время общество возмущали то "стобалльники" из кавказских регионов, которые не владели русским письменным от слова «совсем»; то диковинное явление под названием «ЕГЭ-туризм», когда одиннадцатиклассники из городов-миллионников массово переводились в Богом забытые сельские школы с целью получить побольше баллов на экзаменах; то ушлые студенты, приходившие на экзамены вместо настоящих выпускников… Автору этого текста сильней всего запомнились события 2013 года, когда в Сеть перед стартом экзаменационной кампании попали реальные задания с ответами по абсолютно всем предметам. А в 2011-м «три весёлых буквы» стоили поста ректору Российского государственного медицинского университета. Тогда выяснилось, что в ходе приёмной кампании фактически все бюджетные места резервировались под «нужных людей», ради которых в списки кандидатов на поступление массово вносились «липовые» абитуриенты с нереально высокими баллами.
Самые глобальные перемены, безусловно, коснулись вопросов обеспечения «честности» экзамена. Вряд ли 10 лет назад предполагалось, что в экзаменационных аудиториях появятся видеокамеры и глушилки мобильной связи, в аудиториях сядут независимые наблюдатели, а детей на входе буду пропускать через рамки металлоискателей. Тем не менее, сегодня это обыденность. Равно как и то, что задания присылаются по электронной почте по специальным защищенным каналам и распечатываются непосредственно перед экзаменом. Правда, не обходится без эксцессов – например, в этом году на экзамене по математике базового уровня в одном из подмосковных городов нужный файл долго не открывался и экзамен начался с задержкой на несколько часов.
Словом, интересного за эти 10 лет было много. О том, сколько всего ещё предстоит, можно только догадываться: на каждое действие всегда находится противодействие, а авторы стратегий из серии «умный гору обойдёт» всегда были умнее государственных чиновников и не переведутся никогда. Впрочем, Минпросвещения с Рособрнадзором стоят намертво: ЕГЭ – это хорошо.
Даже несмотря на то, что базовый уровень экзамена по математике – это задачки для 4 класса.
Даже невзирая на гигантское количество сайтов, предлагающих купить сертификат ЕГЭ (Ау, Роскомнадзор!)
Даже если не обращать внимания на массовый психоз, который начинается у школьников, родителей и педагогов даже нее за месяцы – за несколько лет до пресловутого экзамена.
Даже если закрыть глаза на то, что учёба в 10 – 11 классе превратилась в одно сплошное натаскивание на решение экзаменационных вариантов, а «сочинение» теперь – это умение вывести 10 предложений по заранее заданному шаблону (именно так выглядит третья часть экзамена по русскому языку).
Продолжать можно долго. Но стоит ли?
Пойду-ка я лучше к детям. Будем к ЕГЭ готовиться. Что? Рановато в пять месяцев? Кто знает, кто знает…
Факт в тему
Сейчас уже мало кто помнит, что в первый год его существования ЕГЭ документы можно было подавать в неограниченное число вузов. В результате абитуриенты порой не заморачивались даже тем, чтобы запомнить, а куда именно они собрались поступать. Например, том же 2009-м один из вчерашних школьников на мой вопрос о том, куда он навострил лыжи, бойко перечислил 4 института и добавил: «и ещё в один иду, правда, забыл, как он называется – ну, такой большой, зелёный и на «Выхино» (как выяснилось, речь шла о Государственном университете управления). В 2010-м вольнице пришёл конец: число вузов, в которые можно поступать, ограничили до пяти.