Дефект в автомобиле: на чьей стороне закон?
№ () от 5 июня 2019 [«Аргументы Недели Кубань», Сергей ИВАНОВ ]
На днях нескольким иностранным концернам показалось, что за заводской брак своих автомобилей они отвечать не обязаны. Собрав статистику за пару лет, они ужаснулись и решили, что именно в Краснодаре их обдирают как липку. По мнению юридической защиты компаний Кia, Hyundai, Volvo, Mercedes-Benz и JaguarLandRover, GeneralMotorsAuto, двести миллионов — это существенная сумма, которая позволяет им подозревать краснодарские суды, общественную организацию «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края», экспертов и клиентов в таинственном сговоре. Несмотря на громкое обращение к силовикам, обвинения выглядят голословными и больше похожи на клевету. Разобравшись в том, как работает Закон «О защите прав потребителей» в России, мы пришли к выводу, что в данном случае со стороны иностранных паникеров попахивает явным неуважением к своим клиентам и российской Фемиде, которая следует букве закона.
Потребитель имеет право
Покупки бывают разные: мелкие и крупные. Какая-то вещь стоит копейки, какая-то — миллионы. Приобретая товар, мы покупаем его качество и функциональность. И тут нет разницы, дешевая ли это вещь или дорогая. И в том и ином случае владелец будет обеспокоен, если, например, приобретенная техника имеет дефекты.
В краевой Комитет по защите прав потребителей в год обращается около пяти с половиной тысяч человек. У каждого своя проблема. Кого-то толкнули в маршрутке, кто-то купил в магазине прокисшее молоко, у кого-то новый телефон отказался работать, приходят и владельцы новых автомобилей, которые устали от бесконечных посещений автосервиса. Во всех этих случаях, если документы в порядке, юристы организации стараются помочь людям, потому что «потребитель всегда прав».
По Закону «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на качество товара, его безопасность, возможность вернуть деньги или обменять товар в случае его неисправности, на возмещение убытков от приобретения товара с дефектами и так далее.
Этот же закон наделяет общественную организацию правом представлять интересы потребителей в судах и государственных органах. Есть такие отделы и в государственных структурах, например в Роспотребнадзоре. Человек, который считает, что получил некачественный товар или услугу, вправе нанять себе юриста или обратиться в одну из указанных организаций.
При обращении в комитет гражданин пишет заявление, в котором излагает суть своей жалобы. Если юристы видят, что формально человек прав, то всеми силами стараются ему помочь. Бракованный товар направляют на экспертизу, чтобы установить причину неисправности. Если дефект действительно производственный, организация от лица потребителя пишет претензию производителю с требованием вернуть деньги за товар или обменять его на аналогичный. Тут закон дает общественной организации право напрямую обращаться к продавцу, изготовителю, импортеру или уполномоченной организации. В этот момент у покупателя и производителя есть возможность разойтись полюбовно, главное, чтобы последний отреагировал на претензию в течение десяти дней. Если это не происходит, возникает право обращаться в суд и с 11-го дня начислять неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки.
Когда представители автоконцернов, а вслед за ними и российские СМИ кричат о том, что краснодарский Комитет по защите прав потребителей чаще всех мелькает в судебных решениях, это совершенно неудивительно, потому что именно эта организация аккумулирует жалобы потребителей. Напомним: это 5,5 тысячи недовольных граждан в год. Кроме того, люди охотно обращаются в общественную организацию, потому что по закону при ее представительстве истец освобождается от государственной пошлины. А это зачастую немалые деньги.
В суде юристы организации представляют сторону потребителя и добиваются результата. Если потребитель не знает, что делать с решением суда, общественники и тут приходит на помощь: помогают получить исполнительный лист и взыскать с ответчика деньги.
Важно понимать, что не организация занимается поиском клиентов, а сами люди ищут у нее поддержки и защиты.
Кто ответит за качество?
По данным открытых источников, в год около ста российских автовладельцев обращаются в суд с жалобами на производственный дефект купленных автомобилей. Этих обращений было бы больше, если бы судебный процесс не отнимал кучу времени, сил и финансов. На деле водители чаще пытаются отремонтировать новый автомобиль по гарантии.
Доведенные же до отчаяния автовладельцы обращаются к юристам или в организации по защите прав потребителей, чтобы восстановить свои нарушенные права.
Дорогой автомобиль — это прежде всего качество, которое должно соответствовать цене, а уже потом роскошь или повод для зависти. Увы, но процент брака будет существовать всегда, с ним невозможно бороться. Как и в любом вопросе, если получить в одночасье статистику судебных разбирательств по автомобилям, она может, конечно, ужаснуть. Статистика зачастую ужасает, но только тогда, когда мы на нее обращаем внимание. На деле мы имеем дело с обыденной реальностью. Такой вот статистикой и занялись юристы, представляющие интересы зарубежных автоконцернов.
Шесть концернов получили ущерб на двести миллионов рублей. Это около 35 миллионов на каждого. Причем этот ущерб нанесен в результате судебных разбирательств. То есть автопроизводители игнорировали претензии потребителей — пытались, получается, отмахаться от назойливых клиентов. Дождались того, что дело дошло до суда. И тут — внимание! — юристы, эксперты и диванные аналитики начинают возмущаться: в судах выигрывают двукратную, а то и трехкратную стоимость нового автомобиля.
Из чего складываются суммы
Если изучить этот вопрос, то такая арифметика легко согласуется с российским законодательством.
Во-первых, если у автомобиля доказан производственный дефект, то ответчик обязан погасить его полную стоимость.
Во-вторых, как говорилось выше, если производитель не реагирует на претензии потребителя и не собирается решать дела мирно, с 11-го дня начинает капать неустойка: один процент в день, или 360 процентов в год. С учетом стоимости автомобиля могут набежать немалые суммы.
Как говорит председатель Комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края Александр Бережной, суды с учетом экспертиз могут длиться от трех месяцев до полутора лет.
— Когда мы подходим к решению, неустойка может быть совершенно несоразмерная. Для этого есть статья 333 ГК РФ, по которой суд вправе по своему усмотрению снизить эту неустойку настолько, насколько он считает нужным,— говорит Бережной. — По сложившейся практике никогда сумма неустойки не превышает стоимости товара.
В-третьих, помимо неустойки пункт 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей» жестко регламентирует выплату штрафа за несоблюдение добровольного удовлетворения требований потребителя. Независимо от заявленного требования суд обязан назначить штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной истцу. Если неустойку суд может снизить по собственному усмотрению, то на размер штрафа повлиять не может. Ко всему этому нужно добавить судебные расходы истца, затраты на экспертизу и возмещение морального вреда, которые обязан компенсировать недобросовестный поставщик товара.
Из этого и складываются суммы, которые так возмущают интернет-публику.
Ничто не мешает производителю урегулировать спорные моменты на досудебной стадии. Чаще он просто игнорирует претензии или отказывает в их удовлетворении. Но ведь незнание законов не освобождает от ответственности.
Слышим звон, но не знаем, где он
По словам Александра Бережного, основной причиной для похода в суд является наличие длительного ремонта автомобиля.
— К нам приходят люди, которые уже устали жить в сервисах. Они приносят кипы актов выполненных работ, но при этом проблема остается нерешенной. Особенно это касается модели «Ягуар Лэнд Ровер». Это очень дорогой, но низкокачественный автомобиль. У него есть конструктивный дефект: на плавном ходу при переезде через неровности или лежачих полицейских раздается стук спереди. Один такой автомобиль пробыл в ремонте около 250 дней из полутора лет владения — ремонтники пытались делать вид, что пытаются решить проблему, но им это не удалось. Потому что такова конструктивная особенность. Но автовладельца эта конструктивная особенность совершенно не устраивает. Ему нужна качественная машина. Естественно, в суде мы поддержали потребителя…
Напомним, что обращение автоконцернов в ФСБ наделало немало шума. В краевую столицу слетелись федеральные СМИ, однако в ходе своих так называемых журналистских расследований ничего нового нарыть не смогли. В суды для них вход заказан. По крайней мере, непозволительно врываться в кабинеты и тыкать в людей микрофонами. Экспертных организаций в городе столько, что можно семь пар железных сапог истоптать. Поэтому выбрали организацию, которая защищает права потребителей. Журналисты пытались устроить провокацию. Большое внимание уделили внешнему виду руководителя, позавидовали предполагаемым многомиллионным заработкам. При этом мимо ушей пропустили разъяснения законов и практики. С чем приехали, с тем и уехали. Едва ли не уверенные в том, что заявленные двести миллионов заработала именно общественная организация.
На деле организация получает половину штрафа, назначенного судом.
— От денег истца наша организация ничего не получает. Законом предусмотрена отдельная сумма, которая указывается в решении суда, причем отдельной графой: «Взыскать в пользу общественного объединения сумму в таком-то размере». Мы берем отдельный исполнительный лист на организацию. Если потребитель просит, мы помогаем взыскать его часть,— говорит Александр Бережной.
Как стало известно, Высшая квалификационная коллегия судей России отказалась заниматься жалобой мировых автоконцернов.
В следующих материалах мы расскажем истории автовладельцев, которые столкнулись с заводскими дефектами и отстояли свою правду в суде. Именно их иностранные производители, восставшие против российских законов, с легкой руки записали в мошенников.