//Общество

Когда нет времени на поиски причин

№ 21(665) от 6.06.19 [ «Аргументы Недели Сахалин», ]

Когда нет времени на поиски причин

Педагог психолог Центра психолого-­педагогической помощи семье и детям Светлана Захарова – специалист по детскому непослушанию. Актуальность темы очевидна – очень много современных детей страдает этим «нарушением». И их количество неуклонно увеличивается. Особенность разработанной ею программы заключается в том, что психотерапия проводится не с детьми, а с их родителями. Задача – обучить родителей воспитательным методам, с помощью которых, без поиска причины, можно корректировать детское поведение в сторону социально приемлемого.

Границы дозволенного

­ Неужели можно решать проблему, не дознавшись причин её возникновения?

­ Практика подтверждает мнение, что не всегда важно выйти на причину поведения ребёнка, часто гораздо важнее вернуть ребёнка в поведенческие рамки, помочь адаптироваться, не затягивая проблему. Сразу оговорюсь, что предложенная методика ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста, после 12 лет корректировать поведение уже следует совсем другими методами.

­ Проблема детского непослушания, насколько она актуальна?

­ Гиперактивное и тесно связанное с ним оппозиционно-­вызывающее поведение у детей дошкольного и младшего школьного возраста встречается исключительно часто. В России частота встречаемости этих расстройств составляет от шести до восьми процентов. В то же время, даже при своевременной их диагностике и начале лекарственной терапии в дошкольном возрасте, аномальное поведение ребёнка не поддаётся быстрой коррекции. Поэтому социальная адаптация (в первую очередь – в школе и детском дошкольном учреждении) зависит в основном от психотерапевтической работы.

­ Чем может помочь психолог родителям такого «сложного» ребёнка?

­ Психолог обучает родителей приёмам психокоррекции детского поведения, что позволяет избежать в будущем семейной и социальной дезадаптации. Психотерапия в случае гиперактивного и оппозиционно-­вызывающего поведения эффективна при длительном и частом воздействии. Это без труда воплощается в детских учреждениях, где дети находятся постоянно и продолжительное время, но трудно-реализуемо в отношении тех детей, которые воспитываются дома. Поэтому во всём мире, начиная с 1980-­х годов, стало широко применяться обучение родителей коррекции поведения ребёнка.

Самые первые шаги в этом направлении были предприняты специалистами, практикующими поведенческую терапию в США. В настоящее время мы имеем возможность обобщить мировой опыт использования программ обучения родителей психокоррекции поведения детей.

Полчаса в день – совсем немного!

­ С чего следует начать?

­ Психолог должен разъяснить родителям, что поведение детей редко бывает спонтанным, совершенно случайным. У детей с раннего возраста формируются устойчивые поведенческие стратегии (самый яркий пример – столь часто обсуждаемые родителями «истерики»), которые всякий раз получают позитивное (прямая выгода, достижение желаемого) или негативное (косвенная выгода, избегание не желаемого) подкрепление.

Кроме того, некоторые дети в силу своего психического состояния и особенностей̆ развития не могут вести себя «правильно» без закрепления соответствующих навыков. Ни одна психотерапевтическая программа не сможет полностью нивелировать эффект биологической почвы, на которой развиваются расстройства поведения. Но если родители будут грамотно применять методы поведенческой терапии, которым их обу­чит психолог, их ребёнок сможет установить для своего поведения социально допустимые границы.

Далее. Следует научить родителей особому воспитательному приёму – выделять ежедневное время для взаимодействия с ребёнком и наблюдения за ним. Они должны ежедневно в одно и то же время проводить с ребёнком полчаса один на один. Никто не должен вмешиваться в их совместное время! Никто не должен мешать! Эти полчаса в день помогут научиться взаимодействовать с ребёнком, улучшат общий уровень отношений с ним, помогут научиться обращать внимание на его позитивное поведение и игнорировать негативное.

Родители должны сознательно научиться совместной игре. Эта игра должна стать ежедневным ритуалом на долгое время. Во время игры с ребёнком можно сделать видеозапись, она поможет психологу лучше понять характер общения в паре «родитель­ребёнок» и дать родителям рекомендации. Игры могут быть самыми разными, но соответствовать возрасту ребёнка.

Игра «Истина или ложь». Бросив мяч, задаем вопрос одному из членов семьи. Нужно ответить: «правда» или «ложь». Если участник даёт правильный ответ, право спрашивать переходит к нему. В зависимости от утверждения, игра может быть обучающей, сплачивающей и расслабляющей.

Хотите выучить столицы, спрашивайте: «Правда ли, что столица Казахстана – Астана?» Между вами недоразумение: «Правда ли что я на тебя обижаюсь/осуждаю/не люблю?» Хотите поговорить о сексе, но не знаете как: «Правда, что единственный эффективный способ предотвратить беременность – презерватив» (для предотвращения конфуза у ребёнка вопрос может задать мама папе, но ребёнок обязательно получит важную для него информацию).

Выручит домашняя экономика

­ Но разве игры научат ребёнка быть более послушным?

­ Не все сразу. Со временем переносим внимание с детской игры на послушание ребёнка.

Представьте себе ситуацию, что вы просите его: «Пожалуйста, положи мне в руку красный кубик!» Попробуйте перечислить все возможные реакции ребёнка и отнесите каждую из них к послушанию или непослушанию. Такие упражнения научат родителей правильно давать указания детям.

Настало время для введения домашней системы символической экономики. Жетонная система поощрений ­ система предоставления положительного подкрепления ребёнку за проявление желаемого поведения или выполнение заданий. Определяется целевое поведение, и родитель выдает жетоны, когда дети демонстрируют заданное целевое поведение. Жетоны обмениваются на определённое подкрепление в назначенное время.

Часто родителей смущает сама идея «домашней экономики». Почему их дети должны «зарабатывать» то, что другие получают просто так? Но это – всего лишь следование древнему принципу общества: основой для приобретения блага является труд, а те, кто не хотят ему следовать сами, сталкиваются с необходимостью подчиняться законам общества по принуждению.

Некоторые дети просто добры и послушны. А родители некоторых детей так и не приступили к их реальному воспитанию.

Родителям придётся создать список желательных действий (привилегий) ребёнка, определить «цены» на привилегии и продумать систему штрафов. Можно купить или изготовить «домашнюю валюту» ­ жетоны, можно присвоить им разный номинал (например, синий будет стоить 5, а красный 10 баллов; для малышей один жетон всегда должен стоить1 балл). Вместе с ребенком надо составить список «удовольствий», в который включается 15-­20 пунктов – от бытовых (посмотреть мультфильм) до серьёзных привилегий (поход в кафе). Цена должна быть рассчитана так, чтобы на самые простые удовольствия ребёнок зарабатывал в течение одного дня, на более дорогие – за два­-три дня, а на самые серьёзные – копил две­-три недели. При этом надо сделать такой расчёт, чтобы по истечении дня, потратив часть жетонов на ежедневные маленькие удовольствия, ребёнок мог отложить часть своего «заработка» на будущее.

Дисциплинарные методы никто не отменял

­ Существуют ли более «жёсткие» способы вразумить ребёнка?

­ Особый приём, который необходимо внедрить в семейный уклад, – использование «тайм­-аута». Он заключается в следующем. Родитель даёт ребёнку чёткое указание, произнося его нейтральным, спокойным, деловым тоном. Если ребёнок не исполняет указание, родитель считает от пяти до одного (это сигнал ребёнку, что слушаться надо быстро). Потом следует сделать последнее предупреждение: немного повысив голос, объявить, что он будет в случае непослушания сидеть на стуле (стул для наказаний следует завести заранее). Затем, снова следует счёт от пяти до одного и... если ребёнок не выполнил указаний, его немедленно усаживают на стул. Ребёнку следует объяснить, что он будет сидеть на стуле до тех пор, пока ему не разрешат с него сойти. На все действия от первого указания до усаживания на стул не должно уйти более 20 секунд (если, конечно, ребёнок не послушался и смысл в наказании пропал) – за это время родитель не успевает утратить контроль за своими эмоциями и запустить обычный в таких случаях «маховик девиантного поведения». Стул ставят там, где родитель может наблюдать за ребёнком, спокойно занимаясь своими делами. Срок наказания – одна-­две минуты на каждый̆ год возраста ребёнка. Ребенок должен успокоиться (мы предупреждаем его об этом, говоря, что подойдём к нему лишь тогда, когда он будет сидеть смирно – иногда на это могут уйти и час, и два, а вовсе не те минуты, что мы планировали в качестве наказания). Прежде, чем разрешат встать он должен согласиться выполнить то, за что его наказали.

Следует учесть, что за некоторые проступки, давно известные ребёнку как заслуживающие наказания, он отправляется на стул немедленно!

Одно из главных преимуществ тайм-­аута в том, что он ясно показывает ребёнку, какое поведение нежелательно, ведь оно ведёт к конкретным последствиям – а именно, к краткой изоляции. Применив технику тайм­аута, родители спокойно, но уверенно дают ребёнку понять, что именно они устанавливают границы дозволенного и недозволенного, что некоторые модели поведения они считают неприемлемыми и будут за них штрафовать.

­ Насколько эффективен этот метод? В каком возрасте и в каком стиле его стоит применять?

­ Идеальных методов не существует, и тайм­-аут подходит не всем и не всегда. Нужно учесть, что этот метод работает только сразу после проступка: отсроченное наказание уже неэффективно. С другой стороны, тайм-­аут эффективен именно как способ немедленного прекращения безобразий.

Начинать пользоваться этим методом можно уже с двух лет, наиболее эффективен этот метод, когда ребенку три­-четыре года.