Умение правильно действовать
№ () от 29 мая 2019 [«Аргументы Недели Кубань», Михаил МУСАЕВ ]
Итоги подготовки системы образования Краснодарского края к проведению единого государственного экзамена и ход реализации на Кубани региональных проектов были озвучены на пресс-конференции для журналистов печатных и электронных СМИ.
Сдавать и не сдаваться!
На Кубани для выпускников школ начался ответственный период сдачи экзаменов, который требует от них максимальной собранности, потому как ребятам необходимо подтвердить свои знания, полученные за период учебного года.
По словам заместителя министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Андрея Цветкова, каждый год определенная часть учащихся экзамены сдает досрочно, и данный период досрочной государственной итоговой аттестации прошел без проблем. Это показал подробный анализ работы всех специалистов, которые в муниципалитетах региона обеспечивали четкое проведение экзаменационных мероприятий.
До первого июля продлится период государственной итоговой аттестации для девятиклассников, и это с учетом резервных дней для сдачи экзаменов. Днем позже период испытаний завершится для выпускников одиннадцатых классов. Предусмотрены и резервные дни для тех ребят, которые не смогут сдать экзамены в основной период. Например, по состоянию здоровья.
— В Краснодарском крае экзаменационная кампания наступила для более шестидесяти тысяч выпускников девятых классов и более двадцати тысяч одиннадцатиклассников,— уточнил заместитель министра образования, науки и молодежной политики региона Андрей Цветков. — Конечно же, это большое количество ребят, поэтому более шестнадцати тысяч педагогов участвует в проведении экзаменационных мероприятий. Очень важно, чтобы государственная итоговая аттестация проходила не только объективно, но и максимально прозрачно для выпускников, их родителей и всей общественности.
Процедура сдачи единого государственного экзамена в последние годы претерпевает некоторые изменения, которые касаются в том числе и самой технологии его проведения. Естественно, это влечет за собой обучение специалистов, и такую работу провело Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Центр оценки качества образования и Институт развития образования,— сказал Андрей Цветков.
Большое количество обучающих семинаров было организовано для учителей и педагогов-психологов, призванных работать с ребятами для их психологической устойчивости. Экзамены — непростой период для выпускников, и очень важно, чтобы они были готовы к его прохождению. Проведена системная работа и со специалистами регионального и муниципального уровней, которые курируют вопросы проведения ЕГЭ.
Краснодарский край традиционно входит в пятерку российских регионов по числу выпускников общеобразовательных учебных заведений. А в период проведения итоговой государственной аттестации Кубань является одним из регионов, где создано наибольшее количество пунктов проведения ЕГЭ. Край также входит в десятку ведущих российских регионов по результатам единого государственного экзамена. Но и это еще не всё: Кубань входит в пятерку по эффективной и объективной процедуре проведения государственной итоговой аттестации.
Андрей Цветков напомнил, что в разные годы в тех или иных регионах нашей страны происходили события, связанные с нарушениями процедуры проведения ЕГЭ, что привело к некоторой потере доверия к системе образования, ее способности сделать экзаменационный процесс объективным. Поэтому для возврата доверия к процедуре проведения экзаменов и произошли в последние годы изменения. Это подсчет итоговых баллов выпускников, работа специалистов в аудиториях на экзаменах, а также деятельность общественных наблюдателей.
Онлайн-трансляция ЕГЭ ведется из каждого пункта проведения испытаний, а также из каждой аудитории. По окончании экзамена работы сканируются и переправляются в центр обработки информации для того, чтобы специалисты приступили к работе по оценке экзамена.
Конечно же, выпускники школ с нетерпением будут ждать подтвержденные данные о результатах испытаний. И здесь четко определены сроки обнародования такой информации.
— Это во многом снизит напряженность, которая возникает у учащихся и их родителей,— подчеркнул Андрей Цветков. — В прошлые годы они были вынуждены узнавать о результатах сдачи ЕГЭ в Интернете, чтобы затем оценивать шансы ребят перед поступлением в учебные заведения профессионального образования. А ведь когда четко известна дата получения информации, это снижает напряженность у выпускников и их родителей.
Он рассказал и о том, что в текущем году количество общественных наблюдателей на экзаменах задействовано меньше, чем в прошлые годы. В чем же причина? В прошлые годы не все общественные наблюдатели добросовестно выполняли свои обязанности, поэтому и решено на этот раз пойти другим путем. Словом, упор сделан на качество. Как говорится, лучше меньше, да лучше.
В качестве общественных наблюдателей выступают и студенты вузов, которые на собственном опыте знакомы с процедурой проведения испытаний. Большое количество таких наблюдателей работает в центре, куда проложены каналы видеосвязи из пунктов проведения экзаменов.
Контроль необходим. Напомню, что в прошлом году за нарушения правил сдачи экзамена удалили двух выпускников, которые не завершили испытания. В этом году во время досрочного периода сдачи экзамена не прошли испытания два выпускника прошлых лет.
Стремление к изменениям
Вхождение российской системы образования в десятку лучших среди стран мира — стратегическая задача, поставленная на федеральном уровне. И для достижения этой цели сформированы все проекты, входящие в национальный проект «Образование». Нацелено на это и восемь региональных проектов, которые будут реализовываться в Краснодарском крае.
Андрей Цветков подчеркнул, что один из важных принципов национального проекта «Образование» — это создание равных условий для получения качественного образования учащимися сельских и городских школ. Пока же существует разрыв между школой в сельской глубинке и образовательным учреждением в городе.
— Согласно проекту «Современная школа» создание в сельских школах 153 центров гуманитарного и информационного профилей в этом году с увеличением их количества в последующие годы как раз соответствует идеологии национального проекта,— сообщил замминистра. — Их планируется оснастить современным оборудованием для обучения ребят новейшим технологиям. В центрах будут преподавать информатику, ОБЖ и технологию. И очень важно, что у детей появится прекрасная возможность реализовывать свои научные исследования и практико-ориентированные проекты.
Что касается оборудования в центрах, то это, в частности, 3D-принтеры, квадрокоптеры различных моделей и те, которые могут проводить видеосъемку. А также ноутбуки и планшеты для работы в лабораториях.
В масштабах всей страны такие центры под названием «Точка роста» будут типовыми, предусмотрен и примерный набор помещений, коворкинг-зоны и медиазоны, а также зоны для занятий шахматами. Все они брендированы по цветовой гамме, наличию мебели и обучающему пространству. Набор таких помещений позволит создать современную образовательную среду, в которой ребятам будет интересно и комфортно заниматься.
Началось обучение педагогов, которые станут трудиться в таких «точках роста». Первый этап — дистанционное обучение, а после сдачи тестов педагоги становятся участниками второго, но уже очного этапа, который предусматривает обучение больших групп педагогов новым технологиям и методикам. А согласно региональному проекту «Современная школа» предусмотрено строительство новых школ и создание новых учебных мест в образовательных организациях,— уточнил Андрей Цветков.
К сказанному замминистра добавлю, что в минувшем году было создано 6724 новых учебных места за счет строительства новых школ и за счет капитального ремонта и реконструкции зданий. На этот год в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» было предусмотрено строительство семи новых школ и восьми детских дошкольных образовательных учреждений.
Точки роста молодежи
Региональный проект «Молодые профессионалы», пожалуй, один из важнейших проектов, призванных повысить престиж рабочих профессий. Его целевая группа — это прежде всего учащиеся колледжей и техникумов.
Система среднего профессионального образования в Краснодарском крае является одной из самых крупных в России. Сто пятнадцать образовательных учреждений подчинены различным ведомствам. В частности, 69 колледжей и техникумов — Министерству образования, науки и молодежной политики региона, шесть — Министерству культуры, десять — Министерству здравоохранения. И в частных образовательных организациях обучают профессиям, входящим в пул системы среднего профессионального образования.
По словам Андрея Цветкова, отрасли экономики нуждаются в квалифицированных кадрах. Краснодарский край динамично развивается, и региону необходимы специалисты в строительной отрасли, сфере обслуживания, других отраслях. И надо отметить, что система среднего профессионального образования гибко реагирует на эти потребности, видоизменяя перечень специальностей, по которым обучаются в колледжах и техникумах.
— Ряд кубанских колледжей и техникумов в этом году планируется оснастить двадцатью новыми лабораториями, которые помогут образовательным организациям выйти на новый качественный уровень обучения ребят. Они будут созданы по компетенциям «повар» и «строитель», которые в настоящее время наиболее востребованы на рынке труда,— рассказал Андрей Цветков. — Будет расширен и перечень компетенций, по которым станем оснащать и мастерские в учебных заведениях. Это промышленные и инженерные технологии, обслуживание транспорта, сфера услуг и строительство, логистика, социальная сфера. Такие направления в профессиональной подготовке ребят будут приоритетными при оснащении колледжей и техникумов.
Как подчеркнул замминистра, в Краснодарском крае уделяется особое внимание качеству подготовки по рабочим профессиям, и это находит свое отражение в глобальном проекте-конкурсе «Молодые профессионалы» — интересном чемпионате, который проводится по многим рабочим профессиям.
— Движение «Молодые профессионалы» очень популярно, и его участники не только учащиеся колледжей и техникумов, но и школьники. Они проходят конкурсные испытания, на соревнованиях ребята представляют также интересные проекты, многие из которых затем реализуются,— поделился Андрей Цветков. — Конкурс решает ряд важных задач и для тех, кто задействован в реальном секторе экономики. Представители предприятий и организаций на конкурсе находят для своих предприятий молодых специалистов, знакомятся с их проектами.
Шаги в будущее
Андрей Цветков рассказал и о реализации еще одного важного регионального проекта — «Учитель будущего». Он охватывает порядка пятидесяти процентов всех кубанских педагогов. Кроме этого на пресс-конференции шла речь и о системе непрерывного педагогического образования.
— Очень важно, насколько быстро педагог может обучиться новым методикам и образовательным технологиям. Кроме этого он должен быть обучен работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся в школах,— акцентировал Андрей Цветков.
«Успех каждого ребенка» — еще один региональный проект. Одно из его направлений — создание детских технопарков. В регионе в этом году открылся первый из них, в котором ребята занимаются разработкой своих интересных проектов, и похвально стремление ребят приносить пользу обществу.
До 2024 года планируется создать еще больше детских технопарков, в том числе и мобильных технопарков на платформе автомобилей. На этот год было запланировано приобретение двух, в ближайшие годы — до десяти.
Рассказал Андрей Цветков и о проекте «Социальная активность», который касается работы с молодежью, развития волонтерского движения на Кубани. Число добровольцев с каждым годом увеличивается, и они задействованы в реализации различных социальных проектов. Планируется создание Совета по развитию добровольчества, который будет координировать работу волонтерского движения.
— Развитию сферы образования и реализации национальных и региональных проектов на Кубани уделяется самое пристальное, неослабное внимание. Работа в этом направлении проводится очень активная, и есть уверенность, что все задачи, поставленные перед системой образования, будут успешно выполнены,— особо подчеркнул заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Андрей Цветков.