Аргументы Недели → Общество № 20(664) от 30.05.19 13+

Придуманная Украина

, 21:23

Мы продолжаем разговор о книге историка, писателя, политолога Юрия Сторчака «Русский разлом», детально рассматривающего такое понятие, как «Русский мир». Его истоки, проблемы и особенности. Книга вышла в издательстве «Аргументы недели» и сразу завоевала популярность среди читателей.

 

Хитро, но глупо

В предыдущей статье, посвящённой книге «Русский разлом», мы начали говорить о том, откуда вообще взялась идея украинской самостийности.

Австрия стояла перед перспективой партизанской войны и предельной нелояльности местного населения, если бы её войска вступили в войну с Россией на территории Галиции. Митрополит униатской церкви граф Андрей Шептицкий и Михаил Грушевский предложили австрийскому эрцгерцогу Францу Фердинанду иезуитский план отрыва украинских земель от метрополии, который озвучил первый политтехнолог тех времён Александр Парвус. В двух словах этот план предполагал стремительное занятие Австрией малороссийских земель, провозглашение на занятой территории нового независимого государства Украина с границами до Смоленска и Кавказа. После чего это квазигосударство должно было выйти из войны, воссоединиться с Галицией и войти в состав Австро-Венгрии. Изящно, ничего не скажешь.

Вот только оставался один вопрос: как удастся провозгласить национальное государство в Малороссии, население которой считает себя русским, говорит на русском языке, ходит в Русскую православную церковь и живёт русской историей ещё со времён Киевской Руси. Ведь новому государству потребуется соответствующее идеологическое насыщение – свой язык, своя вера, своя история, на которые сможет опереться украинский сепаратизм. Переводя на современные реалии, это как, например, условный Воронеж выходит из состава России и заявляет, что есть такая славная нация – воронежцы. Казалось бы, чудовищная глупость.

Читайте также:
Ю. Сторчак «Русский фактор»

 

Сочинить новую историю

Шептицкий брался обеспечить новое государство «своей верой». Он предлагал после провозглашения нового государства добиваться проведения Церковного собора с выборами своего – «украинского» митрополита и учреждением его резиденции в лавре. Затем выхода новой «украинской» церкви из лона Русской православной церкви Московского патриархата и, наконец, стремиться к объединению «Украинской» православной церкви с униатской церковью в Галиции.

За Михаилом Грушевским было обеспечение нового государства «своим языком» и «своей историей». В короткое время на основе польского языка им был выдуман словарь нового «украинского» языка, в котором обычные русские слова приобрели статус иностранных, а иностранные слова стали своими. Результат аукается до сих пор, когда украинцы часто просто не понимают, что им говорят по телевизору политики на придуманном языке, который они сами читают с бумажки.

С историей было ещё проще. Замени «русский» на «украинский» – и все дела. Вместо русской истории им была создана история Украины, вместо истории русского народа, проживающего на территории польской Украйны, – история украинского народа. Древняя Русь неожиданно стала Украиной. Как может быть самостоятельное государство окраиной чего-то, его не волновало. Русские князья стали украинскими князьями. Присяга Богдана Хмельницкого московскому царю превратилась в международный трактат, а гетман Мазепа вообще стал правозащитником.

 

Второй шанс

Хитроумный план едва не провалился с большим треском. Вскоре после начала Первой мировой русская армия начала наступление на австрийские части. Сразу был взят Львов и занята вся Галиция. Разбитая австро-венгерская армия потеряла половину своего личного состава и была отброшена за Карпаты. Идея захватить кусок России и объявить его самостийной Украиной теперь звучал насмешкой.

Грушевский, бросив кафедру, пытался бежать в Вену, но был схвачен и интернирован в Нижний Новгород. Шептицкий попытался заявить о своей лояльности к русским властям, но был изобличён найденными в его кабинете документами и выслан. Казалось бы, идея забыта. И тут грянула Февральская революция. И политические авантюристы получили шанс выловить рыбку в мутной воде революции. В Киев прибыл Михаил Грушевский и вместе с «щирым» украинофилом Владимиром Винниченко – без проведения каких-либо выборов! – спешно провозгласил 7 апреля 1917 года Всеукраинский съезд. Тут же, на съезде, самоизбралась украинская Центральная рада, власть которой не очень приветствовалась населением Киева.

Председатель заявил, что «украинской проблемы больше нет, есть свободный, великий украинский народ, который строит свою судьбу в новых условиях свободы».

Временное правительство Александра Керенского удовлетворило просьбу киевской кучки украинофилов, освободило Андрея Шептицкого и вернуло ему изъятый при обыске в 1914 году шпионский архив. Находящиеся на территории Малороссии русские воинские части были объявлены Радой украинскими, а несогласные с такой политикой петроградского командования офицеры изгонялись из армии, и на их место приходили «щирые» сепаратисты. В короткое время армия превратилась в балаган. Близилась Гражданская война. Но это уже совсем другая история.

Книгу Юрия Сторчака «Русский разлом» вы можете приобрести наложенным платежом (660 руб.), заказав по телефону 8(495) 980‑45‑60 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книгу можно купить по издательской цене (460 руб.) в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефону 8 (495) 980‑45‑60 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10.00 до 18.00.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram