> У нас похищено право на труд - Аргументы Недели

//Общество 13+

У нас похищено право на труд

№  () от 29 мая 2019 [«Аргументы Недели », Александр МАЛЮГИН ]

Александр ПЕСКОВ окончил Школу-студию МХАТ. Стал популярным после картины «Америкэн бой». Зрители любят Пескова по ролям в фильмах и сериалах «Крестоносец», «Мусульманин», «Тайны дворцовых переворотов», «Сармат», «Жуков», «Роковая любовь Саввы Морозова», «Псевдоним «Албанец», «Право на помилование», «Сжигая мосты» и др. С 1987 г. актёр служил во МХАТе, с 1994-го – в Театре им. Пушкина. С 2004 г. играет в Театре Луны. У  Александра более ста ролей в кино. А ещё он выступает с сольной вокальной программой.

– ЧТО вы сейчас репетируете в Театре Луны?

– Недавно закончились репетиции, и мы уже сыграли премьеру спектакля «Солнышко моё» по повести Александра Файна. Автор пьесы и режиссёр – Павел Урсул. Я играю Николая, мужчину 53 лет, неженатого. Он давно расстался с женой, которая была человеком с чересчур «демократическими» взглядами на семейные отношения. Человек он очень разносторонний, эрудированный, математический физик, боксёр, умеет петь, танцевать. И вот этот Николай влюблён в молодую девочку, которая моложе его на 33 года. Между ними целая пропасть жизни. Но девушка хочет выйти за него замуж, а он не видит перспектив. Понимает, что пройдёт совсем немного лет, и она будет «утром ставить ему клизму, а вечером – рога».

Мой герой не слушает свой внутренний голос, не идёт за мечтой, окрыляющей его. Он не женится на молодой девушке, которая его безумно любит и с которой они могли бы быть счастливы. Он «отрекается, любя».

И девушка умирает от чувств, на которые не ответил Николай. Спустя какое-то время мой герой женится на своей новой знакомой, которая ближе ему по возрасту и статусу. Он её не любит и пишет стихи, посвящая их молодой девушке, ушедшей в другой мир. И проклинает себя, что когда-то струсил, предал сам себя, не ответил на её любовь…

– В жизни пятидесятилетний мужчина выбрал бы ту, что моложе…

– Жизнь и искусство – разные вещи. Мы занимаемся искусством, которое над жизнью. И находясь в полёте, окуная себя в любые фантазии, мы, актёры, режиссёры, никогда не отражаем в буквальном смысле жизнь.

– И всё-таки как вы в жизни относитесь к подобным мезальянсам?

– Это сложный выбор. Сейчас подобные мезальянсы – мужчина в летах и молоденькая девушка – не редкость. А потом уже у всех по-разному складывается. Многое решают в таких союзах деньги.

– Кстати, о деньгах. В сериале «Отдел» вы сыграли олигарха. Какое у вас лично отношение к олигархам?

– Олигархи практически все одинаковые. «Человек чека» – это для олигархов главный показатель состоятельности персоны. Это прекрасно видно и по сегодняшним олигархам. Я с ними, конечно, не общаюсь. Мне вообще наплевать на олигархов, честное слово! И это взаимно. Лишь бы они не разворовывали нашу страну и в офшоры не увозили деньги. А строили бы здесь что-либо полезное. К слову, могли бы финансировать кинематограф и театры.

Как правило, олигархи в цивилизованных странах стараются в своей стране хранить и вкладывать свой капитал. Наши, наоборот, вычерпывая отсюда всё, что только можно, деньги скрывают в офшорах. Это очень непорядочно с их стороны. Их интерес не здесь, в «другом банке», скажем так. Им плевать на нашу страну, их дети учатся за рубежом, они чаще живут там, а не в России, их недвижимость там. А здесь только плацдарм для насыщения, наполнения своих карманов, в смычке с чинушами.

– Скажите, в чём секрет успеха фильма «Америкэн бой», где вы сыграли главную роль? Раз в месяц его непременно показывают по какому-нибудь телеканалу!

– Секрет в том, что телеканалы не платят нам проценты с проката. Иначе бы я уже был долларовым миллионером! (Смеётся.) Мы единственная страна в мире, где артисты не получают деньги за показы своих фильмов. А почему картина «Америкэн бой» стала такой популярной? Она была снята в 1991 году. Мой герой – бывший афганец. Для многих, кто в то время жил, это было очень злободневно. И герой, и сюжет. И сейчас это вызывает большой интерес. Вообще крепко сделанный фильм, без всякой компьютерной графики, без каких-либо особых технических приспособлений.

Я, кстати говоря, стараюсь как можно реже смотреть телевизор, всю ту плесень и негатив, которые транслируют. Не смотрю и сериалы. Нынешнее время сериалов – это бесконечная череда непрофессионализма. Снимаются либо одни и те же лица, либо вообще одноразовые артисты. Да, я сам тоже иногда снимаюсь в сериалах, но я этим зарабатываю деньги. И не от меня зависит, к сожалению, качество той или иной картины. Я делаю профессионально свою роль, с полной отдачей. А уж какая там сценарная основа, какой будет монтаж – не моё, к сожалению, дело.

Меня часто используют в одном и том же амплуа, скажем, в ролях оперативников, чекистов, силовиков, олигархов. У нас негде артисту проявить себя. Существуют закрытые кастинги, какие-то тайные сообщества одних и тех же артистов. Одни и те же и снимаются, не важно, подходят они на роль или нет. Почему-то они подписаны работать. А остальных в это священное кольцо не пускают. Нет здоровой конкуренции. У нас похищено право на труд! Моё поколение артистов, большинство из нас, по-моему, просто списали со счетов. Мы как отверженные. Но самое интересное, было бы это частное производство, а ведь деньги бюджетные, государственные. Вот и тихо пилят бюджет в своём узком кругу, в этом псевдокапитализме.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте