Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 20(664) от 30.05.19 13+

Схватка у Кенсингтонского дворца

Чемпион Европы Иван Морозов о самообороне для школьников

, 21:00 , Обозреватель отдела Общество

Несколько лет назад чемпион Европы по самбо Иван МОРОЗОВ со своим напарником Александром Перепелюком, оба похожие на Джеймса Бонда, удивляли приёмами самбо английскую аристократию. О схватке у Кенсингтонского дворца, а потом и о мастер-классе для сотрудников ФБР в США писали во всех газетах. Корреспондент «Аргументов недели» встретилась с Иваном Морозовым и узнала, кого мастер спорта международного класса обучает самбо сейчас.

– ИВАН, несколько лет назад вы ездили с показательными выступлениями в разные страны мира. Расскажите, как вы попали туда?

– На самом деле всё вышло случайно. Мы с моим коллегой Александром Перепелюком готовили программу показательных выступлений для студентов Школы-студии МХАТ: разрабатывали сценические элементы бросков, ударов. Перед экзаменом сняли для них видеоролик, который стал наглядным пособием. Потом это дело забылось, а через полгода мы организовывали показательное выступление на открытии летней лагерной смены. На мероприятие должны были приехать представители серьёзных спортивных организаций, федераций самбо в том числе. Времени оставалось мало, и мы решили использовать наработки для МХАТа. В экстренном порядке сверстали выступление и… оно всем понравилось.

После этого нам предложили поехать в Лондон, поделиться опытом с иностранными коллегами. Мы с Перепелюком согласились. Выступили в 2013-м на мероприятии к 75-летнему юбилею самбо у стен Кенсингтонского дворца. Боролись в деловых костюмах – вышло зрелищно. Президент Ассоциации самбо стран Британского Содружества лорд Саймон Рединг тогда сказал, что самбо достойно того, чтобы о нём знали все.

Затем мы отправились в США: выступали перед детьми, давали мастер-класс для сотрудников ФБР в Филадельфии. Нашей борьбой заинтересовались как частью подготовки силовых структур.

Сейчас в разъездах мы не участвуем. Перепелюк занимается административной деятельностью, а я посвятил себя воспитанию спортсменов-самбистов.

– Где тренируете?

– У меня спортивный класс в школе №1539, работаю с ребятами 12–13 лет. С остальными учениками занимаюсь на уроках физкультуры: осваиваем азы самообороны. Всё это по программе Всероссийской федерации самбо «Самбо в школу». На мой взгляд, проект толковый. Позволяет школьникам изучать основы самообороны без оружия и, конечно, воспитывает. Многие ребята, увлечённые самбо, получают возможность выступать. Зимой мы выезжали на всероссийские соревнования по самбо среди школьников. Там было три номинации: демо-самбо, ГТО и встречи по самбо в личном и командном зачёте. Наша команда победила во всех трёх, а школа получила Гран-при.

В целом у нас очень дружная и конкурентоспособная команда. Ребята завоевали семь путёвок на первенство России, выиграли Кубок Москвы и Санкт-Петербурга. У них много амбиций, и это прекрасно. Мне нравится, что они мечтают и ставят перед собой большие цели. Понятно, что для этого нужно много работать, а тренеру подогревать интерес. Поэтому у нас создана соревновательная система. Мы объединяем ребят в группы, которые конкурируют между собой. Группа-победитель получает поощрение. Например, идёт в кино или в пиццерию. Такие механизмы позволяют ученикам соперничать в хорошем смысле слова и улучшать навыки.

– Насколько вообще тренерская работа регламентирована? Вы какую-то конкретную методику обязаны использовать?

– Моя методика – классическая: собрана из планов конспектов и моей личной спортивной практики. В физкультурном институте изучал и прорабатывал много материала по старым и новым техникам и приёмам борьбы. Всё это проецирую на работе. Иногда внедряю в программу экспериментальные задания. Главное – не бояться пробовать. Если даёт результат, внедрять в работу. Нет – оставить за бортом.

– А как относятся к занятиям самбо родители школьников?

– Самбо даёт отличную воспитательную базу, но всё начинается с семьи. Когда родители поддерживают ребёнка, он замотивирован, знает, что хорошо, а что плохо, быстро прогрессирует.

Некоторым же детям недостаёт родительского внимания, и справляются они гораздо хуже. Потому что не научены дисциплине и житейским тонкостям. С такими ребятами мы работаем усиленнее, но это не всегда даёт результат. Даже если у ребёнка сильный характер, ему нужен тот, кто будет направлять. И лучше всего это может сделать семья, ведь тренер и команда не могут быть рядом постоянно.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram