Представлять Крым как извечную пороховую бочку национальных и религиозных конфликтов для жёлтой прессы стало уже давно привычным делом. Свою лепту в создание этого опасного мифа вносят иные недальновидные политики и историки, извлекающие из многовековой летописи взаимоотношений наших народов только страницы войн и распрей. Возникает впечатление, будто кто-то задался целью убедить наши народы, что славяне и татары никогда не жили в дружбе и мире. Между тем именно благодаря тесным взаимосвязям, военно-политическому союзу между Крымским ханством и вновь образованным Московским княжеством стало возможно не только их становление, но и будущее величие России.
Союз Москвы и Бахчисарая
Ещё со школьных лет всем известно, что реальную независимость Московское княжество получило после так называемого «стояния на реке Угре» в 1480 году, при поддержке крымско-татарских воинов Московскому князю Ивану III, без которой неизвестно чем закончилось бы это противостояние.
Следует подчеркнуть, что союз Москвы и Бахчисарая был очень крепок со времён рассвета одной из самых сильных империй мира – Золотой Орды и до самого её краха в 1502 году. Именно этот союз противостоял коалиции ордынцев с сильнейшим в то время на востоке Европы государством – княжеством Литовским. Ведь именно в союзе с крымским ханом Российское государство в ходе войн 1487–1494 гг. и 1500–1503 гг. отвоевало у княжества около трети территории, включая города Мценск, Брянск, Чернигов, Путивль...
Союз крымских татар и русских продолжался и после Московского государства, во времена русского царства и Российской империи.
С позиций сегодняшнего дня Крым для России выглядит «лабораторией по выработке форм и методов национального согласия народов разных культур, вероисповеданий и традиций». Именно здесь, на крымской земле, решался сложный вопрос не просто присоединения новых территорий к Российской империи, но и включения ранее чуждых народов в культурно-цивилизационное и духовное пространство русской государственности. А это образование, культура, военное искусство и отношения глубокого доверия.
Это был уникальный исторический опыт, который активно использовался в период присоединения к Российской империи территорий Средней Азии и Кавказа. Мало кто знает, что именно на его основе российский муфтият во главе с муфтием Искандаровым плотно и неустанно работал в Средней Азии, разъясняя местному населению сущность Российской империи и истинное положение мусульман в стране, а не то, что пропагандировали англичане. Этот опыт, кстати, актуален и для нынешних времён, в том числе и для выравнивания отношений с Украиной и не только.
Прародители Русского царства
Всем известно, что первый царь Всея Руси Иван Васильевич, прозванный Грозным, являлся старшим сыном Великого князя московского Василия III и Елены Глинской. В свою очередь, Глинские ведут происхождение от крымца Мамая, родившегося в Старом Крыму и являвшегося беклярбеком и темником Золотой Орды в г. Кафа (совр. Феодосия, где впоследствии он и умер. За своё правление Мамай также был наместником всего Крыма и Северного Причерноморья, а после и всех западных владений Золотой Орды.
В 1575 году вторым великим князем Всея Руси стал прямой потомок Чингисхана Симеон Бекбулатович, сын султана Ногайской орды Крымского ханства и правнук правителя Большой Орды. Симеона видел своим преемником и настаивал на этом и сам Иван Грозный, его выбор, как и ряда других государственников, основывался на том, что последний являлся представителем рода Чингизидов, а следовательно, имел необходимый авторитет в системе политических представлений того времени. Кроме того, есть данные, что бояре готовили заговор против Ивана Грозного с целью возведения на царский престол Крымского хана Девлет-Герая, другого представителя рода Чингизидов.
Однако заговор провалился из-за его вероломства, которое чуть не погубило, но в итоге даже спасло Россию от опричной чумы. В разгар Ливонской войны сей крымский хан поклялся не совершать набегов на Россию, если Иван IV снимет с южных границ регулярные войска. Но коварный Девлет нарушил договор, прорвал ослабленную границу и двинулся на Москву, осадил и поджёг лишённую регулярной армии столицу. Царь бросил клич всем, кто может носить оружие, в том числе и опричникам. Однако «особые люди» направили его в спины героев-ополченцев. В конце концов народ-победитель разобрался и с бежавшим внешним врагом, и с попрятавшейся внутренней заразой. Обманутый батюшка-царь поддержал массы. Были казнены князья Вяземские, Черкасские, Василий Грязной, даже любимый воевода Алексей Басманов… Самый же страшный злодей Малюта Скуратов сбежал на фронт, там на Ливонской войне и погиб.
Таким образом, кроме того, что татары Крыма, стали прародителями истоков основания Русского царства и активно участвовали в управлении им, они и генетически повлияли на руководящее и дворянское сословие страны!
Об этом свидетельствует и то, что в царской России насчитывалось 302 татарских княжеских рода, от Акчуриных и Девлеткильдеевых до Янбулатовых и Юсуповых. Последний, кстати, зачислен в 1891 году в русский княжеский род (по мужской линии), который происходил от татарского правителя Золотой Орды Юсуфа-мурзы. В 1546 году Юсуф-мурза помог своему зятю – Крымскому царевичу и Казанскому хану Сафа-Гирею повторно занять ханский трон. В свою очередь, Сафа-Гирей был женат на знаменитой правительнице Казани Сююмбике.
Без татарщины не было бы России
Во времена правления Екатерины II потомок Юсуфа-мурзы князь Николай Борисович Юсупов, будучи крымцем, являлся главноуправляющим Оружейной палаты и Экспедиции кремлёвского строения, сенатором (с 1788), директором Императорских театров (1791–1796). Он возглавлял дворцовые стекольные, фарфоровые и шпалерные заводы (c 1792), был действительным тайным советником (1796), директором Эрмитажа, министром Департамента уделов (1800–1816) и членом Государственного совета (с 1823). Один из последних и известных потомков Юсуфа-мурзы, князь Феликс Феликсович Юсупов, с согласия императора России Николая II, 22 февраля 1914 года сочетался браком с княжной императорской крови Ириной Александровной и являлся мировым меценатом, самым богатым и одним из самых влиятельных людей России. В 1909–1912 годах, учась в Оксфордском университете, он основал Русское общество в Великобритании, а в 1910-е годы возглавлял Первый русский автомобильный клуб, размещавшийся в доме первого Российского страхового общества. Единственная дочь князя была замужем за графом Н.Д. Шереметевым. Дворянство пророчило Юсупову Ф.Ф. престол императора России, но помешала революция.
Скажите теперь, какой из народов планеты Земля принял столь непосредственное участие в становлении Российского государства, его социальном, культурном и техническом развитии, его защите и прославлении. Назовите хоть один народ, с которым русские так сильно переплетаются исторически и мирно проживают в одной стране, одной общей Родине, фактически не разделяя границ. Укажите хоть один народ, с которым у русских так много общего.
Давайте почитаем внимательно наших классиков – евразийцев П.Н. Савицкого, С.Н. Трубецкого, Л.Н. Гумилёва и других. Их однозначное мнение: русский суперэтнос сформировался путём славяно-тюркского слияния. А что означает фраза П.Н. Савицкого «без татарщины не было бы России»?
Ведь и развал великой многоэтнической русской цивилизации в 1991 году осуществили три славянина, тюрки же в лице Н. Назарбаева и И. Каримова стояли до последнего, пытаясь сохранить культурно-цивилизационную основу СССР. А чем закончились попытки Горбачёва и Ельцина уйти от азиатского Востока и встроиться в «цивилизованный Запад» – сегодня всем очевидно. Вспомним того же Чубайса…
ХХI век, это уже не век государств и этносов, но мировых этнокультурных цивилизаций и союзов на их основе, противостоящих транснациональным и глобальным корпорациям и мировому финансовому капиталу в целом. Китай реализует свой собственный глобальный проект и как цивилизация далёк от наших культуры и традиции. Так что есть над чем задуматься, размышляя о будущем России и выбирая себе союзников. Ниже мы остановимся на выборе Екатерины Великой.
Обо всём вышеизложенном стараются умалчивать и боятся говорить. Союз славянского и тюркского мира, который практически на 90% сложился естественным образом, мирно уживается на территории одного государства. Сегодня именно он необратимо воссоздаст былую мощь России в ранге «супердержавы», а это, как известно, многим невыгодно.
Центр геополитических интересов
Так получилось, что именно Крым долгое время был в центре всех геополитических интересов Русского государства – был его непотопляемым фрегатом! В свою очередь, крымские татары сыграли большую роль не только во всех этапах становления русской государственности, но и в развитии в нём дипломатии. Именно Бахчисарай, а после и Карасу-базар (временная столица Крымского ханства) долгое время были своего рода главными связующими звеньями во взаимоотношениях с общими соседями.
Свидетельство тому и подписанный в Крыму «Карасубазарский мирный договор 1772 года между Российской империей и Крымским ханством. Заметим – подписанный ещё до заключения знаменитого Кючук-Кайнарджийского договора и утверждения Россией и Турцией Акта «О мире, торговле и границах обоих государств» 1783 года.
Уже после того как Крым во время правления Екатерины II соединился с Российской империей в новом формате, просвещённая монархиня приложила много усилий для дальнейшего усиления союза с крымскими татарами. Своими мудрыми решениями постаралась привлечь а свою сторонуне только их симпатии н, но и всех магометан (мусульман) России.
17 июня 1773 года по велению императрицы Священный Синод издал Указ «О веротерпимости всех вероисповеданий», запрещавший православным архиереям вмешиваться в дела других вероисповеданий. Указ сопровождался словами Екатерины II: «Как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то Ея Величество, из тех же правил сходствуя Его Св. воле, в сём поступать изволит, желая только, чтобы между Ея подданными всегда любовь и согласие царствовали». 22 сентября 1778 года Екатерина II издала Высочайший указ «Об определении Мулл и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания магометанской веры для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». Это был указ о придании исламу второй и равнозначной христианству государственной религии империи. Нигде на «цивилизованном» Западе ничего подобного быть по определению не могло!
Также впервые муфтият был взят под государственное обеспечение, и муфтиям устанавливался государственный денежный оклад, так, к примеру, муфтий Гуссейнов получал 1500 рублей в год.
Кроме того, муфтияту Крыма она дала самостоятельность и переподчинила ему всех мусульман западных территорий империи и Восточной Европы.
Также по указу Екатерины II Крыму были переподчинены территории Таманского полуострова, южной и юго-восточной Украины, т.е. территория Крымского ханства фактически осталась в прежних границах. А самое главное, Екатерина II не забыла преданность крымских татар в защите общего Отечества, и 1 марта 1784 года ею был подписан Высочайший императорский указ «О составлении войска из новых подданных, в Таврической области обитающих…»
Во главе этих войск стоял секунд-майор Батыр-ага…
Воины прибывали на службу на своих лошадях крымской горной породы, с крымской породой служебных собак и со своим вооружением: саблями, пиками, луками, которые, кстати сказать, при тогдашнем несовершенстве огнестрельных ружей были грозным оружием в руках опытных лучников. Одним из командиров вновь образованных воинских формирований был военачальник последнего хана Крыма Шагин-Гирея – князь Меметша Кантакузев, который, кстати сказать, стал адъютантом Светлейшего князя Потёмкина-Таврического, участвовал в штурме Очакова, за что был удостоен ордена Святого Владимира.
В 1787 году, во время знаменитого путешествия императрицы Екатерины II в Крым, императорский кортеж в Перекопе встречал первый дивизион крымско-татарских воинов, который сопровождал её до самого Бахчисарая, где её ожидали ещё два дивизиона, состоявшие из крымских татар. Вот как сама императрица описывала эти события в письме к учёному Гримму: «Всю дорогу нас конвоировали татары, а в нескольких верстах от Бахчисарая мы нашли всё, что есть лучшего в Крыму, на коне. Картина была великолепная!»
Форпост на южном направлении
На первом плане для российских государей стояла задача обеспечения безопасности с южного направления. Постоянные войны и набеги приносили неисчислимые беды населению, разоряли экономический уклад российских территорий. Екатерина II также увидела и ценность Крыма в выходе к Чёрному морю. Следовательно, второй военно-стратегической причиной присоединения Крыма стало стремление обрести устойчивый выход к морю.
Во время войны с наполеоновской Францией в 1806 году мусульманское население Крыма во главе со своим муфтием Муртазой Челеби заявило о своём желании выставить нужное число конных полков для защиты Отечества. В результате было сформировано 4 конных полка пятисотенного состава, названных по месту их формирования – Симферопольским, Перекопским, Евпаторийским и Феодосийским.
Во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской армии Симферопольский и Перекопский полки в составе корпуса знаменитого атамана Платова принимали участие в сражениях при Смоленске, Можайске, Бородино, Малоярославце, Тарутине... Евпаторийский полк участвовал в битве при Кульме, а Феодосийский нёс пограничную службу на реке Южный Буг.
Везде, где бы ни воевали крымско-татарские воины, они изумляли всех своей храбростью и умением владеть оружием.
Например, они мастерски владели не только луком и шашкой, но и «кулюк-балта» – старинным крымско-татарским оружием, напоминавшим маленькую кирку и потому страшным в ближнем бою.
Участвуя в походе на Францию, крымско-татарская конница первой вошла в Париж и после сдачи города дислоцировалась на Елисейских полях.
Герцог Вюртембергский, ставший свидетелем подвигов крымско-татарских воинов, был настолько удивлён, что назвал их «лучшей конницей мира».
Историк Исмаил Мурза, подводя итоги участия татарских полков в войнах против наполеоновской Франции, писал: «Крымско-татарские полки вернулись домой через шесть с половиной лет, вернулись не в том составе и не в том виде, как вышли из Крыма, но зато в точности исполнив долг присяге и послужив Отечеству с некоторою пользою и славой, о чём свидетельствуют раны, полученные крымцами, и знаки отличия...»
Памятуя о былых заслугах крымско-татарских воинов, в 1826 году император Николай I подписал указ о формировании лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона. Воины этого эскадрона в 1827 году участвовали в штурме крепости Варна, участвовали в обороне Севастополя, отличились в сражении у Чёрной речки в ходе Крымской войны 1853–1855 гг., а в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. участвовали в сражениях при Плевне, Ловче, Горном, Дубняке…
После принятия закона о всеобщей воинской повинности из призывников Крыма был сформирован Крымский конный полк. Именно воины этого полка первыми встретили на границе России будущую императрицу Александру Фёдоровну, а впоследствии – несли охрану царской семьи во время её пребывания в Ливадийском дворце.
В 1909 году императрица Александра Фёдоровна, узнав о строительстве полковой мечети в Симферополе, пожертвовала из своих средств на эти цели 10 тыс. рублей, а в день открытия мечети объявила о своём шефстве над этим полком.
Благодарные воины назвали свою мечеть «Джемиет Валиде», что значит «Мать народа».
5 ноября 1909 года император Николай II также зачислил себя в списки указанного полка. В 1910 году приказом по военному ведомству офицерам полка присвоены при парадной форме вне строя алые мундиры.
Крымско-татарские воины прославились и на фронтах Первой мировой войны, во время которой полк вошёл в состав Сводной кавалерийской дивизии генерала Скоропадского на Северо-Западном фронте, участвовал в сентябрьских боях 1914 года в Августовских лесах, затем вошёл в состав 4-й Отдельной кавалерийской бригады и участвовал в декабрьских боях в Восточной Пруссии.
В январе 1915 года полк вошёл в состав 30-го армейского корпуса и был переброшен на Юго-Западный фронт, где участвовал в боях в Карпатах. В апреле 1915 года полк вошёл в состав 33‑го армейского корпуса.
Во время Брусиловского прорыва 1916 года часть полка являлась войсковой конницей 33-го армейского, а другая 41-го армейского корпусов 9-й армии.
Весной 1920 года один из конных полков из числа крымских татар служил в Петербурге. По состоянию на 1 ноября остальные воины базировались в Ялте и в Ливадийском дворце.
Даже после революции и становления её ценностей – в это смутное время лейб-гвардии Крымско-татарский эскадрон продолжал существовать на самостоятельном обеспечении. Вот так выглядит небольшая часть из большого героического пути, пройденного вместе крымско-татарским и русским воинством. Не изменив присяге, в 1922 году он прекратил своё существование. Таким образом, крымские татары 138 лет служили Крыму и России как единому Отечеству.
В завершение хотелось бы сказать, что аналогичного беспрерывного воинского союза и пути у России более не было – такого не встретишь и нигде в мире.В связи с чем «Крымская лаборатория мира и согласия» нашла в результате опытов и исследований формулу строительства мировой этнокультурной цивилизации нового типа.
Л.Г. ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник
А.Э. МЕМЕТОВ, учредитель Крымского отделения академии, профессор Академии геополитических проблем, майор