Жестокое Красное море – 2
№ () от 22 мая 2019 [«Аргументы Недели », Николай ТОНОРОВ ]
«АН» продолжают публикацию цикла статей, посвящённых научным открытиям доктора биологических наук Валерия Зюганова, создателя эликсира «Леюрус Арктика +».
В ПРЕДЫДУЩЕМ номере мы начали рассказывать об экспедиции Зюганова в Хургаду с целью наполнения океанариума Московского зоопарка экзотическими видами рыб и моллюсков Красного моря. Несмотря на предварительную подготовку и «разведку боем», первый же заплыв за красивыми брюхоногими моллюсками и яркими звёздами мог стать последним в жизни биолога.
Смертельно ядовитый моллюск
…Плавая с маской над рифом, Зюганов увидел сразу оба искомых вида – красивого моллюска длиной сантиметров 15 и облапившую его всеми пятью лучами малиновой расцветки морскую звезду. Взяв в руку жертву (моллюска) и приклеившегося к жертве хищника (звезду), биолог было поплыл к «базе», но почти сразу ощутил шевеление своей добычи и с изумлением увидел, как полуживая звезда отвалилась от моллюска. Вся оральная сторона звезды (там, где расположено ротовое отверстие) была полупереварена. Звезда оказалась жертвой! Моллюск же размахивал по сторонам своим костяным гарпуном, пытаясь добраться до пальцев биолога.
От неожиданности Валерий выронил моллюска. И быстренько уплыл.
Минут через пять с помощью Павла (прикреплённого специалиста от зоопарка) Зюганов снова подобрал моллюска, и они доставили его на берег. Паша, рассмотрев, что это, долго качал головой:
«Да-а… Действительно, новичкам везёт. Это же географический конус – Conus geographus. Один из самых опасных ядовитых моллюсков. Его яд – конотоксин быстро парализует жертву (в основном рыб). Яд блокирует передачу сигналов от нерва к мышцам и единственный способ спасения – пустить кровь на месте укуса. Между прочим, ежегодно у берегов Австралии от укуса конусов погибает больше людей, чем от акул».
Вечером хозяин Red Sea Aquarium (там остановились россияне) подтвердил эту информацию. «У нас недавно несколько иностранцев пострадали от конусов. Вам повезло, что моллюск перед этим закусил морской звездой и был малоактивен. Всевышний поберёг вас», – заключил Ахмед.
Групер + мурена, совет да любовь
Прихлёбывая традиционный кофе, в первый момент Зюганов воспринял рассказ Ахмеда о феномене совместной охоты групера и мурены на коралловых рыбок как рыбацкую байку по-арабски.
«Не может быть! Это как если бы наши щука и окунь вместе охотились на пескаря», – смеялся русский. Импульсивный араб обиделся: «У нас на Красном море всё может быть. Давай завтра же смотаемся на рифы за островом Малый Гифтун, там я много раз наблюдал эту охоту. Если я выдумал – с меня виски. И наоборот».
Ахмед был опытным дайвером, сертифицированным членом всемирного клуба PADI. Сказано – сделано. На следующий день биологу повезло, и он, следуя знакам Ахмеда, воочию убедился в наличии этого парадоксального «симбиоза по типу мутуализма – когда обеим сторонам выгодно». Объединённая арабо-российская команда сноркелингистов почти полдня потратила, наблюдая за парой случаев этой захватывающей охоты.
Вкратце описать это чудо можно так. Групер (отряд – окунеобразные), как правило, днём охотится на мелкую коралловую рыбу и настигает её во время преследования между двумя коралловыми скоплениями. Мурена (отряд – угреобразные) обычно днём спит, а ночью быстрым броском из укрытия (как наша щука) настигает добычу. Биолог наблюдал, как крупный (до 80 см) групер после досадного промаха (жертва юркнула в коралловые заросли) стал барражировать вокруг рифа, пока не нашёл мурену, которая дремала, чуть высунув голову из щели. Групер стал делать ей энергичные знаки – кивал, играл спинным плавником и щёлкал пастью. Мурена всё поняла и поплыла к месту, которое ей показал групер. Биолог в изумлении завис не дыша. Затем мурена ловко выгнала рыбку на открытую воду, и… групер съел рыбку. Мурена почему-то не обиделась и опять «пошла спать».
В другом случае групер помельче (до 50 см) пригласил другую пятнистую мурену на охоту, но она в итоге съела рыбку сама. В обоих случаях партнёры по охоте не дрались за добычу, даже не обижались друг на друга и, что удивительно, – не пытались «крысятничать» и прятать добычу. Обоим выгодно: и ленивой мурене, которая без «наводки» не найдёт рыбку, и груперу, который не способен влезть пастью в заросли жгучих кораллов. Прямо-таки совет да любовь.
Позже Валерий жалел, что не взял с собой в Египет видеокамеру с подводным боксом – могли бы получиться сенсационные кадры. Десять лет спустя, в начале нулевых, международный научный журнал PLOS Biology опубликовал статью европейских и египетских биологов о совместной охоте на Красном море груперов и мурен, а также груперов и рыбы-наполеона (губановые). Статья эта была перепечатана многими мировыми СМИ как крупное открытие «мутуализма» среди хищников.
«Жить без приключений нам никак нельзя»
Запомнился Зюганову эпизод с полуметровым осьминогом. Они за ним долго гонялись. Он от негодования менял цвет с жёлтого на зелёный, потом на красный. Наконец, попался. Привезли его к Ахмеду. Поместили в 200-литровый аквариум. Закрыли стеклянной крышкой и сверху для верности придавили кирпичами. Головоногий моллюск забился в угол и сидел тихо. На следующее утро пришли проверить и ахнули – крышка сдвинута, кирпичи упали, а упорный осьминог в луже воды пытается ползти в сторону моря. В награду за упорство его отпустили.
Помощь Ахмеда состояла не только в предоставлении «базы». Главное – он помог русским, не нарушая местных законов, вывезти в Москву морских «экзотов». Павел к концу экспедиции составил на английском языке список выловленных гидробионтов, Ахмед переписал его на арабский язык и позвонил своему двоюродному брату в Каир. У брата был свой аквариумный магазин в столице. Павел с помощником сели в автобус и уехали на 2 дня в Каир. Там они, заплатив всего 200 долларов и вручив брату Ахмеда русский сувенир, получили официальный счёт («фаттура» по-арабски) и полный список животных на вывоз со всеми полагающимися подписями и печатями. Якобы купили у него в магазине. Получив список, биологи отправились смотреть пирамиды. Проблем с таможенниками в аэропорту Хургады при выезде не было вообще.
Пока Павел с помощником уехали на 2 дня в Каир, Валерий, Иван и другие наслаждались отдыхом. После того как утром они поменяли воду в аквариумах, Валерий с Ахмедом уехали «на групера», а Иван отсыпался.
ЧП произошло на следующий день. Зюганов возвращался в Хургаду из короткой поездки в Сафагу, когда увидел из окна своей арендованной машины странное зрелище на берегу морского залива, неподалёку от дорожного полотна. На песке стоял джип-внедорожник, рядом на корточках сидели и смеялись два местных жителя, а на огромном верблюде сидели дама и молодая девушка. И обе рыдали.
Валерий остановился и подошёл к группе:
– What is wrong? («Что случилось?»)
– Да вот, мы поехали в сафари-тур с местным, говорящим по-русски, а потом он привёз нас сюда, к верблюду, и предложил сфоткаться, а теперь они не хотят снять нас с верблюда. За это надо заплатить 10 долларов. Помогите нам! – попросили женщины-туристки из России.
– Немедленно снимите женщин, – потребовал, сняв на всякий случай очки, Валерий.
– Слюшай, иды-иды от нас, нэ мэшай дэлыть бызнис, – попытался грубо толкать биолога чернявый громила.
Тело немедленно вспомнило боксёрские навыки, и Валерий коротким апперкотом слева в клацнувшую челюсть свалил хама на песок. Но сзади плёткой замахивается его юркий напарник с искажённым от злости лицом...