Аргументы Недели Сахалин → Общество № 18(662) от 16.05.19 13+

Детская художественная школа о Великой Отечественной войне

, 08:34

В День Победы в стеклянном павильоне городского парка состоялась выставка работ учащихся и выпускников Детской художественной школы г. Южно-Сахалинска «Помним». По просьбе организаторов из архива художественной школы было передано 20 работ, посвящённых теме Великой Отечественной войны.

По словам культорганизатора парка Анны Боровиковой, девятого мая более ста человек, взрослых и детей посетили павильон и посмотрели картины.

Благодарные зрители

Некоторые посетители выставки не раз и не два обошли стенды с детскими работами.

Родилась я в 1940 году в городе Малоярославце, недалеко от Москвы, я дитя войны, оккупации, рассказывает посетительница выставки, жительница Южно-Сахалинска Татьяна Пирогова. – Четыре месяца у нас стояли немцы. Они пришли к нам второго октября, мне было два с половиной года. Сама я, конечно, этого не запомнила, но, по словам мамы, мои глазёнки видели фашистов, видели повешенных сельсоветчиков, партизан… Вот эта картина – «Дети войны», которую написала 12летняя девочка (Ким Ми Гён), передаёт нашу боль, наши чувства, страхи… Там лежит хлеб. Конечно, тогда не могло быть этого батона, это было бы великим счастьем, лучшим подарком… Современным детям трудно это понять. Но картина прекрасная, очень она мне понравилась. Или эта «В тылу врага» (Ольга Ким). Вот откуда ребёнку знать, что партизан так и должен выходить из леса?! Крадётся. Посмотрите на ноги, на выражение лица – настороженное и ожесточенное. Мне очень нравится. Удивительно, как это выходит у юных художников.

Есть картины светлые, посвящённые Победе. Я помню Победу очень хорошо. Мой сосед дед Тимофей пришёл с войны с привязанной култышкой вместо ноги. Мы играли в войнушку. Я спряталась под юбку своей бабушки, стирающей белье, и «стреляла» из-под юбки во «врагов». Мне Славка кричит: «Танька, ты убита! Убита!» И тут бабушка руками взмахнула и побежала, и все закричали: «Победа! Победа!» Вокруг кричат, обнимаются, целуются. Столы на улицу вынесли. А дед Тимофей меня на руки взял: «Танюшка, Победа! Победа!» Вот такое мое детское воспоминание. Не приведи Бог, ни вам, ни вашим детям, никому никогда знать войны.

Другие посетители выставки подолгу останавливались у некоторых картин, обсуждая свои впечатления с родными и друзьями.

Выставка производит большое впечатление, рассказывает горожанка Арина Белова. – Дети очень талантливо передали настроение в своих работах. И настроение великого праздника. И ужас войны. Смотришь на многие картины, и на глаза наворачиваются слёзы. Спасибо большое за эту выставку!

Ей вторит Наталья Каменева, стоящая у картины Екатерины Субеевой «Письмо потомкам»:

За душу берёт. Очень хорошо это детям удалось. К некоторым картинам возвращаюсь снова и снова.

Есть на выставке и дети, вот как описывает свои ощущения от увиденного Тоня Глухова:

Смотря на картину «Свидание», сразу же вспоминается Василий Тёркин:

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий

Вся округа на виду.

Гденибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

Страшно, продолжает Тоня. – Смотрю на картину «Осада Сталинграда» Юлии Дё, и даже спустя столько лет страшно смотреть, страшно представить войну и разрушения, которые она принесла.

Секреты  мастерства

Некоторые вопросы посетителей выставки мы адресовали заведующей художественным отделением Детской художественной школы Юлии Апатьевой:

Военная тема так обширна. Каким образом ребёнок определяется с тем, что ему предстоит рисовать? Насколько свободен его выбор?

Сначала детям озвучивается обобщенная тема, предоставляется иллюстративный материал (фотографии военного времени, иллюстрации художников и т. д.). Затем ребёнок самостоятельно решает, что станет темой его работы. Преподаватель попутно делает необходимые уточнения, помогает с детализацией. Но в выборе тематики, сюжета юные художники абсолютно самостоятельны.

Посетителей выставки удивляет эмоциональность детских работ, умение оказать сильное впечатление на зрителя. Дети уже научены специальным приёмам, секретам мастерства, позволяющим производить такой эффект?

Естественно. Даже довольно маленькие наши ученики знают о влиянии цвета на передачу каких-либо эмоций, на восприятие картины зрителем. А если это уже взрослые дети, от 12-13 лет, то в их арсенале достаточно профессиональных приёмов для работы. То же самое касается движения, поз, жестов. Всё это дети учатся передавать грамотно и достоверно. Ребята имеют возможность работать, к примеру, с архивными фотографиями военных лет, впечатляясь и знакомясь с деталями незнакомого им времени.

Какая задача ставится перед рисующим ребёнком: впечатлить зрителя или просто работать от души, от сердца?

Не думаю, что ребёнок задумывается о том, как бы ему впечатлить, поразить того, кто будет смотреть на его рисунок. Ему важнее выразить себя, своё отношение к теме. Может быть, именно поэтому детские работы такие искренние и трогательные.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram