> На государственном поприще - Аргументы Недели

//Общество 13+

На государственном поприще

№  () от 15 мая 2019 [«Аргументы Недели », Сергей СЕРАФИМОВИЧ ]

330 лет назад на свет появился «птенец гнезда Петрова» государственный деятель, воин, дипломат и активный борец с засильем бироновщины воевода Артемий Петрович Волынский.

Славен род

Точная дата рождения Артемия Петровича Волынского, потомка в десятом колене героя Куликовской битвы Дмитрия Михайловича Боброка Волынца, не установлена. Но род был славен не только Боброком. Историк Игорь Курукин установил, что в династии Волынских были и Гедиминовичи, и канонизированный святой игумен Клопского монастыря Михаил, и герой взятия Казани Михаил Вороной. Любимец Ивана Грозного Вороной был единственным членом Ближней думы, не будучи опричником.

Все представители рода числились по военной части. В Смутное время Волынские растерялись: кто служил царю Василию Шуйскому, кто – Лжедмитрию, однако большинство отличились в ополчении Минина и Пожарского.

Прадед Артемия стольник Степан Иванович был одним из тех, кого Борис Годунов отправил с польской миссией в Англию. Ему было поручено искать союзника против Польши и «просить 200 тысяч рублей… а меньше 40 не брать». В итоге послы получили 20 тысяч. Было ещё одно поручение, правда, безрезультатное: вернуть в Россию четырёх «детей боярских», посланных туда на учёбу. В целом миссия не вполне удалась, но зато случилось знакомство с учёным Фрэнсисом Бэконом.

Дед Волынского Артемий Степанович участвовал в Литовских походах 1654–1656 годов, за что был удостоен «поместных 130 четвертей земли и прибавкой к жалованью в девять рублей». Но выше стольника, как и его сын – отец Артемия, не поднялся. Волынские затерялись среди низших чинов государева двора. То же самое ожидало и Артемия Петровича. Если бы не его честолюбие и Пётр I. И как ни странно, фаворит Анны Иоанновны Эрнст Иоганн Бирон.

 

 

Служба

Службу 15-летий отрок начал в 1704 году рядовым второй роты Преображенского полка. Через 12 лет он, участник Северной войны и Полтавской баталии, – уже подполковник. Затем была служба под командованием Александра Меншикова в особой воинской части –«генеральном шкадроне». В Прутском походе «генерального шкадрона» ротмистр Волынский присутствовал при заключении позорного мира с турками, когда Пётр I был готов распрощаться со всеми завоеваниями в Прибалтике и Псковом в придачу. Однако царь службы Волынского не забыл и назначил дипломатическим курьером.

Турецкий султан Ахмед III, объявив очередную войну России, весь персонал российского посольства в 205 человек бросил в подвалы Семибашенного замка. Не избежал этой участи и курьер Волынский.

После плена Волынского назначили главой российского посольства в Исфахане, где он подписал торговый договор с Персией. Затем были губернаторство в Астрахани и женитьба на двоюродной сестре императора Александре Нарышкиной.

Последним поручением Петра было обеспечение выбора наместника хана Калмыкии. С задачей не допустить конфликтов калмыков с соседями и не позволить недовольной местной знати «откочевать в иные владения» Волынский успешно справился. После чего получил назначение в Казань. А в Санкт-Петербург Волынский вернулся после смерти Петра уже генерал-майором.

 

 

Вверх по лестнице…

В 1728 году Пётр II возвращает Волынского губернатором в Казань, но через два года, перед самой смертью (14-летний император скончался 19 января 1730 года в Лефортовском дворце от оспы), отстраняет его от должности. Причиной отставки стал конфликт с казанским митрополитом Сильвестром, на стороне которого выступили князья отец и сын Долгорукие, чья служба заключалась в том, чтоб потешать малолетку разными забавами.

Противники же Сильвестра в Синоде, в свою очередь, начали проверять доносы на священнослужителя. В Казань были посланы синодальные следователи, и Волынский по должности был вынужден стать представителем власти в этом расследовании. В итоге оба стали засыпать Синод доносами друг на друга.

Но тут на престол взошла племянница Петра, вдовствующая курляндская герцогиня Анна Иоанновна, и свару на раз прекратила. Волынского назначают в «комиссию о размножении конских заводов» с предписанием создать новые центры племенного коневодства в дворцовых волостях. Так он попал в зависимость от фаворита Анны Иоанновны, любителя лошадей герцога курляндского Бирона.

От конюшенных дел его отвлекла война с Польшей. После смерти польского короля Августа II Россия никак не могла согласиться с занятием трона французского ставленника Станислава Лещинского. У России был свой кандидат – сын почившего короля[end_short_text] Фридрих Август. Волынский участвовал в польской кампании вначале как дипломат, а затем как командир драгунского отряда в 2500 сабель. За ту кампанию Волынский получил чин генерал-лейтенанта, и карьера вновь пошла в гору. В 1736 году он уже обер-егермейстер в чине генерал-аншефа (придворный чин II класса в Табели о рангах Российской империи). В его ведомстве любимое занятие императрицы – царская охота.

 

 

Хозяин

По справке Коммерц-коллегии за Волынским числилось несколько имений в 240 га и 2574 душ. С другой стороны, доход от них был невелик, поскольку Волынский, занятый службой, хозяйством не занимался, перепоручив это приказчикам: иноземцу Филиппу Боргию, Афанасию Глинскому, Михаилу Нечаеву и стряпчему Андрею Чернышёву. А те, как водится, подворовывали. А ещё он в свободное время любил читать. Его библиотека насчитывала 537 книг на русском, немецком, польском и французском языках. Были там и словари, и иностранные буквари. Воевода языками в совершенстве не владел, но старался освоить. Книги были только учёные: по географии, коневодству, математике, юриспруденции и политике, описанию торжественных церемоний, русской истории и военному делу.

 

 

Через великий порог перешагнул

Вершиной его карьеры стало назначение кабинет-министром. Именной указ Сената от 3 апреля 1738 года о назначении Волынского главой правительства был разослан по всем местам империи.

«Волынский теперь себя видит, что он по милости её императорского величества стал мужичок, а из мальчиков, слава Богу, вышел и через великий порог перешагнул или перелетел», – так Артемий Петрович сообщил о своём назначении своему родственнику. Для этого ему понадобились 34 года и рекомендации Бирона.

На новом месте Волынский стал наводить порядок во всех ведомствах и особо в военном, адмиралтейском (после смерти Петра флот гнил) и иностранном. Постепенно он становится единственным докладчиком у императрицы. Именно он устроил для потехи императрицы шутовскую свадьбу в Ледяном доме, прекрасно описанном Иваном Лажечниковым. В его планах было увеличение грамотности населения, улучшение торговли, финансовой и правовой сфер.

Успехи Волынского не давали покоя его врагам. Особенно ещё одному сподвижнику Петра Великого Генриху Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману, инициатору образования кабинета министров.

Остерман собрал на Волынского компромат, и того, отрешив ото всех дел, арестовали. Следствие вела Тайная канцелярия.

Cтало известно, что Волынский в разговорах со своими конфидентами не раз высказывал мнение, что в России при монархическом правлении дворяне должны быть более привилегированным сословием. А духовенство, жители городов и крестьяне также должны иметь определённые права и привилегии. А ещё он предлагал сократить армию и сбалансировать бюджет государства. Царица долго сомневалась, нужно ли наказывать толкового министра. Но в конце концов решилась, и следственная бригада во главе с генерал-аншефом Андреем Ивановичем Ушаковым и тайным советником Иваном Ивановичем Неплюевым была преобразована в суд. В итоге суд вынес решение: «За безбожные, злодейственные государственные тяжкие вины Артемия Волынского яко начинателя всего того злого дела, вырезав язык, живого посадить на кол». Четверых проходящих по этому делу приговорили к четвертованию и ещё одного к колесованию с отрубанием головы, а их имущество конфисковать.

Роковую роль в приговоре сыграло и то, что Волынский, став первым чиновником государства, начал активно выступать против засилья немцев в России. В том числе и против своего благодетеля Бирона.

27 июня 1740 года, в день полтавской победы русских над шведами, на Сытной площади Санкт-Петербурга казнь состоялась.

Императрица проявила милосердие. Безъязыкого Волынского на кол сажать не стали. Отсекли правую руку и голову. Двум его помощникам Андрею Хрущёву и Петру Еропкину отрубили головы, а остальных конфидентов наказали битьём кнутом и ссылкой «на вечное житьё».

Похоронили Волынского на Выборгской стороне на погосте при церкви Сампсона Странноприимца. Дети Волынского были высланы в вечную ссылку.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте