Удастся ли Кокорину и Мамаеву после годичной паузы вернуться в большой футбол? С этим вопросом «Аргументы недели» обратились к ведущему научному сотруднику института медико-биологических проблем, доктору медицинских наук, специалисту в области спортивной психологии Вадиму Гущину.
- Удастся ли Кокорину и Мамаеву вернуться в большой футбол?
- Тут есть два аспекта. Во-первых, возвращение чисто физическое, физиологическое… Люди возвращаются после тяжелейших травм и совершенно спокойно играют. Более того, бывают случаи, когда появляется даже некая свежесть…
- Соскучились по мячу…
- Совершенно верно. Отдохнули от футбола. Это полезно иногда. Потом, что такое пребывание в гипокенезии, когда нет нормального объема движений? Это похоже, например, на пребывание в больнице. Представим, что они год провели в больнице. Тоже скучно, мало движения… Но после этого люди возвращаются, совершенно спокойно. То есть это не является проблемой. Проблемой является психологический аспект. Аспект социальный – как общество, как зрители примут их возвращение. Мы же видим случай Глушакова. Прав он или не прав в своем отношении в Каррере, но зрители банально мешают ему проявлять себя в «Спартаке». Это очевидно. И таких случаев много. Даже великого Льва Яшина после ЧМ в Чили освистывали, и он долго не мог выйти на прежний уровень – потому что испытывал страшное психологическое давление. И Кокорина с Мамаевым это же ждет. Ну и последнее, это собственно игра в футбол. Понимаете, пропадает… острота футбольных ощущений. Все это легенды - что «мастерство не пропьешь». Ведь решения принимаются на высочайшем темпе игры. Это вам не ветеранский мячик перекатывать. Техника-то от них никуда не уйдет, а вот восприятие, острота… Они же нападающие – игроки, которые живут на инстинктах, на очень острых ощущениях… Вот это очень даже может уйти. Хотя, восстановится, наверное, со временем…
- Вы наверняка видели их поведение в суде. Насколько у ребят крепкая нервная система? Хотя, наверное, крепкая - раз играли на таком высоком уровне, попали в сборную…
- Я так не думаю. Что же они в тюрьму попали, если у них такая крепкая нервная система! Обычно, психологически устойчивый человек, когда сталкивается с оскорблениями, не бьет по лицу и бросает стулья. У них явно отсутствует психологическая саморегуляция и дисциплина. Вся их карьера это показывает. Они не способны себя мотивировать на жесткое, профессиональное отношение к делу. А без этого вернуться быстро на высокий уровень будет как раз очень даже трудно. Но то, как уверенно вели себя в суде - может быть, как раз связано с реакцией на вот это «освистывание». Судя по всему это их даже отчасти мотивирует. Типа: а я вам докажу! То есть человек совестливый, чувствительный, рефлексирующий – он бы этого не выдержал. Человек Достоевского. А люди с такими социальными ориентирами, как они, могут просто это «освистывание» игнорировать. Я вам ничего нет должен – пошли вы все! У нас таких спортсменов в последнее время много стало. И в каком-то смысле это им даже в плюс – могут абстрагироваться от социального давления. Хотя на подсознание все равно этот свист давит.