Аргументы Недели → Общество 13+

Тупой и еще тупее … – массовое оглупление человечества идет полным ходом?

, 12:54

Как не прискорбно констатировать этот факт, но как сейчас модно говорить «что-то где-то пошло не так», и вместо дальнейшего развития человечества, имеем прямо противоположную и немного «странную» картинку. Началось все с того, что несколько лет назад норвежские ученые опубликовали результаты тестов около 730 тысяч человек, на IQ – показатель коэффициента интеллекта, который в каждом десятилетии 20 века стабильно увеличивался в среднем на три пункта.

Данное увеличение получило название «эффект Флинна», по имени новозеландского философа Джеймса Флинна, который в середине восьмидесятых показал, что IQ устойчиво рос на протяжении последних 50 лет. Но вот результаты норвежцев, французов, а также ученых ряда других стран, показали обратную картинку – планомерное снижение уровня интеллекта, что заставило всех насторожиться. Какие же факторы могли привести к тому, что мир повернул свое развитие?

Явное и не однозначное явление, это снижение веса мозга современного человека. Понятно, что проводить аналогию между килограммами и мыслительной способностью человека не совсем верно, но факт остается фактом – вес мозга современного человека за последние 100 лет уменьшился в среднем на 200-250 граммов. Ведь мышление, для нашего организма – это оказывается очень энергозатратный процесс! В спокойном, бездумном состоянии мозг потребляет около 10% энергии, которую тратит организм на поддержание жизнедеятельности, а уж когда мы начинаем «думать», этот параметр доходит до 25%! Шквал информации, заставляет мозг постоянно работать в режиме перегрузки, вот поэтому организм и ищет способы снизить непосильную для него энергетическую нагрузку. Т.е. не думать. Поэтому, британские ученые уверены в том, что уменьшение размеров мозга продолжится, тем более что все большую функцию по обработке информации, и ее запоминанию берут на себя компьютеры. 

К слову, всеобщая компьютеризация населения Земли, называется как один из главных факторов оглупления человечества. Темпы развития происходят так стремительно, что объем информации в мире удваивается каждые два года и за последние полвека человечество узнало больше, чем за три предыдущих столетия. Но в то время как цивилизация стремительно накапливает новые знания и общий уровень развития общества неуклонно растет, отдельно взятый человек, увы, не становится все более развитым интеллектуально. Ученые сравнили уровень образованности современного человека и человека Викторианской эпохи и выяснили, что тогда люди были более развиты и изобретательны. По некоторым показателям мы даже проигрываем кроманьонцу! Скорость психофизических реакций с 1889 года снизилась у мужчин и женщин почти на 40%. Доступность и отсутствие необходимости запоминать большие объемы информации приводит к так называемому «пиксельному» или «мозаичному» мышлению, когда у человека отсутствует умение мыслить логически и иметь свой собственный взгляд на мир. Действительно, зачем знать таблицу умножения, когда есть калькулятор, зачем учить правила языка, когда текстовый редактор поправит все за вас и расставит знаки препинания? Доступность информации во всемирной паутине играет злую шутку, обесценивая знание исторических дат, географических названий и много другого. Оказалось, что обилие и прямой доступ к этой «копилке знаний» вовсе не приводит к ускорению человеческой мысли.

Но есть и другие, совсем неоднозначные параметры снижения уровня развития. Статистические данные говорят нам о том, что у умных людей, которые имеют высокий социальный статус и достаточно хороший уровень образования банально рождается детей меньше, чем у людей с более низким культурным и интеллектуальным уровнем. Исландские ученые пошли дальше и выделили некий «ген образования» - аллели, который самым прямым образом взаимосвязан с уровнем культуры и интеллекта. Люди, носители данного гена, подвергаются негативному отбору, так как заводят меньше детей. Или вот еще мнение, что умные женщины не только в большей степени озадачены построением карьеры, но и понимают все сложности воспитания детей в современном обществе и рожают меньше. Таким образом, имеем в «среднем по планете» однозначное снижение уровня IQ. 

Ряд ученых склоняется к тому, что идет неуклонное снижение значимости эволюционной роли естественного отбора, так как современному жителю планеты нет необходимости ежедневно бороться за свое выживание. Получается, что человечество променяло свой творческий потенциал на социально спокойное существование, в котором, если обратиться к примитивному сравнению, не надо высовываться и тогда однозначно сможешь размножиться и передать свой ген следующему поколению. Современная культура и общество воспитывает человека, для которого высокий интеллект просто не нужен. Ум перестал приносить выгоду и выполнять функцию престижа и известности. Умный человек уже не является авторитетом и с точки зрения традиционного обывателя скучен, неинтересен и занудлив. Помните – «не асилил, многа букф». Пересмотру подвергаются знания как таковые, а их место занимают многочисленные «лайфхаки». Достигнутый цивилизацией технологический уровень полностью обеспечивает воспроизводство, но создается впечатление, что касательно умственных способностей наступает некая «эпоха отката». В любом случае, снижение интеллектуального уровня – это уже установленный наукой факт.

Все бы ничего, если бы еще и не удручающее состояние мирового образования, которое также однозначно влияет на ум и интеллект будущих поколений. Да-да, мы говорим не только про американцев, среди выпускников школ которых не более 50% могут показать, где находиться город Нью-Йорк и путают штат Джорджия с Грузией, а почти половина взрослого населения не умеет читать и писать. Где книги в магазинах покупает не более 3% жителей и то 97% покупателей совершают покупку не для того, чтобы их прочитать, а использовать лишь в качестве подарка. Но вот уже и в России качество школьного образования сильно оставляет желать лучшего. Социологические исследования пятилетней давности поражают своими цифрами – лишь 17% молодежи России может воспринимать информацию адекватно, а 44% воспринимают ее полностью неадекватно! Почти две трети школьников не обладали навыками грамотного чтения, методами обработки информации, запоминания исторических событий, и на этом фоне возникают различные казусные и дикие для нормального человека вещи. Так, для современной молодежи Куликовская битва и Ледовое побоище – это одно и то же событие, а Наполеон и Бонапарт – это два разных человека. Культура древней Руси сродни народным сказкам, которые в жизни никогда не пригодятся. Петр I, оказывается, воевал с фашистами, Ганнибал пожирал людей, а уж про то, кто такие Кутузов и Жуков, современная молодежь и слыхом не слыхивала. 

Беда с математикой. В ходе исследования около 300 тысяч работ по математике учеников пятых-девятых классов России выяснилось, что 65% пятиклассников испытывают серьезные проблемы с произведением самых простых арифметических действий как сложение, вычитание, деление и умножение. В девятом классе свыше 50% учеников не могут решать выражения с корнями, а 75% не справляются с решением системы двух уравнений. Если не начать что-то предпринимать в этой области прямо сейчас, то лет через пятьдесят-семьдесят мы не то что начнем осваивать Луну или Марс, а снова будем бегать по лесу с дубинками.

Хотя нет, не с дубинками. Вот какой портрет человека будущего нарисовали английские эксперты-анатомы. Пройдя ряд мутаций, человек превратится в высокое 1,8-2 м существо с щуплым телом и миниатюрным мозгом. Уменьшится кишечный тракт и половые органы, а вот конечности удлинятся, и на пальцах появится больше нервных окончаний, так как нужно будет управлять многочисленными техническими устройствами посредством сложной координации рук и глаз. Уменьшится количество зубов и размер рта, а вот глаза наоборот увеличатся, чтобы компенсировать орган общения. Из-за смешения рас, кожа станет более темной, а все волосы на теле практически исчезнут. Представили? Жуть какая-то получилась. Классическое изображение инопланетянина, но те, правда, зеленого цвета. Так что давайте не будем доводить дело до крайностей и как барон Мюнхгаузен, вытаскивающий себя за волосы из болота, «вытащим» себя из сложного периода начинающегося «отупления» человечества. Тем более что извне нам вряд ли кто поможет.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram